Здесь есть вещи, которых больше нет нигде |
Короткие узкие коридоры, соединяющие вереницу камер, уходят все глубже. В этом подземелье нет жизни. Но она есть на стенах, запечатлевших истории древних времен. Вот в свете ламп солнечная ладья пускается в свое ночное плавание по загробному миру, а вот бог смерти Осирис в компании бога солнца Ра и бога ветра Шу. А между рисунками - иероглифы, повествующие о правилах жизни в загробном мире и божественном суде.
Но как же дурно здесь пахнет! Ядовитый аммиак, выделяемый экскрементами миллионов летучих мышей, населявших этот подземный мир последние 2700 лет, глубоко въелся в камни и смешивается с воздухом. Приходится надевать противогазы.
В одном из коридоров создатель лабиринта оставил приветствие будущим посетителям: «О, живые, родившиеся и еще не родившиеся, да придут в эту гробницу, чтобы увидеть, что в ней. Бог Амон-Ра дарует вам долгую жизнь, ежели вы чтите бога и поправляете в этой постройке то, что разрушилось».
«Похоже, нас тут ждали», - улыбается 72-летний французский египтолог Клод Тронекер, почетный профессор Страсбургского университета. Вот уже 20 лет он исследует эту гробницу - крупнейший подземный погребальный комплекс в Долине царей и один из самых больших, когда-либо найденных в Египте.
«Здесь есть вещи, - говорит Тронекер, - которых больше нет нигде».
|
Объект, окутанный легендами и загадками |
Некрополь аль-Асасиф находится к западу от Нила, на территории древнеегипетского мегаполиса Фивы, в окрестностях современного Луксора. Среди множества гробниц и святилищ у подножья горной гряды выделяется роскошный погребальный храм женщины-фараона Хатшепсут.
В нескольких сотнях метров к востоку от этого грандиозного сооружения и притаилась в скале та самая гробница-лабиринт TT33, в недра которой сейчас спускаются Клод Тронекер и его коллеги. TT в этой аббревиатуре означает Theban Tomb, «фиванская гробница».
TT33 была построена для высокопоставленного вельможи Падиаменопе, о котором с его же собственных слов известно, что он был «первым жрецом», «толкователем святых книг» и отвечал за архив и церемонии при дворе фараона.
Благодаря статуе Падиаменопе, хранящейся в Египетском музее в Каире, исследователи знают, как он выглядел: приземистый мускулистый мужчина в расцвете лет, с круглой головой, маленьким ртом, довольно мягкими чертами лица и уже намечающимися залысинами. Известно, что Падиаменопе был женат, но никто не знает, когда именно он жил: в гробнице не обнаружено ни одного упоминания имени фараона, которому служил сановник. «Лишь по некоторым надписям и рельефам можно предположить, что Падиаменопе родился в 710-м и умер в 640 году до нашей эры, - говорит Тронекер. - А саму гробницу построили, вероятно, в 680 году до нашей эры».
Первые сообщения о захоронении еще в 1737 году опубликовал один английский священник.
А в конце XVIII века участники египетской экспедиции Наполеона даже отважились зайти в эти таинственные камеры. Но потревоженные летучие мыши погасили свечи, и некоторые из соратников Бонапарта не вернулись из лабиринта: кто-то, заблудившись в темноте, провалился в глубокие шахты, кто-то отравился аммиаком.
Только в конце XIX века немецкому египтологу Йоханнесу Дюмихену из Страсбургского университета удалось почти полностью описать это подземное сооружение. Правда, после смерти Дюмихена о нем снова забыли. А примерно в 1900 году доступ в гробницу номер 33 был вообще закрыт по распоряжению египетских властей.
Клод Тронекер, возглавив в Страсбурге ту же кафедру, что и Дюмихен, сразу же заинтересовался гробницей, окутанной легендами. Предположив, что закрытое на многие десятилетия неизведанное захоронение может сулить большие открытия, Тронекер в 2004 году добился разрешения открыть склеп Падиаменопе.
|
В лабиринте |
За малоприметной дверью в скале простирается подземный лабиринт с 22 камерами на трех уровнях, вырытых в скальной породе на глубине до 20 метров. «Длина лабиринта превышает 320 метров, а общая площадь TT33 составляет 1060 кв. метров», - говорит Тронекер. Даже место последнего упокоения фараона Рамзеса II в соседней Долине царей меньше на 200 кв. метров - и это притом, что, по словам Тронекера, в гробнице Падиаменопе все еще есть засыпанные шахты и неоткрытые камеры.
Однако усыпальница жреца уникальна не только своими размерами, но и рисунками и надписями, которыми испещрены стены захоронения. Общая площадь этих изображений - 2622 кв. метра. На таком пространстве можно разместить 10 теннисных кортов! Впервые осветив стены лабиринта фонариком, Тронекер застыл в изумлении: его взору предстали тысячи символов и изображений, вырезанных или нарисованных на штукатурке. Вскоре он понял, что имеет дело с целой библиотекой, «копиями всей древнеегипетской «загробной» литературы. А многое из этого никто никогда не видел».
В подземной «библиотеке» Падиаменопе Тронекер нашел копии более древних текстов, написанных около 2350 года до н.э. на стенах погребальных камер внутри пирамид. Он разбирал «Книгу врат» и «Книгу пещер» и уже в первых камерах гробницы увидел «Книгу мертвых» -своего рода путеводитель по царству мертвых, составленный около 3550 лет назад. В ней собраны наказы и особые заклинания для тех, кто предстанет перед посмертным судом, где покойник должен заручиться поддержкой своего сердца, которое древние египтяне считали вместилищем разума: «Сердце мое, не действуй против меня перед богами! Приветствую тебя, о сердце!».
|
Бесчисленное множество вопросов |
В самом центре захоронения Тронекер обнаружил текст «Книги Амдуат», в которой описаны путешествия бога солнца Ра по загробному миру. Потом еще одну книгу и еще.
«Гробница номер 33 - крупнейший литературный архив древнеегипетской цивилизации! - не скрывает восторга исследователь. - Столь хорошо сохранившихся текстов, да еще и скомпонованных по времени их создания, больше нигде нет».
Эти находки позволяют ученым лучше понять образ мыслей древних египтян, для которых могила была не только последним местом упокоения, но и домом для души. Строительство гробницы было самым главным «проектом» в жизни древнего египтянина, подготовкой к путешествию в загробный мир. Падиаменопе рядом с дверным проемом написал, что ему хорошо в его гробнице, «любимом месте».
Но почему в гробнице собрана целая библиотека? Кто должен был читать все эти тексты? И с какой целью?
|
Исчезнувшее |
Падиаменопе жил в эпоху войн. В начале VII века до н.э. в дельту Нила с севера вторглись ассирийцы, захватив древнюю столицу Мемфис и потеснив фараона, правившего в Верхнем Египте. Преодолеть кризис древним египтянам помогло обращение к своей славной истории. Были вновь переписаны древние сочинения, восстановлены прежние культы, в моду вошли исторические изображения. Падиаменопе тоже предстает в своей гробнице в одеяниях и с прическами из разных эпох.
По словам Тронекера, «и сама гробница - калейдоскоп различных архитектурных стилей, своего рода демонстрация достижений египетского погребального зодчества».
Портики в районе входа характерны для архитектуры того времени. За ними находится имитация могильного сооружения времен Нового царства - периода между 1550-м и 1070 годом до нашей эры. Далее большая лестница ведет направо к величественной усыпальнице с каменным саркофагом - эта погребальная постройка характерна для периода пирамид, который продолжался примерно с 2700-го по 2170 год до нашей эры. Иначе говоря, те, кто когда-то бродили здесь в свете факелов, совершали путешествие в прошлое, в историю египетской культуры.
Получается, вся эта огромная могила - музей погребальной культуры Древнего Египта?
«Да. Я уверен, - говорит Тронекер, - что Падиаменопе создал общественный музей. Можно сказать, он был первым египтологом». Впрочем, в некоторые уголки этого «музея» посторонним вход был запрещен. Большой четырехугольник в центре сооружения был заперт и защищен заклятием. «Сюда допускались только приверженцы и жрецы местного божества Монту, - объясняет Тронекер. - Это их молитвенная комната. А каменный квадрат в центре - кенотаф, копия символического надгробия бога мертвых Осириса в Абидосе». В то время Абидос был главным местом паломничества в Египте. В нишах стояли фигуры богов, а стены украшали тексты из шести различных книг.
А для самого Падиаменопе нашлось место среди этой музейной загробной роскоши? «Его мумия, - говорит Тронекер, - покоилась в особо секретном месте».
Шахта, ведущая к кенотафу, уходит на глубину около семи метров. Далее коридор ведет в помещение, в конце которого находится еще одна шахта. По ней можно спуститься в склеп. «Здесь были личные покои мертвеца», - объясняет Тронекер. В задней стенке склепа - потайной ход, ведущий наверх, в зал высотой около пяти метров и площадью почти пятьдесят квадратных метров: это погребальная камера, стены которой тоже украшены текстами и барельефами. Под этим залом Тронекер и нашел собственно могилу Падиаменопе, маленькую камеру в форме гроба: «Здесь, вероятно, и лежала мумия покойного».
Мумия исчезла, как и все приданое, которое когда-то полагалось умершему для путешествия через тысячелетия. Зато остались литературные сокровища.
«Хорошо бы, - делится своей мечтой Тронекер, - снова превратить этот дворец мертвых в то, чем он когда-то был - в музей».
Пожалуй, это слишком дорогостоящая мечта. И поэтому она реальна не больше, чем плавание на солнечной ладье по загробному миру.
Источник: GEO
|
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя