Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветочных сочетаний. Рядом со степными узорами древнего восточноазиатского и восточноэллинского происхождения (тюльпаны, пальметты, пальметтовидные, лотосообразные, трилистники) мирно уживаются в стилевом единстве изображения садовых и полевых цветов более позднего происхождения. В этом разнообразном мире цветов наряду с реалистично трактованными значительное место занимают и фантастические цветы; однако и здесь, в своей фантазии, народные умельцы руководствовались чувством меры, ритма, масштаба.
Тюльпан (лалэ)
Тюльпан (лалэ) был наиболее излюбленным и близким по исполнению к живой натуре. Изображался он, как, впрочем, и преобладающее большинство цветов, в профиль и в раскрытом виде, лицевой стороной. Тюльпан варьировался народными умельцами до бесконечности. Наиболее живые и хорошо моделированные изображения получались в вышивках и в орнаментации гравировкой. В отдельных случаях, как, например, в вышивке синелью, тюльпан передавался особенно реалистично.
Тюльпаны в профиль обычно изображались трех- и шестилепестковыми, в развернутом виде — от пяти до восьмилепестковых. В ряде случаев остроконечные лепестки тюльпанов делались закругленными. Формы тюльпанов встречаются самые разнообразные: то вытянутые по вертикали, то по горизонтали. Нередко цветы изображались в вихревой композиции. Во всех видах творчества народа мотив тюльпана играет довольно активную роль, выступая в виде главной или подчиненной темы.
Изображение тюльпана было популярно и в булгарском орнаментальном искусстве. Их можно видеть в украшении бронзовых зеркал, декоративных топориков и ряда ювелирных изделий. Встречается он и в орнаментации булгарских монументальных сооружений, например, Малого минарета, Соборной мечети, а также в украшении надгробий.
Гвоздика (канэфер чэчэге)
Значительное место среди цветочных изображений занимал также мотив распустившейся и полураспустившейся гвоздики (канэфер чэчэге). Наибольшее распространение изображение этого цветка получает в вышивках, меньше — в резной орнаментации надгробных камней и остальных видах народного творчества. Мотив гвоздики также имеет большое количество вариаций. Наряду с лепестками зубчатого профиля встречаются и лепестки в виде волнистых, полукруглых завершений или комбинаций тех и других. Нередки цветы, у которых одни лепестки имеют зубчатые края, другие — волнистые. Как и в природе, лепестки имеют по три зубчика, а число лепестков колеблется от трех до пяти; встречаются и многолепестковые гвоздики, близкие по рисунку к василькам (яламча).
Очень близки к мотивам гвоздики цветочные изображения с сердцеобразными лепестками характерные для вышивок тамбуром и гладью (золото). Сердцеобразный элемент в построении цветочных мотивов татарского орнамента вообще получает широкое применение
Полевые колокольчики (кынгырау чэчэк)
Интересны изображения полевых колокольчиков (кынгырау чэчэк). Они характерны для вышивки тамбуром и золотом, мозаики но коже. Реже их можно встретить в резьбе по дереву. В сравнительно небольшом количестве встречаются они и в других видах орнаментального творчества народа. Как и предыдущие цветы, колокольчик имеет варианты.
Пионы
Очень интересны изображения, приближающиеся по характеру своей трактовки к пионам. Особенно красивы они в резной орнаментике надгробий XVI—XVII вв., в вышивке гладью (золотом) и тамбуром. Выразителен этот рисунок и в орнаментике ювелирных изделий, выполненной в технике гравировки и литья. В резных узорах надгробий конца XVIII—начала XIX в. изображения этих цветов уже сильно стилизованы.
Хризантема (алтын чэ- чэк)
Весьма излюбленными в творчестве народа являются изображения хризантем (алтын чэ- чэк). Здесь, как и в других цветочных изображениях, проявляется обобщенная трактовка, что отнюдь не снижает в целом художественности исполнения Наиболее реалистичные изображения хризантем характерны для орнаментации вышивок. Многочисленны они и в узорах надгробных камней XVI—XVII вв.
В вышивках наряду со строго симметричной трактовкой часто встречаются изображения хризантем со свободным, асимметричным расположением лепестков. Подобная композиция тонко и изящно проработанными лепестками обычно усиливает в целом живописность цветка, делает его близким к природным формам. Хризантемы, особенно распустившиеся, имеют множество вариантов с различными оттенками.
Полевая ромашка (ак чэчэк)
Популярным в орнаментальном творчестве народа является также мотив полевой ромашки (ак чэчэк). Ее трактовка отличается большой легкостью и графичностью. Отдельные вариации этого цветка обнаруживают большую близость к живой натуре. Изображался цветок ромашки как в развернутом виде, так и в профиль. Лепестки делались волнообразными и остроконечными. Наибольшее число различных вариаций этого мотива встречается в вышивках, меньше — в орнаментации ювелирных изделий и надгробий начала XIX в. Характерен мотив подобного типа и для орнаментации булгарских ювелирных изделий. Изображения этого цветка здесь даются более обобщенно.
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя