Цикл лекций и практических занятий «Клиническая нейропсихология: диагностика и реабилитация» состоялся в МКДЦ. Неврологи, логопеды, физиотерапевты из Татарстана, Екатеринбурга и Башкортостана ознакомились с методиками лечения афазии. Курс провел доктор психологических наук, и.о.заведующего кафедрой клинической психологии Московского психолого-социального университета (МПСУ), ведущий научный сотрудник Московского научно-практического центра наркологии Андрей Цветков.
Часто случается, что еще вчера человек был здоров и полон сил, а сегодня уже не в состоянии пошевелить даже пальцами и произнести имена самых дорогих людей. Катастрофа, которую, по утверждениям специалистов, в большинстве случаев можно было бы предотвратить, произошла. Последствия инсульта могут быть разными, но обратимые или стойкие, «точечные» или тотальные -- они обязательно будут. Насколько удастся отвоевать утерянные способности и навыки, вернуть речь и восстановить приемлемое качество жизни?
Особые трудности в уходе возникают, когда у больного есть речевые нарушения, такие как афазия или дизартрия. Они встречаются практически у половины пациентов после инсульта. «Мы не можем сказать больному: «Вы – слабое звено. Прощайте» и выбросить его на улицу», - говорит Андрей Цветков. – Задача реабилитологов помочь докторам в том, чтобы пациент не только телом выздоровел, но и социально восстановился».
Афазия (от греч. a - частица, означающая отрицание, и phasis - речь) - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Линнею принадлежит первое (1749 г.) описание афазии, а сам термин «афазия» предложил в 1864 г. французский терапевт Арман Труссо. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха.
Андрей Цветков отмечает, что афазия не относится к психическим заболеваниям, и зачастую пациент с афазией хорошо понимает речь окружающих. Разговаривая с ним, не стоит повышать голос, он прекрасно слышит собеседника, просто не стоит одновременно говорить с ним нескольким людям. Если говорит сам пациент, не стоит его прерывать или торопить, а неточности в его речи нужно исправлять деликатно.
Наиболее губительной для пациента с афазией является «речевая изоляция», то есть ограничение общения с окружающими. Поэтому очень важно создать благоприятный психоэмоциональный фон, ведь больной нуждается в регулярных положительных эмоциях. Для интеллектуальной реабилитации, по словам Андрея Цветкова, кроме лекарственных препаратов, необходимы логические игры, шахматы, разгадывание кроссвордов, заучивание стихов. Очень важно разговаривать с пациентом, держать его в курсе всех происходящих событий, интересоваться его мнением.
Помимо теоретического курса, Андрей Цветков провел консультации больных с нарушениями речи после инсульта и дал им свои рекомендации.
Андрей Владимирович Цветков - доктор психологических наук, и.о.заведующего кафедрой клинической психологии Московского психолого-социального университета (МПСУ), ведущий научный сотрудник Московского научно-практического центра наркологии.
Автор более 170 работ, опубликованных в России и за рубежом, в том числе 13 книг: «Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования»; «Дети-билингвы: как работать психологу»; «Образ Я: структура, функции, развитие»; «Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию»; «Методика диагностики познавательных процессов у больных зависимостями»; «Героиновая наркомания: нарушения самосознания и познавательных процессов»; «Методика ассоциативной диагностики личности и познавательных процессов»; «Практическая психология зависимости»; «Черный юмор против терроризма» и других.
Разработчик ряда оригинальных, получивших признание в профессиональном сообществе методов нейропсихологической диагностики и коррекции детей.
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя