Наверх

МИР

 

Творчество храмостроителя  неразрывно связано с общими мировыми тенденциями в современной архитектуре. Эти тенденции могут быть названы стилями, стилистическими направлениями, архитектурными теориями, концепциями или иными терминами, облегчающими  теоретические обобщения.

 

06.jpg

 

Статья посвящена тенденциями  и опыту архитектуры модернизма, наблюдаемым в зданиях храмов различных христианских конфессий.

 

Причины выбора архитектурных решений , отличных от традиционных для православных храмов и далеких от исторических прототипов., принятых в католичестве и протестантских конфессиях, рассматривались в теоретических трудах А.С. Щенкова, В.Л. Хайта, И.Н. Слюньковой, В.А. Жемчуговой, М.В. Рягузова, И.П. Канаева и др. При сопоставлении художественного строя древних византийских и современных храмов: унитарской церкви в Оук-парке архитектора Ф. Ллойд Райта, капеллы в Роншане архитектора Ле-Корбюзье, собора в Бразилиа архитектора О. Нимейра, церкви в Саратове Д. Мак-Адама и других зданий этими авторами сделан вывод о различной трактовке образа храма в традиционной и модернистской архитектуре.

 

Разнообразные архитектурные течения в модернизме при проектировании и строительстве храмов роднит одно &‐ доминирование формы в замысле. Есть разные мнений о природе формы и путях ее развития в направлениях модернизма. При этом все основоположники современных школ едины во мнении, что природа форм их зданий иная, чем та, которая была до возникновения «новой архитектуры». Таким образом, множество создаваемых архитектурных объектов разделилось на «архитектуру в традиционных формах» и «современную архитектуру».

 

Можно по-разному оценивать этот феномен, исключающий полутона между «современной» и «традиционной». Однако сегодня для всех очевидно, что модернизм дал архитектуре множество шедевров, обогативших сокровищницу мировой культуры. Для храмостроителя важно знакомство с такими объектами, и в первую очередь с христианскими храмами, для уяснения применимости модернистских концептуальных подходов в собственном творчестве. Без изучения опыта движения в этом направлении превратиться в слепое копирование или стилизацию традиционных образцов.

 

Форма образования в модернизме – основа замысла будущего архитектурного образа здания. Это могут быть однозначно определяемы геометрические характеристики или субъективно воспринимаемые свойства (например, ассоциации). Известные ассоциации формы храма с кораблем, ковчегом Спасения, Крестом и другими христианскими символами.

 

Архитекторы часто отказываются от использования узнаваемых форм и символов. Так, в проекте унитарианской  церкви в Оук – парк (Иллинойз, США) архитектор Ф.Л. Райт отказался не только от традиционного шпиля, но и  какого-либо изображения креста.  Но это, скорее, исключение. В большинстве случаев можно говорить о семантике формы – значении геометрической фигуры или символике предмета, воплощенных в форме здания и определяющих впечатление от его восприятия, вызывающих прогнозируемые ассоциации.

 

Применительно к храмовому зодчеству особенно важной ля архитектора является задача узнаваемости, т.е. «идентификации типологической принадлежности здания по внешним признакам его формы». Задача максимум - прочтение в его облике образа храма Русской Православной церкви.

 

Решение задачи узнаваемости – не только творческая максима, но и большей соблазн. Значительность этой задачи, в какой – то мере оправдывает бездушное копирование образцов прошлого, подмену творчества тиражирование, неоправданное акцентирование традиционных «сигнальных» архитектурных форм, таких как главы на барабанах, купола, декоративные детали и формы русской архитектуры: гирьки, дыньки, кубышки и т.п.  В этом случае правильнее использовать основную форму здания, проверенную временем – базилику, крестово-купольную схему и т.п. Узнаваемость здания при этом становится абсолютной, но признаки современной архитектуры, увы, исчезают.

 

Есть и другой путь – комбинирование современных по природе общих форм и узнаваемых «сигнальных» деталей. Такие комбинации чужеродных друг другу частей в естественных науках называются монстрами.

 

Можно проследить направления формообразования как абсолютно новые, так и имеющие корни в прошлом, и обозначить три группы тенденций: 

 

 - использование как основы геометрического примитива;

 

- использование как основы узнаваемой формы определенного предмета;

 

- использование одной или нескольких основных характерных черт исторического архитектурного объекта.

 

Первая форма, к которой чаще всего обращаются современные архитекторы – это трехгранная призма. Тема призмы, лежащей на боковой грани, активно использовалась в отдельных типах русских деревянных храмов. Форма образовывалась двумя скатами крыши и перекрытием и являлась  основной визуально воспринимаемой формой при незначительной высоте стен. Основой призмы как геометрического тела служила треугольная форма – традиционная форма фронтона, называемого  в русской традиции красивым, полным глубокого смысла термином «чело».  В храме могло быть использовано несколько разновысоких крыш, и, следовательно, его форме было несколько призм – в отдельных крышах над притвором, средней частью и алтарем.

 

В современной архитектуре призма в большинстве случаев применяется как единая ограждающая конструкция, в которой стены и крыша не разделены. Могут быть использованы одна или несколько разновысоких призм. При этом, как правило, призма разной высоты не связаны с зонированием внутреннего пространства, а представляют собой своего рода складки для усложнения внешней формы и формы потолка. Примером такой сложной формы может служить  Арктический собор в Тронсе, Норвегия.

 

b_400_300_16777215_0_0_images_world_011.jpg

 

Более простые решения на основе формы призмы можно увидеть во множестве современных храмов в Северной Европе и США, например в Первой Батистской церкви в Колубусе, штат Индиана.

 

Следующая тема в современной архитектуре – это тема дуги. Скорее всего, она связана со смысловой последовательностью «дуга – арка - триумфальная арка Царя славы». При этом архитектурные формы, образуемые дугами, - красивые и выразительные, сразу становятся акцентами в застройке из зданий – параллепипедов. В традиционной русской архитектуре дуга как основная форма не используется, однако является образующей узнаваемых форм и архитектурных деталей – закомар, кокошников, арок, ребер и распалубок сводов.

 

В качестве иллюстраций звучания дуги в формах здания приводится 2 известных храма – в голландском городе Мааслюис и шедевр Ричарда Мейера в Риме, а также небольшой объект в составе комплекса зданий кампуса католического колледжа в Монреале. 

 

b_380_430_16777215_0_0_images_world_010.jpgb_380_300_16777215_0_0_images_world_04.jpg

 

Сфера  - традиционная форма в храмовой архитектуре. Это символическое изображение мира, вселенной и самой церкви. В традиционной архитектуре форма сферы – это прежде всего купол. В архитектуре модернизма эта форма  может стать формой всего здания храма. В известном в Благовещенском соборе архитектор Фрэнк Ллойд Райт применил 2 сферы, накрыв одну другой.

 

b_400_280_16777215_0_0_images_world_05.jpg

 

Второй пример применения сферы как главной идеи – часовня для брачных церемоний в Японии. Сфера здесь разделена на сектора, которые могут сдвигаться, открывая внешнее пространство. Впрочем, несмотря на оригинальное и удачное использование купола, вряд ли  можно в полной мере отнести часовню к христианским храмовым зданиям из-за синкретических религиозных взглядов ее владельцев.

 

Их предметов – символов христианства чаще всего в формах современных зданий можно увидеть орудия Страстей Христовых: крест и терновый венец.

 

Форма креста узнается в плане здания собора Девы Марии в Токио архитектора Кендзо Танге, в членениях фасада церкви Сан Джованни в Перуджи архитектор Паоло Зермани и в световых проемах Церкви Света в Осако архитектора Тадао Андо.

 

b_380_381_16777215_0_0_images_world_012.jpg

 

Терновый венец читается в формах Кафедрального собора  г. Бразилиа (Бразилия) и Кафедрального собора г. Ливерпуля. Кроме своего официального посвящения Божией Матери, собор в Бразилиа получил широко принятое в народе название Церковь Тернового Венца. И в том, и в другом соборе иглы венца упорядочены, введены в геометрический ритм. Оба здания  - кафедральные соборы крупных метрополий.

 

В храмовой архитектуре модернизма нередки заимствования традиционных форм Древнего Мира. При этом, попадая в новый контекст, форма меняет свое назначение, а здание – тип. Пилоны и обелиски египетских храмов становятся колокольнями христианских соборов. Эта тенденция не так уж нова. Зодчие классицизма в России очень любили и активно внедряли форму обелиска в храмовую архитектуру как в конструкции самих зданий, так и в архитектурный декор, а иногда и в формы церковной утвари. Особенно это заметно в творчестве великого русского зодчего М.Ф. Казакова.

 

b_380_400_16777215_0_0_images_world_013.jpg

 

Сегодня древнеегипетские формы тоже востребованы. Изящные парные пилоны поддерживают конструкцию для колоколов в Церкви Святого Креста в Закопане (Польша).

 

Иногда в современных храмах можно увидеть аркады, причем во внешних формах, а не в интерьере. Ряды арок, а иногда и ярусы аркад, единственный внешний декор строгих прямоугольных объемов. Связь архитектурой Древнего Рима, особенного с архитектурой Римских цирков, очевидна. Церковь в Финляндии построена финским мастером архитектуры Алваром Аалто, церковь в Польше – немецким архитектором Доминикусом Бемом.

 

 

Источник:  журнал «Архитектура и время»

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ