Наверх

МИР

Формирование ребенка как личности с помощью куклы

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, страны, народа, отражая их движение и развитие. Интерес к образу, знаку, символу, по мнению специалистов, в последнее время значительно возрос. Проблематика куклы, с одной стороны, уходит корнями в традицию, ритуал. С другой стороны, она чрезвычайно современна и актуальна, ведь человек, в связи с усложнением социальной структуры общества, вынужден сегодня «примерять» на себя многие символы и роли.

 

«Кукла – одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек… Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима как женщина без ребенка» - писал Виктор Гюго.

Воспитание чувств

Одна из функций куклы – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать. Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой. Вроде кукла смелая, но только ли она? Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков. Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них. В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.

 

00807131.jpg

Развитие познавательности

Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.

Большинство взрослых уверены, что игры в куклы только для девочек. Однако мальчики, лет 2-3, также охотно играют в куклы. Пап это обычно удивляет и сильно шокирует. По решению взрослых, у мальчика отбирается простая кукла и заменяется на различные технические игрушки или солдатика, машинки. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не учится правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта. Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.

Игра с куклой учит ребенка самостоятельно делать то, в чем он еще не может принимать участие, - ведь это мир взрослой жизни.

Развитие в ребенке самостоятельности

Известно, что фундамент самостоятельности закладывается в первые месяцы жизни ребенка. Первые ее проявления можно увидеть в самом раннем возрасте, когда здоровый малыш стремится в пределах своих еще небольших возможностей исследовать окружающее его пространство, а позже приобрести даже некоторую независимость от взрослых в повседневной жизни. Дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества связано с различными видами деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной, учебной деятельности, которые стимулируют развитие активности и инициативы ребенка, поиска им адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, воспитание волевого аспекта самостоятельности.

Самостоятельность ребенка — одно из условий его социализации в современном мире. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Творческий труд

Напомним, что еще в XX веке дети начали играть тряпичными куклами. Когда эта человекоподобная фигурка выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

 

b_250_329_16777215_0_0_images_00807132.jpgb_250_333_16777215_0_0_images_00807133.jpg

 

Сейчас тряпичная кукла является игрушкой с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

Какой образ куклы влияет негативно на ребенка?

Кукла так же может иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки, или несоответствии её возрасту ребёнка. Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример экспрессивные куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Первое - это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, то есть играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия. Игра заменяется манипулированием. Часто родители не обращают внимания на игры своих детей с куклами. А ведь через наблюдение за игрой ребенка с куклой можно многое узнать о его проблемах в развитии. Вовремя не замеченные, не увиденные, не осознаваемые взрослыми проблемы малышей приводят подчас к тому, что у ребенка появляется предрасположенность к психологическим заболеваниям, таким как заикание, энурез и т. д.                                                       

Вместе с тем, эффективным способом лечения таких заболеваний может стать именно кукла, игра с ней. В литературе описаны случаи лечения при помощи кукол бронхиальной астмы, диатеза, кожных аллергических и сердечно-сосудистых заболеваний. Наблюдения психологов, медиков, педагогов свидетельствуют о том, что посредством куклы - когда внимание ребенка сосредоточено на игре - можно разрешить накопившиеся проблемы гораздо быстрее и эффективнее, чем в разговоре, беседе с врачом, психологом.

 

Таблица. Какой должна быть кукла в разных возрастах?

 

Возраст ребенка

Внешний облик ребенка

Влияние куклы на ребенка

Первый год жизни

Отдалённое напоминание человека, обозначенная голова, конечности. Мягкие, приятные материалы, цвета. Безликая кукла.

Формирование образа человека, развитие фантазии, тактильной чувствительности ребёнка.

Второй год жизни

Появление одежды, конкретное обозначение человеческой фигуры, малонамеченные черты лица, безэмоциональные.

Подражание ребёнка взрослым, проигрывание бытовых ситуаций (купание, кормление) и их усвоение. Начало отождествления ребёнка себя с куклой.

Третий год жизни

Минимализм в чертах лица, возможно появление снимающейся одежды.

Начало развития ролевой игры. Развитие фантазии, социального интеллекта ребёнка. Проецирование переживаний на куклу.

Дошкольное детство

Проработанные черты лица, но без яркого проявления эмоций. Возможны различные материалы, в том числе пластик. Появление кукольных аксессуаров. У девочек появление куклы-младенца, лучше без конкретного обозначения

пола.

Развитие ролевой игры. Ребёнок в играх проигрывает различные сюжеты, выстраивает целые сюжетные линии. Формирование образа человека, образа поведения в различных ситуациях.

Младший школьный возраст

Ограничений на облик куклы в этом возрасте не имеется.

Ребёнок продолжает играть с куклами, но уже перестаёт наделять её человеческими качествами, начинает менее эмоционально к ней относиться, а вскоре и перестаёт в неё играть.

 

                Источники:

1.    Ирина Винник «Мир кукол. Истории и легенды»

2.    Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология,2011. Вып.2 (21). С.39-46. М.С.Якушина «Значение традиций использования куклы для развития личности ребенка и взрослого»

3.    И.н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла»

4.    Тетерева А.О. «Психологическая роль куклы в развитии личности». Тульский государственный университет.

5.    worldofchildren.ru

6.    artamonova.es

 

7.    http://movnum.jimdo.com

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ