Наверх

 

Идея составления списка «Семи чудес света»

Начало идеи составления списка созданных чудес было положено в эллинистическую эпоху, в процессе завоеваний Александра Македонского. Старые цивилизации – Египет, Вавилон и Персия – были поглощены новым многоязычным миром, где доминировала греческая культура, а греческий язык стал языком интернационального общения. Число семь пришло, возможно, с Ближнего Востока, как и, чуть позже, семь дней недели. Все Семь чудес входили в огромную империю Александра Великого, но не все были исполнены в греческой традиции. Пирамиды, которые к тому времени уже были очень старыми, и Висячие Сады Семирамиды (в альтернативных списках – Стены Вавилона) ничем не были обязаны грекам. Но теперь их можно было сравнивать с другими памятниками,  которые тоже находились на территориях, захваченных Александром, а теперь подчиненных его наследникам. Поэтому не удивительно, что достижения греческой культуры одержали, в конечном счете, полную победу: пять из семи традиционных чудес были высечены, отлиты или построены в Греции эллинистическими художниками или архитекторами.

Изначальный  вариант списка Семи Чудес восходит к III– IIвв. до н.э., хотя он и не совпадает  с нынешним. Одним из ранних его источников был маленькая поэма, приписываема то Антипатру Сидонскому (р. 125 г. до н.э), то Антипатру из Фесалоник (около 20 г. до н.э. - 20 г. н.э). Поэма прославляет следующие памятники: Зевса Олимпийского, Колосса Родосского, Висячие сады Семирамиды, египетские пирамиды, Мавзолей в Галикарнасе и Храм Артемиды в Эфесе. 

 

b_300_496_16777215_0_0_images_00608132.jpg

 

Вместо Фароса, или Александрийского маяка,  в поэме указываются Стены Вавилона, настолько широкие, что по ним можно проехать в колеснице. Таким образом, общий смысл списка и число семь были установлены  в то время, когда основные компоненты этого списка еще не были четко определены. Однако в римский период список Семи Чудес претерпел изменения, когда различные авторы пытались включить новые памятники, которые входили  в их собственные «книги памяти». Римский поэт Марциал в конце Iвека  прибавил к списку только что построенный амфитеатр Флавия (римский Колизей). Христианский теолог Григорий Турский (VI) век включил Ноев ковчег и храм Соломона. Удивительно, что Фарос не фигурирует во многих сохранившихся списках даже после падения Рима. Между тем, Александрийский маяк стал ключевым памятником основного списка Семи Чудес, который был составлен в эпоху Ренессанса.

Каждое из Семи Чудес воплощало самые значительные достижения человечества в различных аспектах технического мастерства. Так, египетские пирамиды являлись самым выдающимся примером строительства из камня, Висячие Сады Вавилона - искусства орошения, Колосс Родосский – бронзового литья.

Первое из Семи чудес зодчества Древнего мира: пирамиды в Гизе

Из Семи чудес Древнего мира только пирамиды Гизы стоят до сих пор. Хотя они утратили большую часть своей облицовки из белых плит известняка, а храмы вокруг них превратились в руины, наклонные плоскости этих гигантских сооружений по-прежнему восхищают посетителей. Их форма считается одним из самых удивительных достижений в истории, но даже в наши дни методы, которыми пользовались древние строители, остаются предметом полемики.

 

b_500_375_16777215_0_0_images_00608133.jpg

 

На самом деле в Египте больше 80 пирамид, построенных примерно за 1000 лет, но пирамиды Гизы самые крупные и лучше всего сохранившиеся благодаря твердости своих конструкций. Пирамиды в Гизе возводили три фараона IVдинастий: Хеопс, Хефрен и Микерин.

Пирамида Хеопса (ок.2551 -25528 до н.э.), самая большая из них, известна как Великая Пирамида: более 4000 лет она была самым высоким сооружением в мире.

 

b_500_333_16777215_0_0_images_0608135.jpg

 

Пирамиды Древнего и Среднего царств были наземными частями царских гробниц. Их материал и размеры диктовались главной целью: защищать тело фараона. Но выбор пирамидальной формы был связан с определенной символикой. Пирамида предназначалась для восхождения фараона на небо, и ее форма с наклонными плоскостями часто интерпретировалась как лестница к небу. Она также ассоциировалась с изначальной твердью, холмом, который возник из водного хаоса во времена творения. Следует добавить, что подобная форма  могла быть и солярным символом, представляющим косые лучи солнца в  виде граней пирамиды. Пирамида была только частью царского заупокойного комплекса, часто огороженного стеной из белого известняка. Кроме того, сюда входили заупокойный храм  с восточной стороны и храм в долине около реки. Эти храмы соединялись длинной дорогой, украшенной рельефами. Дорога Хеопса была  самой большой и наиболее сохранившейся, когда Геродот посетил Гизу в Vвеке до н.э. По его мнению, сооружение этой дороги было столь же трудоемким делом, как возведение пирамиды.

 

b_500_334_16777215_0_0_images_00608135.jpg

 

Вопреки популярному мнению, пирамиды были построены не рабами, а военными наемниками. По крайне мере рабочие, строившие пирамиды,  сменяли друг друга. Очевидно, работа была сезонной, и наибольший наплыв рабочей силы приходился на летний период, когда ежегодные разливы Нила останавливали работы на полях. Согласно последним оценкам, пирамиду Хеопса возводили 20000-30000 рабочих, которые жили поблизости.

Пирамида Хеопса уникально по сложности своего внутреннего устройства. Она имеет три камеры: самая нижняя находится в земле под пирамидой, две других расположены в самой пирамиде и построены одновременно с ней. Заупокойная камера фараона полностью облицована красным гранитом из Асуана, из него же сделан. Над камерой фараона расположено пять разгрузочных камер.  В них находятся массивные наклонные балки, которые должны были равномерно распределять давление и отводить в сторону огромную тяжесть, нависшую над саркофагом. Большая галерея,  которая ведет в Царскую камеру, имеет уступчатый потолок. Узкие вентиляционные шахты, выходящие из двух верхних камер, ориентированы на Орион и Полярный круг: они позволяют душе умершего фараона отправиться  к этим звездам. Чтобы сохранить пирамиды,  египетские зодчие придумали опускающиеся решетки и механизмы, которые перекрывали вход и внутренние туннели. К сожалению, грабители сумели обойти их, прорыв новые входы.

Внутренние помещения пирамид Хефрена и Микерина расположены ниже уровня земли непосредственно в грунте. Пирамида Хефрена включает только две простые камеры с расписанными сводами, в то время как пирамида Микерина имеет маленькие, но более сложные помещения и проходы.

 

b_250_206_16777215_0_0_images_00608136.jpgb_250_206_16777215_0_0_images_00608137.jpg

 

Пирамиды Гизы оставались неповрежденными до Средних веков, пока их облицовку не начали использовать для строительства домов в Каире. Благодаря небольшому количеству плит, сохранившихся на вершине пирамиды Хефрена, мы знаем, как она выглядела первоначально.

Изучение Гизы началось в  XVIIвеке и продолжается по сей день.

Второе из Семи чудес зодчества Древнего мира: Висячие сады Вавилона

Великолепные рощи и барочные фонтаны, висящие на переплетенных арках, чудеса горных  иранских пейзажей перенесены в тоскливую месопотамскую равнину. Такими были Висячие сады Вавилона, сочетавшие техническую виртуозность и романтическую мечту.

b_500_331_16777215_0_0_images_00608138.jpg

 

В одной из записей царя Навуходоносора (605-652 до н.э.) описан Новый Дворец: он был высоким, как гора, частично,  сделан из камня и полностью построен  за 15 дней. Подробного описания парка здесь нет, только упоминается, что он примыкал к одному из дворцов. Позже в греческих письменных источниках появились детали. В одном сказано, что сады занимают площадь в 120 кв.м и имеют в высоту около 25м, как и городские стены. Сады располагались террасами, подобно античному театру, а между ними находились маленькие павильоны. Внутри каждой террасы кирпичные стены, каждая около 7 м и 3 м шириной, поддерживались мощными колоннами. Платформы террас были сложены из каменных балок, покрытых тремя тростниковыми слоями, залитыми битумом. Затем шла прокладка скрепленных гипсом кирпичей, а на ней лежали свинцовые  пластины, чтобы вода не просочилась на нижние этажи. Сверху был насыпан слой плодородной почвы. Вода для деревьев подавалась мощной с помощью скрытых механизмов из лежащей внизу реки.

 

00608139.jpg

 

Второй источник рассказывает о 20 поддерживающих стенах. Третий описывает кирпичные и битумные слои,  а также архимедовы винты, которые обеспечивали доставку воды. Еще один автор описывает каменные колонны, поддерживающие деревянные балки из стволов финиковых пальм: они служили опорой для корней деревьев саду наверху, а также он пишет, что сады орошались искусной сетью фонтанов и каналов.

Поскольку описания противоречивы, некоторые люди сомневаются в том, что эти сады когда-то существовали. К сожалению, за тысячи прошедших лет от дворцов Вавилона мало что осталось: слишком большую ценность для следующих поколений представляли обожженные кирпичи. Поэтому сохранились только фундаменты.

 

b_500_338_16777215_0_0_images_006081310.jpg

Третье из Семи чудес зодчества Древнего мира: Храм Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской завоевал свое место среди Семи чудес благодаря великолепию своей архитектуры и огромным размерам, превышающим Парфенон. Он был построен в городе Эфесе на Ионическом побережье Малой Азии ( в настоящее время территория Турции). Вскоре после окончания строительства сюда устремилось множество паломников, привлеченных потрясающей красотой храма, посвященной таинственной богине (Диане Эфесской), которая отождествлялась с греческой богиней Артемидой, а на самом деле являлась древним анатолийским божеством.

 

b_500_356_16777215_0_0_images_006081311.jpg

 

Храм Артемиды был не только самым большим греческим храмом, но одним из первых, построенных  в мраморе на месте старого святилища. Около 550 года до н.э. храм был возведен благодаря финансовой поддержке Креза,  фантастически богатого царя соседней Лидии. В 356 году до н.э. это изумительное сооружение  было сожжено безумцем, который пожелал таким образом увековечить свое имя. Разгневанные эфесцы приняли решение навсегда забыть имя этого преступника, а храм отстроить заново. Восстановленный храм дошел до римского времени, когда его увидел Плиний и оставил восторженные описание его размеров и конструкции.

Верхняя площадка храма имела размеры 55*110 м. С трех сторон храм был окружен двумя рядами колонн, а у входа находился глубокий портик. В IVвеке до н.э., когда шло восстановление храма после пожара, были использованы основание и отдельные фрагменты предыдущей постройки, но архитектор поднял основание храма на 2 метра, поддержав его пролетами лестниц, и увеличил количество ступеней. 36 колонн, расположенных по сторонам двух фасадов, были украшены рельефами, характерными для греческих храмов,  а сами колонны были покрыты неглубокими бороздками (каннелюрами). По периметру всего храма над колоннами располагался фриз, а водостоки заканчивались львиными головами. Мощные колонны, достигающие в диаметре 6,5 м, и каменные блоки длиной до 8, 75 м заставили строителей искать новые технические решения. 

 

b_500_375_16777215_0_0_images_006081312.jpg

 

До наших дней сохранилось лишь раскопанное основание храма и одинокая восстановленная колонна. 

Четвертое из Семи чудес зодчества Древнего мира:  Статуя Зевса Олимпийского

Около 437 года до н.э. Фидий, изгнанный из Афин по политическим мотивам, приехал в Олимпию по приглашению жреческого совета. Там он начал работу над статуей Зевса Олимпийского, которой суждено было стать одной из Семи Чудес Древнего мира.  Задача Фидия в Олимпии состояла в том, чтобы создать культовый образ Зевса для храма, построенного в 466-456 годах н.э. 

 

b_500_592_16777215_0_0_images_006081313.jpg

 

Фидий изобразил Зевса, сидящим на троне, максимально увеличив его размеры в имеющемся пространстве: если бы он встал, его рост превысил бы 18 метров. В правой руке Зевс держал крылатую фигуру Ники, символизирующую победу  в Олимпийских играх, в его левой руке был скипетр, украшенной металлической конструкцией – символ верховной власти царя богов. На верхушке скипетра находился орел, символ самого Зевса. Вся фигура Зевса была сделана из дерева, верхняя часть была покрыта слоновой костью, а нижняя окутана золотым плащом. Замечательные вставки-инкрустации покрывали поверхность плаща изображениями звезд, лилий и животных, а голову венчал оливковый венок. Зевс восседал на искусно сделанном троне из эбенового дерева, облицованном слоновой костью. Трон, ставший выдающимся произведением искусства, был украшен рельефными мифологическими  сценами и статуэтками богов, декорирован золотом и драгоценными камнями. Ступни Зевса, обутые в золотые сандалии,  покоились на скамеечке, украшенной золотыми львами,  а перед троном находился  бассейн из черного мрамора, заполненный оливковым маслом. Возможно, это было сделано для того, чтобы предохранить статую от вандализма.

Процесс создания статуи, соединение одной части с другой  шли до тех пор, пока не была отполирована слоновая кость и не засияло золото. Результатом стало необыкновенное чудо,  которое восхищало всех, увидевших этот шедевр, о чем свидетельствуют, в частности, описания Страбона, Цицерона, Каллимаха и Павсания.

К концу IVвека христиане запретили все языческие культы, в том числе Олимпийские игры, поэтому Олимпия постепенно перешла  в запустение.

 

b_500_333_16777215_0_0_images_006081314.jpg

 

Однако статуя Зевса Олимпийского, по распоряжению императора Феодосия, была перевезена в Константинополь (ныне Стамбул). В 462 году, когда сильнейший пожар фактически уничтожил город, статуя погибла. Не сохранилось ни одной  ее копии.

Пятое из Семи чудес зодчества Древнего мира: Мавзолей в Галикарнасе

Галикарнасский Мавзолей на юго-западном побережье Турции был построен для Мавсола, правителя Карии, после его смерти в 353 году до н.э., возможно его женой-сестрой Артемиссией. Мавзолей представляет собой монументальное сооружением, превосходящее другие современные ему гробницы как по размерам, так и по великолепию: его высота превышает 45 метров, а площадь составляет более 1216 кв.м. 

 

b_500_373_16777215_0_0_images_006081315.jpg

 

Хотя сегодня от мавзолея остались лишь мелкие фрагменты, многие детали его конструкции известны благодаря историческим свидетельствам и археологическим раскопкам. 

 

b_500_375_16777215_0_0_images_006081316.jpg

 

Ценность декора, и прежде всего, свободно стоящих скульптур, позволяют считать мавзолей в Галикарнасе одним из Семи чудес Древнего мира. Среди множества сохранившихся фрагментов часть носит следы раскраски: красно-коричневым цветом были окрашены волосы и бороды, красным, синим и пурпурным – плащи и одежды. Фигуры львов по краям крыши  были покрыты желтой охрой. 

 

b_150_100_16777215_0_0_images_006081317.jpg

 

Почему Мавсол был удостоен столь величественного монумента? Возможно, потому что он основал Карийскую империю, объединившую греческие и негреческие народы. Его усыпальница соединила архитектурные традиции Греции, Ликии и Египта. Одна из особенностей мавзолея состояла в новых  отношениях  между архитектурой и скульптурой: здесь был найден удивительный баланс между двумя видами искусства, который получил развитие в более поздних ансамблях. Именно это сооружение дало миру само слово «мавзолей», которым до сегодняшнего дня называют крупные погребальные сооружения.

Шестое из Семи чудес зодчества Древнего мира: Колосс Родосский

Благодаря древнему писателю Филону Византийскому, мы знаем, как создавалась  статуя Колосса Родосского. Эта бронзовая фигура достигала высоты более 33 метров, а пальцы его руки, согласно Плилинию, были крупнее, чем многие статуи того времени. Высочайшее техническое мастерство, достигнутое при отливке этой статуи, позволили причислить Колосса Родосского к Семи чудесам света. 

 

b_150_100_16777215_0_0_images_006081318.jpg

 

По существу Колосс являлся вотивной статуей богу солнца Гелиосу –покровителю Родоса. Статуя была установлена в благодарность за прекращение осады города покровителем Сирии Деметрием Полиоркетом в 305 г. до н.э. После заключения мира все осадные машины остались родосцами в качестве трофеев. Они их быстро продали и на вырученные деньги построили своего Колосса. 

 

b_500_333_16777215_0_0_images_006081319.jpg

 

Автором проекта был родосец Харет, ученик великого скульптора Лисиппа. Харет вместо того, чтобы отливать фигуру по частям, предложил делать это по секциям. Работа началась в 294 г. до н.э. со ступней, которые были отлиты первыми и затем заняли свое место на постаменте из белого мрамора. Следующая стадия после отливки ступней –нижняя часть ног. Так, постепенно, секция за секцией вырастала Колосс. Харет не мог видеть, как выглядит статуя, пока не была отлита и установлена на свое место самая последняя часть. Колосс вырастал за год только на 2-2, 5 метра. 

 

b_150_100_16777215_0_0_images_006081320.jpg

 

Статуя создавалась 12 лет и в 282 году до н.э. была закончена. Но слава Колосса Родосского надолго пережила памятник. Он простоял всего 56 лет и в 226 году до н.э. обрушился во время землетрясения. Обломки Колосса в течение многих веков поражали путешественников. В VIIвеке н.э. они были куплены сирийским купцом и вывезены из города. 

Седьмое из Семи чудес зодчества Древнего мира: Александрийский маяк

Александрийский маяк традиционно считается седьмым чудом света. Свет, горевший на высокой башне, служил проводником для судов, входящих в Александрийский порт. Говорят, маяк построили за 15 лет, истратив 800 талантов. Строительство началось при Птолемее I, а торжественное открытие состоялось около 283 г. до н.э., при Птолемее II. За исключением пирамид Гизы, это было самое высокое сооружение Древнего мира. 

 

b_300_391_16777215_0_0_images_006081321.jpg

 

Маяк стоял на острове у входа в Александрийский порт, где сейчас находится средневековая арабская крепость Каит Бей. Возможно, центральная башня крепости стоит на фундаменте маяка: в этом случае она повторяет его планировку и размеры. Большая часть материалов , использованных  арабами для строительства крепости, взята из основания маяка. Это обстоятельство чрезвычайно затрудняло попытки точной реконструкции  внешнего вида маяка, несмотря на изображение памятника на древних монетах и мозаиках, а также письменное свидетельства античных и арабских авторов. 

 

b_500_248_16777215_0_0_images_006081323.jpg

 

В 1960-х годах у форта Каит-Бей египетский водолаз обнаружил на морском дне огромные каменные блоки и статуи. Когда группа французских подводных археологов начала их исследование, возникла гипотеза, что это остатки александрийского маяка.

Маяк представлял собой  трехъярусное сооружение высотой 135  м. Квадратный в плане нижний ярус включал помещения , где размещались постоянный военный гарнизон, домашние животные и провиант. Вход был приподнят над землей  и выходил на платформу, от которой спускался вниз наклонный пандус. Квадратный нижний ярус башни, сложенный из крупных плит, был мощной опорой для верхних  ярусов маяка. Внутри здания шла наверх пологая винтообразная лестница. Второй ярус представлял собой восьмигранную башню, а над ней возвышалась круглая секция (фонарь) с куполом, увенчанной статуей Зевса. До сих пор точно не известно, где именно находился огонь, светивший из маяка. Возможно, на вершине башни – под или рядом со статуей Зевса.

Несмотря на повреждения и последующие ремонты большая часть маяка простояла до XIVвека. Сильное землетрясение в начале XIIвека основательно повредило маяк, после чего квадратное основание укрепили мощными контрфорсами, а на вершине построили мечеть. Но после другого крупного землетрясения, случившегося в 1303 году, маяк был разрушен окончательно, а его остатки в 1479 году использовали при строительстве крепости Каит –Бей.

 

Источник; Крис Скарре "70 чудес зодчества Древнего мира"

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн