(Часть 2)
На всех пяти континентах есть особые места, где законы глобализации и прогресса теряют свою, казалось бы, безграничную силу. Здесь, на границах прошлого, настоящего и будущего живут люди, благодаря которым сохраняются традиции народов мира с их верованиями, способами выживания и приспособления к окружающей среде. Культура, отличная от привычной нам, охраняется от чрезмерного воздействия глобализации.
Азия | |
Бедуины: следование традициям – гарантия выживания в пустыне |
Арабское слово badawi, от которого произошло название бедуинов, означает «житель пустыни». Некоторые племена, особенно в Саудовской Аравии, занимаются разведением одногорбых верблюдов (дромадеров) и постоянно перемещаются вслед за своими стадами. Рацион пастухов-бедуинов состоит из верблюжьего молока, зерновых, вымениваемых у групп оседлых земледельцев, и фиников, собранных в оазисах.
Большие семьи – основа племен бедуинов. Семейные связи прочны, наборы традиций устойчивы и основаны на великодушии, повиновении и гостеприимстве.
Одежда женщин подчиняется требованиям ислама, предписывающим ношение паранджи. На Западе это обязательство считают своеобразным «ущемлением прав», но на самом деле для бедуинских женщин паранджа служит аксессуаром, способным добавить известной элегантности. |
Палестина: необычайное плодородие «суровой земли» |
История Палестины, как повествуется в Библии, это история невзгод с самых ранних времен. Отчасти это объясняется спецификой территории, которую сложно назвать единым географическим пространством. Со времен египетских фараонов до Османской империи Палестина была театром многочисленных военных действий и завоеваний.
На рынке Палестины Вопреки распространенному мнению об этой суровой земле, Палестина достаточно плодородна и урожайна благодаря тысячам лет труда людей. Место, где палестинцы предпочитают делать покупки, называется Souk. Эти рынки по традиции делятся на части в зависимости от товаров, которыми там торгуют. Есть рынки красильщиков, кузнецов, резчиков по дереву и пропитанный ароматами рынок специй. Основной единицей палестинского общества традиционно является семья в узком понимании – супруги и их дети. Браки чаще всего моногамны и предпочтение при их заключении отдается двоюродным братьям и сестрам. Вопросу обучения, работы и брака решаются властью главы семьи, что зачастую нарушает связи между членами группы. |
Айны: «родственники» алтайцев |
Буквальное название народности айнов (айну) означает «человек» или «мужчина». Большинство айнов проживает на Хоккайдо, но несколько сотен населяют южную часть полуострова Сахалин. Последние систематические исследования доказали наличие тесных связей айнов с тунгусами, алтайцами, а также народами Уральского региона и Сибири.
Одной из наиболее характерных особенностей айнов в прошлом была татуировка в виде усов вокруг рта у женщин. Ее начинали наносить девушкам с момента достижения половой зрелости и после вступления в брак: это было символом того, что девушка стала настоящей женщиной. Быт айнов во многом похож на японский образ жизни – стиль одежды, питание. Тем не менее, они сохранили свои традиционные обряды и религиозные обычаи и возвращались к ним при особых случаях. Традиционное жилище айнов имело форму прямоугольника, поддерживалось шестами. В нем располагалась одна большая комната и одна маленькая, служившая чем-то вроде прихожей. Стены и крыша изготавливались из листьев бамбука или мискантуса.
В центре крыши имелось специальное отверстие, через которое из помещения выходил дым от очага, расположенного в центре большой комнаты. Входная дверь была затянута звериной шкурой или задрапирована. Айны занимались рыбной ловлей на каноэ (основная промысловая рыба – лосось и форель) и охотой, прежде всего, на медведей, оленей, кроликов и горностаев. Женщины собирали семена, дикие растения и съедобные корни. Сегодня охота, речное рыболовство и собирательство уступили место культивации риса и других растений, а также более прибыльному морскому рыболовству. |
Америка | |
Амиши: «железный» занавес традиций |
Сейчас в США проживает около 130 тысяч амишей. Они держатся обособленно от остального американского общества. Их принципы запрещают участвовать в жизни всего мирового сообщества и воспринимать ценности окружающего мира. Традиционно браки заключаются между членами одной общины, а живут амиши в сельской местности. Средства к существованию они добывают с помощью сельского хозяйства, но практически не используют современные орудия труда и технологии, в том числе электричество. Даже одежда амишей не поддается «модернизации» - в их манере одеваться сохранился европейский стиль XVII века.
Эндогамные семьи и тесные связи с родителями укрепляют социальную структуру общины амишей. Но эндогамия привела к генетической изоляции общины амишей, а следовательно к различным наследственным заболеваниям и физическим аномалиям, таким как мышечная дистрофия, гемофилия и микросомия. В 1970-х годах несколько общин амишей вступили в конфликт с властями из-за отказа отправлять своих детей в среднюю школу. Амишам было позволено создать свою собственную школу с программой, которая отражала бы все традиции этого общества.
Глобальные события, происходящие во внешнем мире, заставили-таки амишей выйти из привычной изоляции и столкнуться с реальностью. В последнее время все больше членов конгрегации начинают работать вне общины и принимают такое же участие в социальной жизни, как обычные горожане: они стали даже ездить на такси и пользоваться своим правом голоса. |
Майя: земля – главный источник жизни |
Мексика, Гватемала, Гондурас – территории, населенные народом майя. Вся их экономика основана на выращивании маиса и бобовых, разведении свиней, кур и коз, рыбной ловле, охоте и собирательстве различных овощей и фруктов. Майя иногда «подрабатывают» у местных фермеров на плантациях кофе и сахарного тростника или занимаются продажей продуктов сельского хозяйства и ремесел в городах.
Важным элементом традиции майя является рукоделие, которым занимаются женщины. В последнее время оно рассчитано в основном на многочисленных туристов. Внешний вид и качество керамических изделий, тканей и шерстяных изделий продиктованы пристрастиями покупателей. Особое внимание привлекают циновки, ремни, тряпичные куклы, платки и сандалии.
Стиль традиционных одежд майя различается в зависимости от места их проживания. Мужчины в Тодос-Сантос, например, носят ярко-красные штаны в полоску и рубашки с расшитыми манжетами и воротником.
Традиционной одеждой женщин майя является huipil(просторный жакет), юбка, фартук и шаль. Первый huipilдевушка надевает в возрасте 10 лет, что является признаком ее вступления во взрослый возраст и появления у нее новых обязанностей. Модель, цвета и рисунок этого предмета одежды указывают на возраст, социальное положение женщины и ее предков. Культура майя неразрывно связана с природой, и эта связь выражается в натурализме и религиозной близости с Матерью-Землей. Земля дает майя главный источник жизни – пищу. Этот народ сам себя иногда называет «маисовым народом». Маис составляет основу рациона майя и используется для приготовления не только пищи (например, маисовые лепешки), но и напитков (кофе и алкоголя). |
Арктика | |
Саамы: за Северным полярным кругом |
Происхождение саамов точно неизвестно. Но саамский язык точно принадлежит к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Сейчас саамы живут за Северным полярным кругом на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и на Кольском полуострове на территории России.
Долго являясь охотниками и рыболовами, несколько столетий назад они занялись также разведением северных оленей, став пастухами-кочевниками. Их жизнь соответствовала жизненному циклу северного оленя: периоды потери рогов, спаривания и рождения оленят складывались в своего рода календарь, на который ориентировалось племя.
Несмотря на социальные изменения, вызванные индустриализацией, пастбищное скотоводство осталось важным явлением в жизни саамов, на которое ориентированы все их традиции. Традиционный способ приготовления мяса северного оленя и рыбы состоит в копчении их над костром из веток ольхи. Это гарантирует долгую сохранность мяса и рыбы. Религиозная жизнь саамов определяется их жизнью в тундре, которую, как они считают, населяют духи-покровители. Некоторые горы и озера почитаются как священные территории обитания духов предков. |
Жизнь на берегу Северного Ледовитого океана |
Чукчи живут в Северо-Восточной Сибири между рекой Анадырь и Северным Ледовитым океаном. Согласно языку чукчей, название этноса происходит от слова «чаучу» («пастухи»). Они перемещаются вслед за сезонными миграциями северного оленя.
Он обеспечивает все нужды чукчей: это и транспортное средство, и источник молока, мяса, кожи и сухожилий. Кожа идет на изготовление одежды, обуви и на обшивку жилищ, а сухожилия используются как нити для шитья. Яранга – традиционное чукотское жилище – большой цилиндрический шатер с коническим куполом, состоящий из деревянного каркаса, обтянутого оленьими шкурами и закрепленного на земле при помощи ремней и камней.
Чукчи были открыты русскими в XVIIвеке в процессе колонизации Сибири. В 1919 году Советская Россия взяла территорию чукчей под свой контроль, а в 1930 г. с образованием Чукотского автономного округа был начат процесс индустриализации чукотского хозяйства, чукчи были организованы в колхозы. Появились школы для детей кочевников, которые следовали за перемещавшимися от пастбища к пастбищу семьями, и интернаты, в которых дети учились и жили зимой. Когда родители со стадами отправлялись к побережью.
С тех пор на территории проживания чукчей появились новые отрасли хозяйства, в частности, сельское хозяйство, пушное звероводство и золотодобывающая промышленность. При сохранении традиционных рыболовства, охоты и пастбищного скотоводства, сегодня чукчи применяют современное оборудование, анпример, моторные лодки и ружья. Они также используют вертолеты, чтобы перемещаться за своими стадами и для сообщения между городами и деревнями. |
Уникальность и единство |
Это народы мира, хранители древнейших и интереснейших культур, столь чуждые нашему индустриальному миру люди. Эти этнические группы и сообщества подвергались непрестанной эволюции и одновременно сохраняют свои неповторимые особенности. Каждый народ уникален, но все вместе они составляют единое целое – Человечество.
Источник: Мирелла Феррера «Народы мира» |
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя