Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

b_520_346_16777215_0_0_images_life_2012_na-starte-karery-trelonzh.jpg

Стартап Forbes

 

b_95_53_16777215_0_0_images_life_2012_forbes_1.jpg

 

Технология SurveyMonkey

 

b_98_98_16777215_0_0_images_life_2012_surveymonkey.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Молочная кухня»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходность проекта

b_98_98_16777215_0_0_images_life_2012_0000000000000000000000000000565656489563232.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея в лифте за 30 секунд

b_95_95_16777215_0_0_images_life_2012_elevator-safety.gif

 

 

 

 

 

 

Двойная польза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сильная команда – залог успеха

Основатель «Тройки» Рубен Варданян входил в жюри прошлого конкурса стартапов Forbes, и наша команда вместе с ним помогала развиваться проекту «Молочная кухня». К нам довольно часто обращаются стартапы из самых разных сфер — в поисках инвестиций или за оценкой бизнеса. Что нужно для успеха стартапа и получения финансирования? Я попробовал обобщить свои наблюдения.

 

Поймите, какую проблему решаете, и протестируйте идею

 

Заявления «мне лично идея нравится» не убедят инвесторов. Необходимо провести первичное маркетинговое исследование — нужен ли кому-то ваш продукт. С новыми технологиями это можно сделать просто и без больших затрат — через сервис SurveyMonkey, например, где базовый аккаунт бесплатный, или Google Docs. Обратную реакцию можно быстро получить, просто запустив опрос через соцсети по друзьям и знакомым. Когда мы делали социальный проект в Сколково, собрали порядка 500 ответов совершенно бесплатно.
 

 

b_350_200_16777215_0_0_images_life_2012_survey_monkey1.jpg

 

Но в то же время не всегда нужно доверять покупателям. Особенно, если выходишь с принципиально новым продуктом и создаешь рыночную нишу с нуля. Когда Генри Форд спрашивал людей, что им нужно, все хо  тели всего лишь более быструю лошадь. Так что не надо доверять опросам на 100% — возможно, люди пока что не до конца понимают, в чем состоит ваше предложение.

 

Нарисуйте конкретного клиента

 

Во время моего обучения в бизнес-школе Сколково мы встречались в Бостоне с именитыми венчурными капиталистами. Кто-то из них дал очень интересный совет — нарисовать условного человека, который пользуется твоей продукцией. Не «25-35 лет», а конкретного «Васю»: ему 27 лет, он одевается так-то, любит такую-то музыку и т. д.

 

b_250_148_16777215_0_0_images_life_2012_80685-206.jpg

 

Детализированный портрет конкретного потребителя помогает лучше понять целевую аудиторию вашего продукта.

 

«В Америке стартаперов специально тренируют, чтобы они могли рассказать свою идею за 30 секунд (так называемая «презентация в лифте» — elevator's pitch)»

 

Хорошенько разберитесь в рынке и конкурентах

 

Когда мы начали в рамках конкурса стартапов Forbes помогать проекту «Молочная кухня», оказалось, что создатель проекта Ольга Ошуркова изначально переоценила рынок почти в два раза. Она сразу согласилась с нашими аргументами: когда мы считаем потенциальных потребителей комплекта для смешивания молочной смеси, нужно понимать, что нас интересует не общее количество новорожденных в стране, а только те родители, кто платежеспособен, активен, часто кормит ребенка вне дома.

 

 

b_270_216_16777215_0_0_images_life_2012_d28901b1b8.jpgb_275_206_16777215_0_0_images_life_2012_w533.jpg

 

 

Финансовая модель

 

Очень важно сделать ее правильно. Первое, что интересует инвестора — на какой год планируется окупаемость вложений. В оценке рынка надо быть как можно консервативнее.

 

«Можно взять пример с проектом в области недвижимости — есть небольшой участок земли, где можно сделать бизнес-центр, вложив, скажем, $40 млн, а можно закатать в асфальт и сделать парковку ($50 000)»

 

Хорошо ставить амбициозные задачи, иначе нет стимула двигаться вперед, но не стоит сильно отрываться от реальности. Часто стартапы забывают включать в свою модель какую-то часть расходов — налоги, например, проценты по кредитам, инфляцию.

 

Рассчитывать модель имеет смысл максимум на три года — первый год будет посчитан тщательнее, цифры по двум другим могут меняться в зависимости от поступления новых данных.

 

b_200_200_16777215_0_0_images_life_2012_68597_444456088949383_537211395_n.jpg

Некоторые стартапы в презентациях делают расчеты внутренней нормы доходности (IRR), но в случае с новым бизнесом от этого показателя мало пользы. Можно взять пример с проектом в области недвижимости — есть небольшой участок земли, где можно сделать бизнес-центр, вложив, скажем, $40 млн, а можно закатать в асфальт и сделать парковку ($50 000). 

 

 

 

 

 

b_300_268_16777215_0_0_images_life_2012_a86f93bd6d81117f83e335e90fb28708.jpg

 

 

Если проект нацелен на дальнейшую продажу, то бизнес-центр можно будет продать за $48 млн — это доходность 20%, а парковку — за $100 000, получится доходность 100%. Судя по относительным цифрам, получается, что лучше вложить в парковку. Вот только масштаб проекта вообще не принимается во внимание — за парковку мы получим $50 000, а за бизнес-центр — $8 млн.

 

 

 

Не учитываются и денежные потоки во времени — может быть, лучше будет не продать построенное, а сдавать в аренду.В этом смысле больше подходит метод расчета чистой приведенной стоимости (NPV ). Впрочем, если к инвестору приходит стартап, где основатели четко представляют, как и за счет чего будет расти бизнес, от них могут и не требовать всех этих сложных расчетов.

 

Презентация

 

В Америке стартаперов специально тренируют, чтобы они могли рассказать свою идею за 30 секунд (так называемая «презентация в лифте» — elevator's pitch). Надо заранее подготовить описание всего проекта длительность максимум полминуты: в чем суть, какую проблему решает, что хотят от инвестора. Все должно быть четко сформулировано и «уложено» в голове. Вдруг на какой-то конференции вы встретите (или поймаете в лифте, где ему будет некуда бежать) потенциального инвестора — надо успеть зацепить его проектом, чтобы он назначил следующую встречу.

 

b_200_133_16777215_0_0_images_life_2012_vintage_letters.jpg

 

 

Полезно перед походом к инвесторам заручиться письмами от потенциальных клиентов и покупателей

 

 

 

 

Возможность масштабировать идею

 

Продать первую партию нового продукта часто можно без особых проблем, но стоит задуматься: а что дальше? Смогу ли я продать вторую партию, третью и т. д.? Надо заранее думать, чего не хватает идее, чтобы стать бизнесом надолго.

 

b_150_227_16777215_0_0_images_life_2012_14918242487402982_mdjpqrho_c.jpgb_150_227_16777215_0_0_images_life_2012_174936766747322643_kydu9kre_c.jpg

 

 

Выбор инвестора

 

 

Часто люди, создавшие какую-то технологию и обладающие патентами, не могут определиться, какой инвестор им нужен.

 

«Глаза должны гореть — инвесторы отдадут предпочтение сильной команде»

 

Обычно они хотят, чтобы он и деньги вложил, и контактами помогал, но при этом не вмешивался в управление проектом. 

 

 

b_450_279_16777215_0_0_images_life_2012_642e0f017b74ce19d593caa84bc72983-big.jpg

 

Так не бывает — необходимо для себя определиться, с каким типом инвестора вам комфортнее — «спящим», который только вложил деньги и ни во что не вмешивается, либо активным, который наоборот стремится во всем разобраться и лично поучаствовать.

 

«В России люди редко и неохотно говорят о своих ошибках, опасаясь выглядеть «неудачниками». На самом деле, ошибки это плюс, а не минус»

 

Будьте уверены в себе

 

Глаза должны гореть — инвесторы отдадут предпочтение сильной команде, даже если идея не слишком инновационная или бизнес-план недостаточно проработан, та же команда может на этом опыте создать что-то другое, лучше.

Не надо бояться говорить нет и отказываться от каких-то идей или направлений — например, «Кнопка жизни» за время конкурса Forbes несколько раз корректировала планы, прислушиваясь к реакции рынка.

 

 

b_250_188_16777215_0_0_images_life_2012_0000000000.jpgb_250_188_16777215_0_0_images_life_2012_medium_84202849.jpg

 

Не надо бояться говорить нет и отказываться от каких-то идей или направлений

 

 

Еще одно наблюдение: стартапы, где один основатель, часто достигают меньше, чем те, где их несколько. У разных людей — разные компетенции, они подпитывают друг друга энергетикой, в мозговом штурме идеи лучше отшлифовываются. Обратная ситуация — когда акционеров слишком много и все претендуют на то, чтобы принимать решения.

 

b_300_188_16777215_0_0_images_life_2012_333_futbol_myach_fantastika_ogon_2560x1600_www.gdefon.ru.jpg

b_300_188_16777215_0_0_images_life_2012_df1fdb2aa51d0f70faf4f2b951877f12_b.jpg

 

"Глаза должны гореть — инвесторы отдадут предпочтение сильной команде"

 

 

Не бойтесь ошибок

 

В России люди редко и неохотно говорят о своих ошибках, опасаясь выглядеть «неудачниками». На самом деле, ошибки это плюс, а не минус: только обогатившись опытом провалов и неудач, можно сделать что-то действительно стоящее. В США принято в презентациях указывать не только успешные проекты, но и те, что провалились. Мне кажется, это правильно — таким образом предприниматель демонстрирует, как проанализировал промахи и какие ошибки больше не повторит.

 

Источник: Slon.ru

 

 

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены