В самом центре города на улице Баумана (бывшей Большой Проломной) возвышается прекрасный памятник Фёдору Ивановичу Шаляпину работы московского скульптора Андрея Владимировича Балашова, открытый в августе 1999 года.
Памятник находится рядом с красивейшим Богоявленским собором постройки середины XIX века, привлекающим внимание гармонией линий и законченностью форм. В нём 2 (14) февраля 1973 года был крещён сын крестьянина Вятской губернии, представителя древнего рода Шаляпиных (Шелепиных) Ивана Яковлевича Шаляпина и Евдокии Михайловны Прозоровой - простой русской женщины, доброй, кроткой, отзывчивой, «...милой домашней песельницей». Мальчик родился днём раньше, и, опасаясь за здоровье младенца, решили его сразу покрестить.
Ежегодно 13 февраля в Богоявленском соборе проводится лития по Фёдору Ивановичу Шаляпину, а у подножья памятника собираются почитатели его таланта.
Богоявленский собор и колокольня на ул. Большой Проломной (ныне ул. Баумана, 78),
в котором крестили Ф.Шаляпина
Неподалёку на улице Пушкина (бывшей Рыбнорядской) можно увидеть дом, принадлежавший когда-то купцу старообрядцу Павлу Демидовичу Лисицину. Во флигеле этого дома родился Фёдор Шаляпин.
Дом П.Д. Лисицина
На Рыбнорядской располагались торговые ряды и трущобы, описанные в повести «Мои университеты» Горького. В небольшом флигельке двухэтажного каменного дома, который Шаляпины снимали несколько лет, Федя научился грамоте, впервые услышал, как звучит «настоящая» музыка (одна из дочерей домовладельца играла на фортепиано). В 1912 году певец последний раз приехал в родной город, собирая материалы для автобиографии, и рядом с флигелем сфотографировался. Флигель не сохранился, а дом сейчас находится в частных руках.
Участок Рыбнорядской улицы граничил с Малой Проломной (улица Профсоюзная) и Собачьим переулком (улица Некрасова) - другими памятными местами, где проживала семья Шаляпиных. Жили бедно, с девяти лет Фёдор был вынужден начать самостоятельно зарабатывать. Подобно Алексею Пешкову он пошёл «в люди» - работал у сапожников, был служкой в Спасском монастыре, клеил этикеты на бутылки на заводе минеральных вод, переписывал бумаги в судебной палате, обучался столярному делу в училище Арска.
Дом П.П.Перцова на ул. Малой Проломной, где работал Шаляпин у сапожника Андреева
(ныне ул. Профсоюзная, д.№23/12)
В доме Перцова на Мало-Проломной улице Фёдор обучался сапожному ремеслу у казанского ремесленника Андреева, но относился к этому занятию без интереса.
Совсем другое дело -пение. В детстве Шаляпин был певчим во многих церквах Казани: Духосошественской, Варварьинской, Богоявленской, в Петропавловском и Благовещенском соборах Казанской епархии. Регент церковного хора Духосошественской церкви в Суконной слободе Иван Осипович Щербинин, проверив слух и голос мальчика, принял его в певчие. Пению обучался Фёдор и в шестом училище у любимого им Николая Васильевича Башмакова.
Безрадостную жизнь скрашивали праздники. Балаганные представления того времени организовывались во время святок, на масленичную неделю, на Пасху. Качели, карусели, панорама, игра в кольца и фортунка, шум, гомон, хрип разбитых шарманок, лязг меди, звон колокольчиков, выкрикивания паяцев, приглашавших в балаганы,- всё сливалось в единый праздничный гул. Балаган с громким и странным названием «Театр спиритизма и магии» потешника, гимнаста и акробата Якова Мамонова приглашал всех «в нутро» посмотреть чуда чудные, дива дивные. «Очарованный артистом улицы,- вспоминал великий певец, - я стоял перед балаганом до той поры, что у меня коченели ноги и рябило в глазах от пестроты одежды балаганщиков».
Николаевская площадь, где проходили народные гуляния и Шаляпин видел представления
балагана Якова Мамонова (ныне ул. Пушкина)
Представления балагана происходили на Николаевской площади, расположенной между университетским холмом, Рыбнорядской улицей, Державинским садом (ныне здесь театр оперы и балета на площади Свободы) и Почтамтской улицей (перед парком «Чёрное озеро»). Сегодня на месте Николаевской площади - сад (бывший Николаевский, затем - Ленинский, а сегодня - Университетский).
Но очень скоро новые впечатления затмили и Яшкин балаган...
В центре Казани на Театральной площади (площадь Свободы, приблизительно то место, где установлен памятник Ленину) находился один из лучших провинциальных театров в России, открытый в 1852 году. Казанский городской театр неоднократно горел, а восстановленный к 1867 году - отдали лучшему театральному антрепренёру Петру Михайловичу Медведеву, которому были благодарны несколько поколений казанских зрителей за постановки лучших пьес русской и зарубежной драматургии.
Городской театр и памятник Г.Р. Державину (ныне Площадь Свободы)
Впервые Фёдор посетил театр 17 мая 1883 года на представлении пьесы Петра Сухонина «Русская свадьба в исходе XVI века», с изумлением взирая на зрительный зал, театральный занавес, происходящее на сцене.
«Театр свёл меня с ума, сделал почти невменяемым. Возвращаясь домой по пустынным улицам, я останавливался на тротуарах, вспоминал великолепные речи актёров и декламировал, подражая мимике и жестам каждого»,- напишет Шаляпин впоследствии.
Оперные спектакли также ставились на этой сцене. Оперный спектакль «Жизнь за царя» поразил Шаляпина. «...Изумило меня то, что существует жизнь, в которой люди вообще обо всём поют, а не разговаривают...».
Для массовых сцен в опере потребовались статисты, и Шаляпин поступил в театр. Он кричал со сцены «Ура!» при проезде бояр в постановке «Жизнь за царя». А через две недели после дебюта мальчик получил свой первый пятак - первую поспектакльную плату. Стало совсем хорошо: бесплатно посещаешь театр, и за это ещё платят!
В семье увлечение мальчика театром не только не встречало поддержки и понимания, но, напротив, вызывало насмешки и злобу отца. Материальное положение семьи становилось всё хуже и хуже.
В 1890 году Шаляпины решили уехать вниз по Волге в Астрахань в поисках работы и хлеба насущного. Но надежды на Астрахань не оправдались, Фёдор вернулся в Казань, где ему удалось поступить в опереточную труппу Семёна Яковлевича Семёнова-Самарского, уезжавшую в Уфу.
Дворянское собрание на Театральной площади (ныне Казанская ратуша)
Шаляпин неоднократно приезжал в Казань уже будучи восходящей звездой, солистом Русской частной оперы Мамонтова. В Казани Шаляпин с большим успехом даёт концерты в городском театре в марте 1897 года; в год столетия со дня рождения Пушкина в казанском театре поставили оперу Даргомыжского «Русалка», партию Мельника в которой исполнил Фёдор Иванович. В тот же приезд незабываемым событием для всех казанцев стало выступление артиста в операх Гуно «Фауст» (в роли Мефистофеля), Глинки «Жизнь за царя» (в роли Ивана Сусанина), Бородина «Князь Игорь» (в партии Галицкого).
В 1909 году Шаляпин вновь прибывает в родной город. В это время он постоянно участвует в «Русских сезонах» Дягилева и с оглушительной славой гастролирует по городам Европы, Америки, Латинской Америки.
Концерт Шаляпина в Казани в 1909 году состоялся в Дворянском собрании (ныне Казанская ратуша). Его выступление прошло с оглушительным успехом и закончилось далеко за полночь - публика не хотела отпускать прославленного земляка. Это был последний концертный триумф артиста в родном городе.
Казанская уездная земская управа на Поперечно-Грузинской улице
(ныне Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева на ул.Жуковского, 4)
Казанский музыкальный колледж (училище) имени Ильяса Ваккасовича Аухадеева в прошлом - тоже один из шаляпинских адресов: в здании, построенном в начале 1870-х годов по заказу земства, Казанская уездная земская управа находилась до 1917 года. Шаляпин служил в её канцелярии с 1886 года в течение четырёх лет, принятый «без вознаграждения за труды» (впоследствии его зачислили в штат). К этому времени Фёдор окончил трёхгодичное 6-е городское начальное училище в Суконной слободе и по воле отца поступил на работу в учреждение, где тот выполнял обязанности регистратора. Оба Шаляпина, загруженные делами, часто оставались в управе до поздней ночи и спали на столах канцелярии.
Шестое городское начальное училище на Георгиевской улице (здание не сохранилось).
Ныне улица Петербургская, приблизительно на этом месте находится ресторан «Туган авылым»
У четырнадцатилетнего Фёдора Шаляпина уже сложился к времени работы в земской управе интерес к искусству. Он пел в церковном хоре, посещал театральные представления, выступал статистом в спектаклях. Именно в эту пору ему представилась возможность самостоятельного дебюта на сцене театра в Панаевском саду (ныне здесь располагается стадион «Динамо»), владельцем которого с 1886 года был Ахиллес Лиодорович Панаев, целиком посвятивший себя театру и музыке.
Панаевский сад, ул. Лядская, д.15, Сейчас на месте сада находится стадион «Динамо»
Попытка дебюта Шаляпина на сцене Панаевского театра в пьесе «Бродяги» окончилась полным провалом. Когда поднялся занавес, Шаляпина охватило такое волнение, что он не смог начать роль - ни язык, ни ноги не повиновались. Спектакль был сорван. Потрясённый случившимся, Шаляпин двое суток провёл в полной депрессии, не являясь на службу, и был уволен из земской управы.
Шаляпин был завсегдатаем Панаевского сада. Здесь он познакомился с игрой лучших провинциальных и столичных актёров, в числе которых был и Василий Николаевич Андреев-Бурлак, мастерством которого Шаляпин восхищался всю жизнь.
***В книге Сергея Владимировича Гольцмана «Ф. И. Шаляпин в Казани», изданной Таткнигоиздатом в 1986 году и переизданной редакцией журнала «Казань» в 2002 году, перечислены сорок девять адресов, связанных с жизнью Шаляпина в Казани. Уже в первом издании этой замечательной книги автору пришлось сделать рядом с адресами некоторых домов пометки: «не сохранился». Сегодня, к сожалению, многие другие связанные с Шаляпиным памятники утрачены, в том числе в бывших Суконной и Старо-Татарской слободах, в Ометьево.
Марианна ГАВРИЛОВА
Гульнара САГИЕВА
Источник: журнал «Казань»
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя