Хорошая архитектура не оставляет равнодушным. Это комплексное впечатление связано с чувственным удовольствием от звуков в стенах здания, в которое мы попадаем, атмосферы, особого вида из окна или света, отраженного полом. Древние здания с их монументальным обликом вызывают эмоциональную реакцию, но поэзия может скрываться и в самой простой ситуации – повторяющейся, резко очерченной тени бетонных колонн аркады.
Собор Святой Софии (537г.) (Стамбул, Турция) |
Собор Святой Софии – бывшая церковь, в 1435 г. превращенная в мечеть. План здания был составлен не профессиональными архитекторами, а специалистом по проективной геометрии и учителем стереометрии и физики, поэтому проект получился авантюрным, бросающим вызов строительным нормам. Снаружи здание возвышается над окружающими постройками как сложное нагромождение геометрических форм. Минареты XVIвека строгой рамой обрамляют здание.
|
Храм Каилашнат (773г.) (пещеры Эллора, Махараштра, Индия) |
В вулканической скале в Эллоре вырублено 33 храма: 12 из них буддийские, периода Гупты, 4 джайнистских и 17 индуистских. Храм Каилашнат впечатляет тем, что он был вырезан из скалы, а его внутренняя и внешняя поверхности покрыты замысловатой резьбой с символами и фигурками индуистских священных писаний.
|
Замок Белой Цапли (1581г.) (Химейи, Япония) |
Немногие из знаковых японских зданий сохранились до наших дней из-за пожаров. Замок Белой Цапли сохранился потому, что его стены были покрыты белым огнеупорным гипсом. Свое название здание получило от этой своей особенности, а также от грациозно вздымающихся карнизов, похожих на летящую цаплю.
|
Базилика Святого Петра (1593 г.) (Ватикан, Италия) |
Собор Святого Петра – центр римского католицизма. Над его созданием работал Микеланджело до самой смерти. Барочный интерьер, созданный Бернини, содержит множество произведений на религиозные темы, его роскошный балдахин над высоким алтарем восхищает. |
Золотой храм (1601г.) (Амритсар, Индия) |
Харимандир саиб, или Золотой храм, - одно из канонических мест, которое является примером сикхского архитектурного стиля, взаимодействия архитектурных тенденций ислама и индуизма. Неспокойная политическая обстановка XVвека превратила это святилище в жертву и свидетеля столетнего конфликта, в котором сикхи защищались от вторжения турок и моголов. Храм много раз перестраивался и каждый раз представал во всей своей красе, отражая силу и процветание своих последователей.
|
Мечеть шейха Лютфаллы (1619 г.) (Исфахан, Иран) |
Мечеть шейха Лютфаллы – одно из величайших сокровищ иранской архитектуры. Она названа в честь ученого-шейха Лютфаллы Маизи аль-Амили, пришедшего в Исфахан по просьбе шаха Аббаса Iи жившего на этом месте. Купол мечети песочного цвета, несмотря на то, что испещрен бирюзовыми цветами в виде завитков.
|
Церковь Сан-Карло алле Куаттро Фонтане (1641г.) (Рим, Италия) |
Расположенная на перекрестке улиц с фонтанами на каждом углу, отсюда название — алле Куатро Фонтане, церковь известна фигурой Нептуна (персонификация реки Арно), вмонтированной в боковую стену. Струящийся дизайн церкви размывает границы между архитектурой и искусством.
|
Тадж-Махал (1653г.) (Агра, Индия) |
Мавзолей построен в память о старшей жене могольского императора Шах-Джахана – Мумтаз-Махал – в год ее смерти. Он символизирует богатство и мощь могольской империи и носит шрамы бурной истории разорений и реставраций. Отражение в мраморе утреннего солнца делает его розоватым, а лунный свет заставляет полудрагоценные камни, которыми Тадж-Махал инкрустирован, икриться, делая его похожим на бриллиант.
|
Хэмптонский дворец Правосудия, восточный и южный фасады (1694г.) (Хэмптон Вик, Миддлсекс, Англия) |
Строительство дворца Правосудия было начато в 1514 году для Кардинала Уолси, но его дом был конфискован. Сэр Кристофер Рэн, занимавшийся модернизацией дворца, изменил стиль, в котором был построен дворец. Результат получился уютным и жизнерадостным. Стиль, в котором он был перестроен стал позже практически официальным стилем домов Великобритании. Особо популярным стало использование круглых окон.
|
Чизвик-хаус (1725г.) (Лондон, Англия) |
Чизвик-хаус построен по проектам Ричарда Бойля, графа Берлингтонского, при помощи Уильяма Кента. Берлингтон построил большую часть Чизвик-хауса по подобию виллы «Ротонда» работы Палладио. Одной из особенностей дизайна Чизвик-хауса является постоянное использование геометрических форм, например, восьмиугольный зал в самом сердце виллы.
|
Королевский дворец Мафра (1730г.) (Мафра, Португалия) |
Изначально задуманный как монастырь капуцинов, королевский дворец Мафра развился в огромный проект при короле Джоне V. Он должен был стать португальским Версалем и соперником испанского королевского монастыря Сан-Лоренцо дель Эскориал. Здание является самым большим дворцом в Европе и наиболее роскошным зданием в стиле барокко в мире.
|
Церковь Четырнадцати святых помощников (1772г.) (Бад-Штаффельштайн, близ Бамберга, Германия) |
Церковь названа в честь 14 святых помощников, почитаемых римско-католической церковью, особенно в Германии. Продуманное расположение форм создало «пространственное чудо» церкви – практически круглая центральная зона внутри вытянутой прямоугольной внешней формы. Лепнина церкви является не просто украшением стен, а самостоятельной архитектурой.
|
Версаль (1774) (Версаль, Франция) |
Версальский дворец является лучшим образцом барочной дворцовой архитектуры. В центре дворца находятся парадные покои, примечательные своим размахом – они включают 2143 окна, 1252 камина и 67 лестниц. Первоначально строительство началось со скромного особняка, который разросся до размеров дворца, окруженного одним из самых больших парков из когда-либо созданных. Множество лучших мастеров со всей Европы работали над этим дворцом, который на долгие годы стал олицетворением взглядов Людовика XIV на абсолютную монархию.
Источник: М. Ирвинг «1001 здание, которое нужно увидеть» |
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя