Наверх

Кислота на зубе

 

b_450_450_16777215_0_0_images_life_dd_2.jpg

 

 

 

 

 

«Неодинаковость» эмали зубов

Если каплю разбавленной, например однонормальной соляной кислоты нанести на поверхность зуба и удерживать ее там пять секунд, на зубе появится нечеткое шероховатое пятнышко. Через несколько часов оно исчезнет. Будь время выдержки кислоты больше, пятно стало бы заметнее. Такой же эффект вызывает и лимонный сок, и уксус, и пепси-кола с кока-колой. Зубные ткани протравливают и в ходе лечебных процедур при пломбировании «композитами», ведь для лучшего сцепления материала с зубом последний обрабатывают ортофосфорной кислотой.

 

То, что гидроксиапатит кальция (основное вещество, из которого состоят кости нашего организма) растворяется в кислоте, — хорошо известный факт. Зачем же тогда нужна капелька HCI на зубе?

 

Для того, чтобы узнать, одинакова ли степень протравливаемости зубов у разных людей. Из общих соображений ответ очевиден: конечно же нет, ведь свойства эмали у людей разные. Запомним это качество — неодинаковость — и перейдем к рассмотрению болезни цивилизации, кариеса.

 

b_350_350_16777215_0_0_images_life_tooth.jpg

Прошло более века с тех пор, как стало известно, что кариес возникает при взаимодействии зубной эмали с органической  кислотой, а именно молочной — продуктом жизнедеятельности микроорганизма рта. Кормом для них служат сахара. Потому и «болезнь цивилизации»: считается, что причиной распространения кариеса стали изменения в рациона человека, в частности изобретение и широкое потребление сахара. Особенность растворения эмали зуба в том, что оно начинается с подповерхностных слоев, поскольку наружные слои ткани более устойчивы к кислотам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профилактика кариеса

Что происходит дальше, понятно: возникает дефект — полость с рыхлыми и разъеденными стенками, которая заполняется остатками пищи и микроорганизмами. Чем сильнее увеличивается дефект, тем обширнее фронт взаимодействия кислотообразующих микроорганизмов и зубных минерализованных тканей. Возникает порочный круг, и без своевременной помощи стоматолога зуб обречен. Понятно также, что если по какой-либо причине эмаль более кислотоустойчива, то вызвать ее подповерхностное растворение микробам сложнее. И наоборот: чем менее она устойчива, тем ближе исход, фатальный для зуба. Иначе говоря, все дело в элементарной школьной химии — в растворении кристаллов гидроксиапатитов. Соответственно химически совершенно очевидны возможности профилактики: есть меньше сладкого и больше продуктов, содержащих нужные зубу элементы — кальций, фосфор и фтор, а главное, тщательнее и как можно чаще чистить зубы.

 

b_520_315_16777215_0_0_images_life_structure.jpg  

Сквозь зуб идет постоянный поток  жидкости – ликвора

 

Синие различия

 

 

 

 

 

 

 

Степень «протравленности» эмали

 

 

 

 

 

 

 

Биологическая концепция кариеса

 

Современные возможности населения «золотого миллиарда» позволяют в массовом порядке осуществить эти нехитрые действия, что и происходит в действительности, однако... Однако тема этой статьи десятилетиями не перестает быть актуальной, и зубные врачи отнюдь не сидят без работы. В чем же дело?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к химическому опыту по травлению зубной эмали. Устойчивость или неустойчивость ткани к этой процедуре выявить до смешного просто. Чем ниже кислотоустойчивость, тем более грубой, глубокой окажется шероховатость при одном и том же времени воздействия кислоты. Степень же «протравленности» определяют путем прокраски, например, метиленовым синим. Гладкая непротравленная поверхность краситель не удержит, грубая шероховатость, наоборот, окажется интенсивно окрашенной, таким образом, за какой-нибудь десяток секунд можно получить информацию об устойчивости эмали к кислотной атаке. По результату для одного зуба (скажем, резца) можно судить об устойчивости всех зубов испытуемого.

 

Теперь достаточно сравнить интенсивность окрашивания с десятиступенчатой Шкалой, и возникает возможность оценить соответствующий показатель. Простота выполнения данной биопробы (в литературе она называется «тест резистентности эмали»,) определила ее долговечность. Проба предложена нашим коллективом, и ее широко применяют в клинических исследованиях: в частности, все украинские стоматологи студенчестве изучают эту методику. 

 

b_300_300_16777215_0_0_images_life_dentin.jpg

 

Три десятилетия в многочисленных работах стоматологов СНГ этот метод используют для быстрой и надежной диагностики устойчивости ал и к кислотам, то есть для получения оценки склонности пациента к возникновению кариеса до появления клинических признаков заболевания. Это тоже вполне понятно с точки  зрения химии. Устойчивость к кислотам универсальна и практически не зависит от травящего химического агента.

 

 

На фото портрет искомого третьего действующего

лица – микрокапли фильтрата межклеточной жидкости, 

 эмалевого ликвора (по данным Ангелики Бертаччи)

 

 

 

 

 

«Кислото-кариесо устойчивость»

Казалось бы, ничего нового, неожиданного, революционного он, по сути своей, не несет. Но именно здесь и возникает интрига. Оказывается, эта самая «кислотокариесо устойчивость» у одного и того же человека далеко не всегда одинакова. Она изменчива и чувствительна к различным внутриорганизменным и внешним обстоятельствам (это уже данные автора статьи и его учеников). Если делать пробу у человека в различное время суток, в разные времена года, различные периоды менструального цикла, то результаты всегда различаются. И хотя кариесоустойчивые останутся кариесоустойчивыми, а неустойчивые — неустойчивыми, измеряемый параметр можно мгновенно изменить с помощью ' самых разнообразных внешних воздействий, включая такие необычные, как гипноз и электростимуляция зуба. Накоплена гора фактов, касающихся изменчивости у одного пациента, а также в различных группах. Различие же показателей у одного и того же человека может составлять от одного до трех баллов.

 

b_300_146_16777215_0_0_images_life_1_12.jpg

Это означает, что химические свойства поверхности эмали зуба не постоянны и меняются под влиянием самых разнообразных воздействий на организм.

 

 

 За несколько минут свойства минералов эмали измениться не могут, а значит, между двумя реагентами — эмалью и кислотой — имеется третье переменчивое «действующее лицо», меняющее скорость, а возможно, и ход химической реакции. Кто этот третий и откуда он берется? За ответом не нужно ходить далеко. Достаточно вспомнить, что эмаль — ткань организма, который должен контролировать свойства.

 

Третий – не лишний

 

 

 

 

Зуб, как целостный организм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Обезжизневание  зуба»

 

Эмаль, зуб, целостный организм представляют собой встроенные друг в друга саморегулируемые биологические системы, и это отнюдь не умозрительное заключение. Дело в том, что десятую долю объема эмали составляет ликвор — жидкость, вода, а в твердых тканях зуба существует транспортная система, доставляющая фильтрат тканевой жидкости на поверхность эмали.

 

От мякоти зуба (пульпы) через его основную трубчатую структуру (дентин) идет центробежный поток этого ликвора, он пропитывает эмаль и наконец выходит во внешнюю среду, то есть в ротовую полость. Сегодня это воспринимается едва ли  как открытие, хотя появление микроскопических капель на поверхности эмали было фотографически задокументировано почти полвека назад. В наши дни это явление переоткрыто в докторской диссертации Ангелики Бертаччи из Болонского университета, конечно, с применением современных методов, в том числе сканирующей электронной микроскопии. Все перечисленное давно и надежно установлено, хотя неизвестного здесь, как всегда, еще больше.

 

Действие этого сугубо биологического механизма кисло - тоустойчивости наглядно можно продемонстрировать при сопоставлении протравливаемости эмали обычного живого зуба с эмалью зуба пересушенного. Процедура такого эксперимента предельно проста. Один из центральных резцов подопытного животного или человека пересушиваем струей теплого воздуха. Эмаль при этом приобретает белесый оттенок. (Если испытуемый — человек, то он скажет, что в зубе появилось какое-то тянущее ощущение.)

 

Зуб, из эмали которого вода испарилась, представляет собой некую условную модель временного «обезжизневания» (девитализации) ткани, отключения ее от регуляторных механизмов организма. Протравливаемость ткани при этом оказывается существенно выше, чем в живом (симметричном) зубе. Разница же в показателях, полученных на эмали этой пары зубов, и будет указывать на степень участия нашего «третьего» (физиологического, функционального, ликворного и так далее) биологического фактора. И он, этот фактор, изменяющий кислотоустойчивость, просто не может не играть роли в возникновении кариеса.

 

Если читатель первый раз слышит об этом явлении, он может не удивляться: не знают о нем и многие стоматологи. Их этому не учили, почему — вопрос отдельный. Сейчас для нас важны факты. Не может быть никаких сомнений, что способность эмали противостоять микробному окружению в определенной степени контролируется целостным организмом через зубную мякоть (пульпу). Отрицать это ни один уважающий себя специалист не может. Вопрос не в реальности феномена, а в его реальной значимости для борьбы с кариесом. Если этот контроль существен, то нужно перестраивать всю теорию и практику борьбы с пандемией кариеса и решительно переходить от прямолинейных химических представлений к сложным биологическим.

 

b_420_375_16777215_0_0_images_life_346.jpg

Витамин С снижает уровень заболеваемости кариесом на одну треть

 

Биологический подход

 

 

 

 

Шестигодичное исследование поражения зубов у школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

И химический, и биологический концептуальные подходы имеют свою доказательную базу в прикладной сфере. При этом химический подход опирается на огромный массив исследований. Биологический, напротив, представлен очень скромно — несколькими сотнями публикаций. Сравнивать число сторонников одной или другой позиции не имеет смысла: перевес химического подхода очевиден. Но если мы примем, что научная истина подсчетом голосов не выявляется, следует обратиться к доказательности материалов.

 

 И здесь, как ни удивительно, ситуация окажется обратной. Вопреки огромным усилиям, профилактическая эффективность собственно гигиенических средств (исключая влияние, фтора) на популяционном уровне по сей день остается просто, недоказанной. Пока клинические эксперименты проводились традиционно, то есть исследователь и исследуемые знали, какого эффекта следует ожидать, польза гигиенических мер многократно подтверждалась. Но когда появилась доказательная медицина, провозгласившая, в частности, необходимость двойного слепого контроля, выяснилось, что объективные доказательства фактически отсутствуют. Популяционный эффект снижения пораженние зубов кариесом у детей в последние десятилетия вызван фтором, который добавляют, в частности, зубные пасты.

 

Показателен обзор, подготовленный экспертами Американской ассоциации стоматологов, в том числе  и старшим вице-президентом этой организации доктором  Даниэлом Мейером (см. «Journal of the American Dental Associa- h tion», 2011, т. 142, № 2, c. 1065), который вновь подтверждает, что реальным противокариесным действием обладает именно  фтор, некоторые же из «бесфторных» препаратов могут при меняться лишь в качестве вспомогательных. 

 

b_370_226_16777215_0_0_images_life_92d2.jpg

Да, чистить зубы нужно — эта процедура противодействует воспалению десен,  но к кариесу она сама по себе не имеет отношения. Главное, что во время нее на зубы действуют соединения фтора.  В то же время самые мизерные усилия, основывающиеся  на биологическом подходе, дают однозначный, достоверный результат.

 

 

 

 

 

Гигиена полости рта не противодействует кариесу

 

 

 

 

 

На протяжении шести лет (2006—2011) мы вели популяционное исследование поражения зубов у  школьников целого государственного образования — Приднестровья. В соответствии с данными о сезонном спаде кислотоустойчивости эмали (а он, как правило, случается) в феврале—марте, хотя вся хитрость в том, чтобы выявлять индивидуальное время прицельно) детям в определенные сроки назначается всего лишь трехдневный коррекционный курс высоких (до одного грамма) доз аскорбиновой кислоты, или витамина С. (Этот известный адаптоген выбран среди множества других кандидатов, поскольку он наиболее мягкий, не способный вызвать побочные действия.) При такой простоте результат поразителен: заболевание кариесом снизилось и на одну треть. В профилактической программе участвуют ежегодно около ста тысяч детей, и пораженность кариесом  у них по показателям ВОЗ предельно низка.  Аналогична ситуация с применением двух подходов к  прогнозированию кариеса. Предсказательная способность пробы ТЭР была доказана еще при первом клиническом исследовании, опубликован в Германии в 1982 году, и подтверждается, по сути, на протяжении трех десятков лет в каждой работе, где эту пробу используют.  Предсказательность же химико-микробиологических показателей (рН ротовой среды, состав микрофлоры, присутствие Streptococcus ти- tans и тому подобных) сколько-нибудь широко не изучается.

 

Если полностью перейти на биологическую позицию, признав, что главную роль в развитии кариеса играет временный спад биологической устойчивости эмали, то возникновение заболевания объясняется следующим образом.

 

Дискуссии

 

— Кариесная пандемия как болезнь цивилизации определяется сокращенным сроком формирования и прорезывания зуба в среднем на один год из-за общей акселерации фи¬зического развития. В результате растет пористость эмали. Зуб становится все более зависимым от своей системы биологической защиты: условный «дефект» структуры, то есть незрелость эмали должен компенсироваться усиленной функциональной защитой, чего не происходит.

 

— Кариес зуба, или кариесная болезнь, определяется наложением внутренних (в том числе наследственных) и внешних (в том числе и стрессовых) факторов, ведущих к значительным и длительным спадам резистентности эмали.

 

 

 

Важен индивидуальный подход в проблеме кариеса

Соответственно стратегия борьбы с кариесом должна основываться в первую очередь на индивидуальном выявлении критических периодов спада резистентности эмали и интенсивной местной и системной коррекции ситуации. (Дожидаться эпохи прекращения акселерации или появления способов стерилизации полости рта по меньшей мере бесперспективно.) Поиски же и выявление действенных технологических и организационных путей реализации этой стратегии хотя и сложны, но неизбежны.

 

Основным препятствием движению в данном направлении следует считать человеческий фактор — практически общепринятый миф о том, что проблема уже решена на основе сугубо химических представлений. На самом деле проблема кариеса не решена ни теоретически, ни практически. Она решена экономически... но не в пользу пациента. Пользуясь правом заказчика, пациент может требовать от стоматологии реального решения этой проблемы — ему и предназначены эти заметки.

 

 

Источник: научно-популярный журнал «Химия и жизнь»

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн