Наверх

МИР

Мегаполисам не хватает зеленых насаждений. Сады, парки, бульвары вытесняются жилыми, промышленными и офисными кварталами, автомагистралями и развязками. Конечно, можно традиционно увить стены зданий плющом, высадить цветы на газонах, но это не решает проблему: растениям в городских условиях просто не хватает почвы, влаги и минералов. Патрик Блан 60-летний профессор ботаники пошёл другим путём: он попросту высаживает растения на стены строений, перемещая их из традиционной горизонтальной плоскости в вертикальную. Получаются настоящие цветущие ландшафты с каскадами листьев, мшистыми впадинами, разноцветными оазисами и крошечными зонтиками соцветий под свисающими ветвями, в которых весело щебечут птицы, избавляющие сады от вредителей. Среди трав и цветов, порхают и жужжат десятки видов насекомых.

 

Почва, перевёрнутая на бок

Блан увлекся ботаникой в шестнадцать лет. Всё свободное от учёбы в университете время он посвятил экспедициям в девственные тропические леса Сингапура, Таиланда, Индии, Амазонии. В двадцать пять лет Блан получает докторскую степень за диссертацию о растениях нижнего яруса тропического леса, куда проникает лишь один процент солнечного света. Он и сейчас использует данные той работы, когда высаживает сады на сильно затенённых стенах. Ища замену естественной почве, учёный экспериментировал со мхом, хлопчатобумажной тканью, кокосовым волокном, но все эти материалы быстро портятся, к тому же они слишком тяжелы для стен. Тогда он начинает использовать синтетический войлок, помещая голые корни растений между двумя слоями этого материала. Это даёт обнадеживающие результаты: квадратный метр изобретённой им растительной среды, в которой растения прекрасно уживаются, весит всего три килограмма, тогда как остальные аналоги — в 7-8 раз больше. В 1988 г. Патрик Блан получает патент на своё изобретение.

 

b_500_375_16777215_0_0_images_world_2016_18-11-16-2.jpg

 

 

Технология вертикального озеленения такова. Слой ПВХ толщиной в 1 см крепится к металлическому каркасу, который вешается на стену (малый вес установки безопасен для здания) или может устанавливаться автономно. Этот слой даёт крепость всей структуре, делая её водонепроницаемой. К слою ПВХ крепится слой войлока из полиамида. Такой войлок не гниёт, а его повышенная капиллярность позволяет равномерно распределять воду. Растения размещают на этом слое в виде семян, побегов или уже сформировавшихся растений. Плотность — где-то 30 растений на квадратный метр. Для питания растений используются переосмысленные (а попросту сказать — перевернутые на бок) принципы гидропоники. Полив осуществляется сверху, необходимый расход воды — 5 л на квадратный метр в сутки. Воду из-под крана необходимо снабжать питательными веществами. Полив и удобрение происходит автоматически. Заявленная средняя стоимость такого сада — 500 евро за 1 м2.

Живые гобелены

В 1994 г. Эрик Оссар, организатор Международного фестиваля ландшафтного дизайна, приглашает Блана сделать вертикальный сад на выставке в Шомон-сюр-Луар. Этот экспонат, бросивший дерзкий вызов гравитации, производит настоящий фурор. Месье Блан мгновенно становится знаменитостью. Его заваливают заказами. Каждый хочет иметь в своем городе вертикальные сады, привлекающие своей естественной красотой, новизной и оригинальностью. Интерьерные опыты Блана по применению технологии вертикального озеленения в закрытых помещениях продолжались и расширялись. В 2004 г. ему была заказана живая стена в интерьере большого особняка, в результате чего появилось растительное панно из 150 различных растений. Вертикальный сад при этом прекрасно гармонировал со всей обстановкой и с внутренними поверхностями дома. Блан начинает сотрудничать с известными архитекторами, такими, как Жан Нувель или бюро «Херцог и де Мерон», специально проектирующими здания под его сады. Таковы, например, этнологический музей на набережной Бран-ли в Париже (на оформление 800 кв. м здания ушло 15 тыс. растений 170 видов!), или форум на бульваре Прадо в Мадриде, удостоившиеся самых восторженных отзывов специалистов и рядовой публики.

 

b_500_375_16777215_0_0_images_world_2016_18-11-16-3.jpg

Этнологический музей на набережной Бран-ли

 

Впрочем, наряду с новыми зданиями, Патрик успевает «облагораживать» и вполне заурядные, а порой и откровенно неудачные постройки. Среди них — бетонный мост Понт-Макс-Жювеналь в Экс-ан-Провансе, станция метрополитена в Тбилиси, крытый сельскохозяйственный рынок в Авиньоне, торговые центры, офисы, автостоянки. На сегодняшний день он создал уже 160 вертикальных работ. Французское посольство в Дели, эксклюзивные бутики на Манхеттене и в Париже, торговый центр в Бангкоке, музеи современного искусства во Франции, Бразилии и Японии — всё это лишь неполный перечень мест, где можно полюбоваться творениями Патрика Блана, «гуру растений», как его иногда называют. Причём, каждая его работа не похожа на другую, т.к. привязана к конкретному зданию. Высаживая на одном квадратном метре несколько десятков различных растений, дизайнер создаёт высокохудожественные композиции, напоминающие картины тропических пейзажей.

 

b_500_332_16777215_0_0_images_world_2016_18-11-16-4.jpg

Мост Понт-Макс-Жювеналь в Экс-ан-Провансе

Патрик Блан: «Я стараюсь примирить город с природой»

Кроме эстетической ценности, вертикальные сады имеют и чисто практическое значение. Они позволяют человеку воссоздавать живую систему, похожую на природную среду обитания. Это способ вернуть природу туда, откуда её когда-то убрал человек. Растения, их листья, корни и все микроорганизмы прекрасно очищают и регенерируют грязный воздух больших городов. Кроме того, благодаря эффекту термотеской изоляции, вертикальные сады позволяют снизить потребление энергии, как зимой (защищая здание от холода), так и летом (предоставляя естественную систему охлаждения).

Зелёный человек

Импозантная внешность профессора не оставляет сомнений о роде его деятельности. Он предпочитает носить зелёные одежды, красит волосы в зелёный цвет, и даже ногти на его руках покрыты зелёным лаком.

 

b_500_333_16777215_0_0_images_world_2016_18-11-16-5.jpg

 

Во дворе своего дома на улице Шатоден в Парижском пригороде Иври-сюр-Сен за высоким забором Блан устроил настоящий рукотворный Эдем, напоминающий джунгли. Все стены замкнутого пространства двора засажены тропическими растениями, привезёнными ботаником из многочисленных экспедиций. Это одновременно и жилище учёного, и чудесный сад, и рабочая лаборатория, и уникальная коллекция экзотических растений. Кругом порхают маленькие птички, по полу время от времени прыгают зелёно-голубые малазийские лягушки, а в одном из тенистых углов притаилась большая ящерица из Мадагаскара. Вместо грунта или плитки во дворе — гигантский аквариум с настоящими водорослями и снующими между ними яркими стайками рыбок (аквариумистика — ещё одна страсть Блана). Сверху устроен прозрачный настил из небьющегося стекла. На нём Патрик оборудовал своё рабочее место. Именно здесь, среда зелёной симфонии тропических лесов, журчания воды и пения птиц рождаются новые поразительные проекты «отца вертикальных садов», парижского ботаника Патрика Блана.

Источник: Техника молодежи

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ