Наверх

ИЗБРАННОЕ

Вся система управления России ориентируется на командный стиль, управление отождествляется с приказом, распоряжением, контролем, а не поиском скрытого от глаз потенциала, считает вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов. Это не дает развиваться свободному мышлению, не скованному жаждой «распила» бюджетных денег, без которого невозможен успех в современном мире. Гениев много не бывает, уверен автор статьи, но без них не будет столь необходимых прорывных решений.

В чем главный потенциал России?

В Татарстане говорят об амбициозных планах, что замечательно, но только сравнение с соседями выглядит неубедительно. В 90-е годы, когда социально-экономические показатели Башкортостана, Самарской и Нижегородской областей смотрелись предпочтительнее, а в Москве твердили, что суверенитет тормозит реформы в Татарстане, тогда любое опережение соседей убеждало в верности выбранного пути. Сегодня мы на другом этапе. Республика сохранила потенциал сельского хозяйства, уберегла КАМАЗ и многие предприятия машиностроения, нарастила строительную базу, создала новые направления переработки нефти и газа. Мы вырвались на международную арену. Казань называют третьей столицей. Нужны иные ориентиры, нежели отстающие соседи.

 

25-02-16-2.jpg

Рафаэль Хакимов - вице-президент Академии Наук РТ

 

 

Развитие республики сдерживает нестабильность рубля, падение его курса и отток капитала из России. Бегство капитала — это бегство светлого будущего из страны. По оценкам ЦБ, в 2015 году отток капитала из России, составил около $60 млрд., что намного ниже предыдущего года (около $100 миллиардов). Однако в январе 2016 года отток капитала составил всего-то 4,6 млрд. против $11,4 млрд. годом ранее. Казалось бы, налицо явный прогресс, но не в сторону светлого будущего. Для сравнения: вся антикризисная программа поддержки экономики в 2016 году составила 827 млрд. рублей (около $10 миллиардов). Так сколько мы потеряли и что поддержали? Напомним, в 1998 году перед дефолтом масштабы бегства капитала составили $17 млрд., что стало одним из факторов финансового краха страны. Сегодня экономика России более прочно стоит на ногах, нежели в конце 90-х годов, но надолго ли хватит ее потенциала? И, собственно, в чем ее главный потенциал?

«Тех же результатов можно было добиться и без сталинщины»

В «Стратегии-2030» правильно пишется о главном ресурсе — человеческом капитале. Финансовые ресурсы — один из многих источников развития и не всегда главный. А там, где есть человеческий капитал, туда тянутся и финансовые потоки.

 

25-02-16-3.jpg

Презентация «Стратегии-2030»

 

Под ресурсами мы обычно понимаем материальные, финансовые, сырьевые источники, причем предпочитаем количественные параметры. Объем выработанной электроэнергии для нас показатель роста экономики, но если есть новейшие технологии, то можно меньше тратить энергии. Некоторые ресурсы просто «валяются» у нас под ногами, но мы их не видим, потому что не умеем смотреть. В школе нас нагружали количеством знаний, но не учили смотреть, не учили навыкам добывания новых знаний.

Вся система управления России ориентируется на командный стиль. Управление отождествляется с приказом, указом, распоряжением, контролем, администрированием, а не поиском скрытого от глаз потенциала. Многим нравится пример Сталина, который начал со станкостроения, тяжелой промышленности и таким образом поднял оборонку. Все это связывают с железной волей диктатора. «Эффект Сталина» заключался не в жесткой руке, а в максимальном использовании имеющихся ресурсов, включая беспощадную эксплуатацию человеческого труда, закрепощение крестьян.

В сталинском режиме хотят найти какой-то простой ответ, ключик, вернее, отмычку для немедленного успеха. Не авторитаризм определял успехи страны, а талантливые люди, появившиеся на волне революционной свободы и еще не уничтоженные в застенках ГУЛАГа. Тех же результатов можно было добиться и без сталинщины. В США без всякой диктатуры прошла аналогичная мобилизация. Во времена Великой депрессии у США в наличии было только 600 боевых самолетов первого класса. В начале Второй мировой войны их производство резко возросло до 90 тыс. самолетов в год (в СССР — 15379 до спада производства). В США не хватало денег, чтобы оплачивать военные расходы, не хватало золота для закупок из других стран, но было достаточно ресурсов, которые благодаря грамотному управлению сумели мобилизовать для укрепления оборонного комплекса. В России любят командовать, но не умеют управлять. Россия вся завалена ресурсами, как ни одна страна мира, но в стране не хватает трезвых голов.

Поиск ресурсного потенциала

Иная парадигма в экономике — это поиск ресурсного потенциала там, где, на первый взгляд, его нет. Для этого нужно свободное мышление, не скованное жаждой «распила» бюджетных денег. Ресурсы валяются вокруг нас, прямо под ногами. Разве мы могли представить в 90-е годы, когда занимались восстановлением Казанского кремля (без копейки денег), что через 20 лет он станет одним из самых посещаемых объектов в России? Занимаясь 1000-летием Казани, мы не могли даже вообразить, что нашу столицу посетят 2,7 млн. человек. Мы туризм не рассматривали как ресурс. По социологическим данным, в середине 90-х годов сознание большинства руководителей было ориентировано на продажу сырой нефти под вдохновляющим лозунгом «Татарстан — второй Кувейт». Реставрируя Кремль и отстраивая Казань, мы еще рассуждали в терминах суверенитета, а не экономики. Мы думали о престиже республики, но не в плане привлечения инвестиций. Мы хотели повысить гордость населения за родной Татарстан и, конечно, думали о решении политических проблем. Мы отстаивали право на свой путь. Кремль скорее был символом, нежели туристическим объектом. Позитивный имидж республики сработал как на инвестиционную привлекательность, так и на туризм. Сегодня туризм стал реальным ресурсом не только пополнения бюджета, но и занятости населения.

 

25-02-16-4.jpg

«Самостоятельность и ответственность при принятии решений — важнейший ресурс государственной политики»

Правильная организация труда людей — это громадный ресурс. Эффективная организация работы республики как «Корпорации Татарстан» — громаднейший ресурс. Для этого не нужно значительное финансирование. Это вопрос не расширения штатного расписания, скорее, наоборот, сокращения аппарата за счет отбора эффективных, а главное, ответственных работников.

 

При доминировании командного стиля управления сократить штатное расписание не удастся в принципе, ибо «вертикаль власти» требует послушания, исполнительности, а не эффективности. Исполнительность в российском понимании исключает самостоятельность. В то же время эффективность управления напрямую зависит от делегирования полномочий. При командном стиле управления действует один из принципов Паркинсона, который гласит: «Объем работы возрастает в той мере, в какой это необходимо, чтобы занять время, выделенное на ее выполнение». Самостоятельность и ответственность при принятии решений — важнейший ресурс государственной политики.

«Гениев много не бывает…»

Мировой опыт показывает, что самая эффективная рабочая группа насчитывает не более 5 - 7 человек. Когда размер подразделения выходит за рамки 7 человек, возникают внутренние трения, появляются бездельники, оппозиция, кляузники, сплетники, короче, балласт, а если службы насчитывают десятки человек, то появляется острая необходимость в организации самой организации. Тут же появляется потребность в «летучках» на 1,5 часа, важных совещаниях и коллегиях во главе с президиумом, где десятки высококлассных специалистов (массовость — показатель важности мероприятия со времен комсомольских собраний) отвлекаются от непосредственной работы.

 

Стив Джобс, Билл Гейтс, другие выдающиеся менеджеры свои изобретения делали с небольшой группой, которую затем доводила до товарного вида компания. Этой группе незачем было совещаться, они занимались мозговым штурмом, каждый сотрудник точно знал свои задачи, у них не было начальника в иерархической структуре, ибо не было самой иерархии, они не могли свою задачу переложить на кого-нибудь, а общий руководитель был всего лишь модератором. Только так можно решать прорывные задачи. Для изобретения новых технологий не надо много людей. Гениев много не бывает, но они должны быть хорошо организованы и ответственны. Если нет команды для прорывных решений, работа остальных провисает.

 

25-02-16-5.jpg

 

Любая самостоятельность и творчество сопровождается ошибками. Поэтому руководители боятся давать самостоятельность подчиненным, а те, в свою очередь, не хотят брать на себя ответственность — от греха подальше. Однако нет другого способа повышения эффективности управления, нежели делегирование полномочий. Основная масса руководителей придерживается командного стиля управления. На словах они будут говорить об ответственности исполнителей, но на деле будут требовать послушания под видом соблюдения административной дисциплины. Когда такое происходит в отдельном коллективе — это полбеды, но когда это провозглашается на уровне государства, то это ошибка стратегическая, а порой и историческая.

Существует устойчивое соотношение под названием «Принцип 20/80». Это представление о том, что в любой ситуации примерно 80% работы будет выполнено 20% ее участников. В большинстве стран 20% преступников совершают 80% всех правонарушений, 20% автомобилистов устраивают 80% всех аварий; 20% любителей пива выпивают 80% всего пива. Значит, эффективных работников будет примерно 20%. Вопрос не в том, чтобы оставшиеся 80% заставить работать, а проблема заключается в том, чтобы найти именно эти 20%. Система поиска и отбора талантливый людей — еще один ресурс.

Источник: Рафаэль Хакимов,

«Бизнес-онлайн»

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены