ЖИЗНЬ

8 мифов о витаминах. В гастроном или в аптеку?
Весна, как принято считать, пора авитаминоза. Старый урожай почти съели, новый еще не вырастили.
ВОЗ назвала 10 ведущих причин смертности в мире
Каждой год ВОЗ подводит итоги смертности по регионам, странам и, в конечном итоге, во всем мире.
Для чего нужны прививки?
Вакцинопрофилактика – это государственная программа, поэтому в каждой стране существует свой национальный календарь прививок, содержащий перечень

Юрий Шевчук рассказал Станиславу Кучеру о том, чему его научил Владимир Высоцкий и почему он отказался участвовать в программах, посвященных нынешнему юбилею.

- Вспоминаю 25 января 1988 года. 50-летие Высоцкого. Цунами всенародного обожания после спущенного сверху официального признания «певца, поэта, гражданина» — и при том ни одной попытки понять, кем Высоцкий был для всех нас и почему сумел проникнуть в души миллионов. Нечто подобное я наблюдаю и теперь: воспоминания друзей и знакомых, много правильных, вроде, слов, но почти ничего о главном…

- Знаешь, мне в эти дни часто звонили с разных официальных каналов, в очередной раз приглашали выступить и что-то там опять сказать о Высоцком. И я не смог им ничего сказать, потому что… Владимир Семенович — он же прежде всего певец любви, свободы и правды, то есть всего того, чего так не хватало тогда и не хватает сейчас, а об этом как раз ничего не говорят. Крутят в эфирах его смешные песенки, рассказывают о нем какие-то истории. Я смотрю эти передачи и вижу, как у него вырывают зубы, спиливают ему когти, как нивелируют его личность и ничего не говорят о том, за что мы его на самом деле любили.

- Ну да, как он сам предсказывал в своем «Памятнике»: «Саван сдернули — как я обужен, нате, смерьте! Неужели таким я вам нужен после смерти?» За что его любил лично ты? Кем, по-твоему, он был для нас?

- Ну смотри. Была газета «Правда» и еще много «правд» с разными приставками — «комсомольская», «пионерская» и прочая, и был Высоцкий. Была правда в печатном слове, где правды было очень мало, и был Высоцкий, который из правды состоял. Эту правду я впервые услышал восьми- или десятилетним пацаном в нашем дворе. Взрослые парни выпивали под грибочком и пели Высоцкого. «В заповеднике дремучем, в страшных муромских лесах всяка нечисть бродит тучей и в прохожих сеет страх…» — это первая его песня, которую я услышал и… случилась магия, я застыл, остолбенел. Это были совершенно иные интонации, чем то, что мы слышали по радио и ТВ. Полный взрыв мозга!

2018-02-09-02.jpg

Каждое время рождает свои интонации, и на первом плане оказываются именно они, а не какая-то там информация. Отражение времени, эпохи, их нерва и чувственности — молодость такие вещи чувствует сразу. У меня были музыкальные уши, и я услышал честное, правдивое, ни на что не похожее. У моего отца-фронтовика был магнитофон, на котором он слушал военные песни, и как-то раз я стащил у него одну пленку, на одну сторону записал Высоцкого, на другую «Битлов».

- Однажды я поставил «Парус» старому ирокезскому вождю в Америке. Индеец послушал и сказал: «Это голос бунтаря. Такие живут недолго, но горят ярко». Люди и при жизни Высоцкого, и сейчас спорят о том, понятен ли его феномен всем, вне зависимости от времени и границ, или Высоцкий был способен взорвать мозг только советского человека.

- Его тембры, ритмы, уникальная харизма — в них целая вселенная смыслов, даже для тех, кто не понимает слов. У меня тоже были случаи, когда я за границей ставил Высоцкого и видел, как его магия завораживает людей, не только тех, кто говорит на русском. Сейчас есть неплохие певцы, барды, кто классно, не хуже него, пишут, но нет у них того голоса, звука, нерва. Понимаешь… Чем взяли нас и весь мир «Битлы»? Звуком, которого мы не слышали раньше! То же самое сделал Высоцкий. О смыслах песен можно много говорить, но революцией стали именно те самые интонации. В них — искренность и правда. Знаешь, это как общаешься с человеком, а он в глаза не смотрит, косит в сторону, руки трясутся — и ты сразу понимаешь, что вам не по пути, что бы он там ни рассказывал. Так же в одном голосе можно многое прочесть, услышать и понять. Это очень тонкие вещи. Человек, обладающий душевной силой, ищущий, восприимчивый непременно услышит и почувствует Высоцкого, не суть, американец он, француз или японец.

- В январе 2012-го Станислав Говорухин, который тогда руководил предвыборным штабом ставшего вскоре президентом кандидата, произнес фразу: «Высоцкий поддержал бы нас с Путиным». Разговоры в духе «Что делал бы Высоцкий сейчас? На чьей стороне был бы?» я слышу с конца 80-х. Понятно, что они бессмысленны, и все же — что о них думаешь ты?

- А что делал бы Высоцкий в августе 1991-го? Может, пел бы на баррикадах, а может, пил водку с Шемякиным в Париже. Каждый пытается посадить Высоцкого на свой диванчик, вписать его в свои представления о мире. Владимир Семенович был непредсказуем всю свою жизнь, и, зная его историю, судьбу, можно точно сказать: он был бы непредсказуем и сейчас. Все эти весталки-свистелки, все попытки представить, что бы он делал и с кем был — все эти пророчества ничего не стоят.

Я не был лично знаком с Высоцким, но имел честь общаться с Булатом Окуджавой, а они, как ты знаешь, дружили. Однажды мы с Булатом Шалвовичем просидели вместе всю ночь, я тогда только из Чечни вернулся, рассказывал ему о том, что там видел… У него сердце очень большое, он чуть не плакал, настолько его колотило от несправедливости всего того, что происходило. Что уж говорить о Владимире Семеновиче с его-то рефлексией и нервами… Точно можно сказать одно: он был бы Владимиром Высоцким в своих реакциях на происходящее. Говорухин и остальные — каждый мерит по себе. Такова природа человека.

- Юрий Дудь тебя спрашивал про рок-н-ролл, умер он или нет. Другой разворот темы «Что делал бы Высоцкий сегодня?» — это попытка понять, что и как бы он пел. Рок? Рэп?

- Давай я проведу одну параллель. Был и есть в рок-н-ролле Саша Башлачев — сильнейший парень со своей уникальной душой — русской, российской, нашей — назови как хочешь. Мы тусовались с ним в ленинградском рок-клубе, и он не раз говорил: вот бы мне группу, барабаны, гитару с фузом! Однажды мы так и сделали — собрались у нас на студии и пытались подыграть ему. Получилось такое говно! Как мы ни старались, все это оказалось настолько искусственно приклеенным к его голосу и гитаре — потому что именно в них был весь космос. Барабаны, гитары с фузом — это все оказалось лишним. Я так и сказал Саше: «Ничего тебе не надо — ты сам себе и рок-группа, и труба, и барабаны».

Точно так же и Высоцкому ничего было не надо ни тогда, ни сейчас. Никаким рокером или рэпером он бы не стал, потому что он уже был всем. Есть люди, которым не нужно ничего дополнительного к той правде, которой они дышат и поют.

- В жирные нулевые один успешный чиновник сказал, что никакого нового Высоцкого в России уже не появится, потому что у всех все хорошо, а такие люди нужны обществу, когда оно болеет…

Эта точка зрения попахивает дешевой утилитарностью. Никогда не бывает все хорошо или все ужасно. Всегда и так, и эдак. Несчастье, как и счастье, во все времена никто не отменял. Люди, у которых все хорошо… А что хорошо? Несколько лямов в банке? Это хорошо? Бред собачий. Есть люди, сострадающие времени, миру, переживающие за несовершенство свое и общества. Если, сидя в мягком кресле, ты думаешь только о себе, тогда да, какое-то время тебе может быть хорошо. Но у поэта природа иного рода.

Чем меня потряс Высоцкий? Почему это был действительно народный поэт? Он пытался прочувствовать и понять каждого, в каждом видел Человека настолько объемно… Обрати внимание, он очень мало пел о себе, почти каждая его песня — это погружение в шкуру и в душу другого! Он любил человека со всеми его грехами, неблаговидными поступками, ценил в человеке волю к жизни, стремление к чему-то светлому, к тому, что у нас в России всегда за горизонтом, но что так греет душу… А это то, что нужно всегда, не важно, какая эпоха на дворе.

2018-02-09-03.jpg

-Чему научил Высоцкий лично тебя?

- Я плохой ученик, двоечник, но если я чему-то у него научился и учусь, то это отношению к людям. Не быть ханжой, не быть правильным или объективным, таким-сяким, а просто быть и любить. Через сопереживание и понимание. Высоцкий любил так, что его любовь накрыла всех. И мы до сих пор ее чуем и чувствуем.

- Ты помнишь день, когда узнал о том, что его больше нет?

- Я учился на худграфе, в день его смерти мы оформляли школу в башкирской глубинке, в горах. Урал, озеро, красотища… У нашей бригады был приемник, он все время работал, и угадай с трех раз, что мы слушали? «Голос Америки», музыкальные программы, рок-н-ролл. В час или два ночи прерываются передачи: умер Владимир Семенович Высоцкий. Я просто осиротел. У меня будто в одно мгновенье правду украли. Я вышел куда-то в лес, надрался там, сел на каком-то камне на берегу озера. Ночь, лунище… Это была настоящая личная трагедия. Не хочу дальше рассказывать, насколько сильная. И я первый раз в жизни тогда написал свои какие-то строчки. До этого ничего не писал никогда. И может, зря написал, потому что поэт из меня, конечно, так себе...

- Юра, спасибо за эти слова. Одна просьба напоследок. Мы хотим попросить разных известных людей назвать несколько любимых песен, составить такой своеобразный плей-лист Высоцкого. Давай ты будешь первым. Какие песни ты бы поставил человеку, который никогда раньше не слышал его?

Наверное, что-то философское, не привязанное ни к времени, ни к социуму. «Баллада о борьбе». «Банька по-белому». «Парус». «Я не люблю». «Охота на волков» — это рэп такой, если ты хочешь, чтобы поняли совсем молодые ребята.

Источник: сноб.ру

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены



Получите вдвое больше полезной и интересной информации на Ваших социальных страничках


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ