Слава Gelio Степанов известен фотографиями городских панорам, сделанных с высоты птичьего полёта. На фестивале «Книжная Сибирь» в ГПНТБ СО РАН прошла его творческая встреча «Город в фокусе». Корреспондент Сиб.фм поговорил с ним о фотоаппарате как пропуске на необычные объекты, имидже Новосибирска в фотоальбомах и онлайн-метке «Где Слава?»
- Слава, ты поднимался высоко вверх и спускался глубоко вниз — побывал там, где не ступала нога обычного жителя Новосибирска. Например, ты снял завесу тайны с новосибирского метрополитена. Но подземная тема не слишком развилась в твоём творчестве. Почему?
- Я никогда не думал, что стану фотографом. Сколько себя помню, меня всегда интересовало, как всё функционирует. Мой дед по профессии инженер-мостостроевец. Также он участвовал в строительстве метро. Может, эта черта у меня от него. Я мечтал прокатиться в кабине машиниста, походить по тоннелям метро. Это был просто мальчишеский интерес. А фотоаппарат стал пропуском, позволившим пройти в запретные места и увидеть интересные объекты. В течение нескольких месяцев пришлось вести переписку с управлением метрополитена, чтобы получить разрешение на съёмку в метро, а в ФСБ в это время проводили по мне проверку.
- Говорят, что ты обладаешь особой психологической устойчивостью, которая помогает выбить разрешение на съёмку у госорганов. И чтобы получить разрешение на съёмку в метро, ты чуть ли не каждый день проводил в приёмной начальника Новосибирского метрополитена в надежде попасть к нему на приём. Тебя не пускали. И вот, опять обнаружив тебя в приёмной, Владимир Кошкин сказал: «Разрешаю ему провести съёмку в метро, чтобы только я его больше не видел».
- Это миф. В то время я работал рядом с управлением метрополитена и действительно ходил туда, чтобы получить разрешение, но только не каждый день. Да и на приём к Кошкину просто невозможно было попасть: к нему не пускали. На самом деле всё началось с моего интереса к тогда ещё самому высокому зданию в городе на улице Коммунистической. В народе его называют «Бэтмен». Это было, когда я учился на первом курсе СГУПСа. Я мечтал увидеть с его крыши Новосибирск. В управляющей компании мне сначала ответили категорическим отказом: сказали, что там, в башне, находится какое-то оборудование ФСБ, поэтому нужно получить разрешение и от них. Я решил не отступать от своей мечты, а делать навстречу ей маленькие шаги. Недели две я настойчиво обивал порог ФСБ, сказал, что я от студенческой газеты «Кадры транспорту» и мне нужно сделать панорамную фотографию для статьи о застройке города, а это единственное место, откуда хорошо видно Новосибирск. В итоге мне дали доступ на крышу. Я думаю, что я им попросту надоел. Кстати, в метро меня пустили тоже, потому что я им надоел. И на ГЭС, и на ТЭЦ по этой причине.
- А как строились твои отношения с профессиональным сообществом фотографов?
- Я никогда не выстраивал с ними отношения. Я был дизайнером, делал рекламные макеты, видеопродакшен, разрабатывал логотипы. В мои обязанности входила обработка фотографий. У меня была зеркалка, и дальше автомата я не двигался, вообще не пользовался настройками, потому что не знал их. После съёмок приходил домой и «дорисовывал» фотографию с помощью фотошопа.
- Кстати, на эту тему есть ещё один миф. Почему Новосибирск на твоих фото очень красивый? Потому что ты берёшь небо какой-нибудь сказочной страны и вставляешь его на фотографию с Новосибирском. Это так?
- Да, это правда: всю рекламу вырезаю, провода вырезаю, дома подкрашиваю, трещины убираю, небо, как правило, «с морей». С погодой в Новосибирске во время съёмок не всегда везёт, поэтому закаты и рассветы тоже дорисовываем. Никто и не замечает. Если мы посмотрим на старые открытки Новосибирска, то увидим, что подход тот же самый. Там тоже исторической достоверности мало. Это известный способ.
- Многие урбанисты выступают за то, чтобы сохранять исторический центр и его этажность, а высотки строить где-нибудь в стороне. А ты говоришь, что высотки рядом с историческим центром позволяют по-другому воспринимать территорию?
- Я считаю, что доминанта всегда нужна. Если мы приезжаем в Лондон, то сразу видим Лондонский глаз и Биг Бен. В Париже это Эйфелева башня и Монпарнас, расположенный напротив неё. А если мы приезжаем в Новосибирск, то это Оперный театр и железнодорожный вокзал. Новосибирск уже вырос из 25 этажей, ему не хватает архитектурной доминанты, которой раньше, кстати, был «Бэтмен». Его сначала невзлюбили, а сейчас без него не представляют облик города. Проблема застройки Новосибирска в том, что она превратилась в «винегрет». Я десять лет снимаю Новосибирск и могу сказать, что он меняется только в худшую сторону.
Сначала я смеялся над Екатеринбургом: у них там тоже одна 25-этажка подросла, потом другая, все разным сайдингом отделаны, у всех разный кирпич, разный фасад — серый, белый, красный. И всё это смотрится, как каша, вроде бы всё высокое и монументальное, но глазу зацепиться не за что. В Новосибирске то же самое происходит, особенно в районе улиц Фрунзе, Гоголя и даже в районе метро «Октябрьская». Ансамбль потерялся, стали появляться разные по стилю новостройки. И мне как фотографу всё тяжелее находить новые ракурсы. Всё — это расщелины. Так можно на Манхэттене снимать, но только у нас архитектура не как на Манхэттене.
- Всё-таки хотя бы десять объектов можно выделить, которыми город может гордиться?
- У нас есть бонус, которого нет ни в одном российском городе: река, протекающая чётко посередине города и делящая его на две части. Поэтому наша фишка — это мосты. Например, Бугринский мост — потрясающая доминанта. Главное — не строить высотки. Например, «Ясный Берег» построил «свечки» в районе «Гиганта» и «Аквапарка». Я думаю, река, конечно, широкая, но она такое тоже прощать не будет: должна быть панорама. А пока Новосибирск, конечно, необдуманный и хаотичный. Мне как фотографу так даже интересней.
Чем сложнее и сумбурней город, тем его интересней снимать. Например, прилетел в Прагу — всё понятно, красиво. В Лондоне, Париже, Сан-Франциско — везде одна и та же история: качественно, красиво, всё готово для проведения фотосъёмки. А у нас не так. Во-первых, надо дождаться хороших погодных условий, а во-вторых, найти удачный ракурс. Особенно мешает наружная реклама.Кстати, реклама стала основным толчком, который заставил меня подняться над городом, чтобы хоть что-то увидеть и показать.
- Когда произошёл переход от увлечения фотографией к издательской деятельности?
- В 2011 году, если быть точным. Я понял, что в ЖЖ и соцсетях в новостной ленте мои фотографии уходят в никуда. К тому же накопился материал. У меня был друг, с которым мы однажды решили, что можно его воплотить во что-то материальное. Естественно, первая мысль была о книге. Мы прошлись по книжным магазинам, где я не нашёл ни одного фотоальбома, который я бы купил. У меня есть небольшой фетиш: я собираю фотоальбомы со всего мира — дома большая библиотека. Я заметил, что когда ко мне в гости приезжают друзья из других городов и хотят приобрести какой-нибудь сувенир на память о Новосибирске, то это целая проблема. Сувенира нет. И мы с моим другом решили сделать фотоальбом о Новосибирске, который может стать таким сувениром.
Сейчас на издание нашего первого альбома я смотрю очень критически, хотя его переиздания до сих пор в лидерах продаж. Самое первое издание, на мой взгляд, — это сборная солянка. Я утрамбовал 300 фотографий на 128 страниц. Получилось пёстро и непродуманно. Было больше материала о том, как я покорял новосибирские крыши и объекты: как провел съёмку с телебашни, в метро, как в мороз, свисая со скатной крыши, фотографировал город. Чуть ли не хвалился. Мы решили, что надо в первую очередь не о себе рассказывать, а о городе, поэтому в переизданиях материал был поделён на разделы: транспорт, экономика, культура. Сделали настоящую презентацию города.
И, да, там всё идеализировано, всё красиво, листаешь — и начинаешь гордиться родным городом.
- Когда из увлечения твоё дело переросло в бизнес?
- Издание новосибирского фотоальбома нас подтолкнуло издать подобные фотоальбомы для других городов. Но если в Новосибирске есть спрос на книги, их читают и покупают, то в Челябинске, например, оказалось, что наш фотоальбом успеха не имел. Фотоальбомы о городах — это больше имиджевый проект. Зарабатываю я другим: мы делаем книги о предприятиях, крупных заводах.
Один из наших крупных коммерческих проектов — книга про Западно-Сибирскую железную дорогу. Следующий проект был для крупной уральской компании, у которой 53 предприятия по всему миру. И за год нужно было их все сфотографировать. Это позволило создать портфолио. И так мы сейчас делаем книги для предприятий из различных отраслей — судостроения, ракетостроения, оборонки, ядерной отрасли. Главное — нам самим должно быть интересно.
-Как тебе удаётся организовывать подобные съёмки в других странах?
- Я урбанист-фанат, всегда увлекался небоскрёбами, архитектурой, градостроением. И вообще думал, что буду архитектором. Все города мира имеют похожую структуру: исторический центр, его развитие, основные достопримечательности. Это можно разложить на определённые сегменты и снимать с высоты наиболее логично. Но не каждый город снимешь с высоты. Например, в Томске, Барнауле это не получится из-за этажности. А вот Новосибирск, Екатеринбург, Москва, Дубай, Нью-Йорк — города, где такие приёмы можно использовать.
Я открываю 2ГИС, Google, изучаю достопримечательности и потом в объёме представляю, как и какую достопримечательность лучше показать. А затем идёт то, что я называю надводной частью айсберга. Результат, который вы видите, занимает 1/20 работы, а 19/20 — это работа с администрациями по получению разрешения. Чтобы всё согласовать (выход в определённое время на съёмку, в определённую погоду, точку и так далее), нужно проделать огромную работу. Сейчас это делаю не я, но в начале, конечно, всем занимался сам. Например, недавно у нас была съёмка с вертолёта, и, чтобы нам разрешили пролететь над НЗХК и прочими стратегически важными объектами, мы писали письма в соответствующие инстанции в течение месяца.
- У тебя дома есть карта, на которой ты отмечаешь, где ты побывал?
- У меня дома есть глобус. Я его верчу постоянно, мечтаю о новых путешествиях. А в офисе есть большая карта мира, и там онлайн-меточка «Где Слава?», чтобы наши сотрудники знали, что Слава в настоящий момент тут. Они должны быть в курсе, какой у меня сейчас часовой пояс и есть ли возможность мне позвонить в данный момент. Через несколько часов я, например, уезжаю. В среднем в год я совершаю 100-150 перелётов. Получается, примерно каждый третий день в самолёте. Это из минусов, в остальном только плюсы, так как показывать промышленность страны очень интересно.
Источник: sib.fm
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя