Создание ковров — древнейший вид искусства в странах Востока. Искусство ковроткачества передавалось от одного мастера к другому, а сами ковры - из поколения в поколение. Они считались одними из самых дорогих семейных, племенных и народных ценностей. Орнамент ковров - яркий пример культурных и экономических связей создававших его народов. Важный исторический источник, который содержит в себе информацию о духовном мире человека.
Растительный орнамент |
В иконографии восточного ковра большое место занимали сюжеты, связанные с культом плодородия. Идея рая как цветущего сада оказала сильное влияние на орнамент ковров. На коврах в различных интерпретациях присутствуют символические изображения древа жизни. Растущее дерево воспринималось как символ плодородного, орошаемого водой оазиса, символ жизни.
Персидский ковер
В искусстве доисламского периода образ древа жизни изображался в сопровождении птиц и зверей. С принятием ислама, запрещавшего изображения творений Аллаха, древо представляется в виде куста или вазы с цветами, выполняет эстетическую функцию и служит напоминанием о райской цветущей обители.
Персидский ковер |
Животный орнамент |
Животный орнамент на коврах был связан с культом священных животных-тотемов (они могли принести удачу и оберегать от сглаза) и идеей плодородия. Образы животных наделялись сакрально-магическим значением.Наиболее частым было изображение птиц, которые, по представлениям мусульман, приносят успех и удачу.
Туркестанский ковер
С принятием ислама орнамент начал изображаться стилизованно и абстрактно, так как исламские догмы запрещали изображение живых существ.
Персидский ковер |
Солярный орнамент |
Солярные символы были тесно связаны с культом небесных светил, который был широко распространен почти у всех народов мира.
Медальон в центре ковра часто символизирует луну, а узор из ромбов с зазубренными листочками по краям - чешую рыб, которые в час полнолуния поднимаются к поверхности воды, чтобы полюбоваться отражением луны.
|
Символика ислама |
Распространение ислама привело к созданию новых иконографических символов, которые широко представлены в восточных коврах.
Например, орнамент «рука Фатимы» – число пальцев означает пять главных заповедей ислама и пять почитаемых мусульманами пророков: Мухаммед, Али (двоюродный брат и зять Мухаммеда, ставший одним из первых халифов), Фатима, Хасан и Хусейн.
В качестве декора ковров используются архитектурные элементы: ниша или михраб – стилизованное изображение кельи для молитв, которая в мусульманской мечети всегда обращена в сторону священного города Мекки.
Традиционным мотивом является лампада, горящая непрерывно в месте отправления религиозного культа – символ божественного бессмертия.
Турецкий молитвенный коврик. Композиция с нишей и висящей по центру лампадой |
Гранат |
Гранатовое дерево – один из самых распространенных мотивов восточного ковра, а также единственный символ, который имеет широкое распространение в мусульманской иконографической традиции.
Персидский ковер. В центральном поле изображение стилизованного гранатового дерева
Превращение граната в символическое изображение связано с тем, что гранатовое дерево требует немного воды для произрастания и может расти почти на любых почвах. Плоды граната являются символами богатства, процветания и изобилия. А в некоторых культурах гранат считался символом солнца. |
Геометрический орнамент |
Традиционные геометрические мотивы имеют не только декоративное значение — в них вкладывался глубокий смысл. Ткачиха могла отразить на ковре свое желание выйти замуж, или желание родить ребенка, или рассказать о своей семье и т.д. Целый ряд мотивов турецких ковров связан с такими важными составляющими жизненного цикла как рождение и продолжение рода. Прежде всего, это мотив, получивший название «руки в боки»– сильно геометризованное изображение подбоченившейся женщины.
Другой орнамент: «лента для волос» - отражал желание девушки выйти замуж, поскольку в Турции девушки растили волосы, не обрезая их до самой свадьбы.
Среди геометрических орнаментов часто встречаются сюжеты, связанные с прославлением сил природы и идеей плодородия: древо жизни, цветочно-растительный мотив, образ сакральных по религии животных и т.д.
|
Источник Ковры. Энциклопедия
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя