Наверх

МИР

 

Чтобы жизнедеятельность городов наносила окружающей среде минимальный ущерб, необходимо не возводить новые высокотехнологичные экосити, а модернизировать уже существующие (Дэвид Биелло)

 

b_600_375_16777215_0_0_images_world_ny33.jpg

 

Этот город мог бы стать урбанистическим раем. Сотни чертежей, карт и таблиц описывают строение современного экосити под названием Дунтань на китайском острове Чунминдао, в устье реки Янцзы. Особые энергосберегающие лома должны были группироваться так, чтобы стимулировать жителей ходить пешком. Транспортом, который сновал бы по улицам мегаполиса стали бы электромобили и автомобили на водородном топливе. Окружающие город фермы, соблюдающие все экологические стандарты, обеспечивали бы его продуктами питания. Основными источниками энергии для города могли бы стать морские бризы и сжигаемая шелуха риса - ос­новной сельскохозяйственной культуры Китая. Весь город должны были пронизывать окруженные деревьями каналы и пруды, создающие опре­деленную атмосферу для его обитателей и образующие единую сеть с окрестными болотами, обеспечивая зеленые коридоры для перелетных птиц.

 

Увы, несмотря на достойные цели, этот островной город так и остается «го­родом на бумаге». По какой причине Китай отказался от реализации этого проекта - до сих пор не ясно. Изначально завершение проекта планировалось к 2010 г., но после сооружения в 2009 г. туннеля и моста, соединяющих Чунминдао с материком, строительство было остановлено. Этот проект - один из многих спланированных, но так и не возведенных экологичных городов в мире, что по большей части связано с высокой стоимостью такого строительства. Однако даже если бы каждый запланированный экосити был успешно завершен, то суммарное воздействие, оказываемое такими городами на глобальное энергопотребление и выбросы в атмосферу, было бы незначительным, т.к. большая часть горожан по-прежнему жили бы в уже существующих неэкологичных мегаполисах. Именно поэтому возникающие сегодня проблемы с жильем, транспортом и питанием невозможно решить только с помощью возведения новых, «экологически правильных» городов. Требуется другое решение.

 

Именно оно обеспечит развитие городов будущего. Уже сейчас современные мегаполисы по многим параметрам превосходят пригороды; помимо прочего, горожане используют меньше энергии и обеспечивают меньшее количество выбросов диоксида углерода на одну жилую единицу, чем их соседи из пригородов, т.к. они живут в большей тесноте и пользуются общественным транспортом. Но этого недостаточно для того, чтобы считать город экологичным. Необходимо, чтобы мегаполис был способен обеспечить и будущие потребности. Это означает, что современные города должны, как постановила Международная комиссия по вопросам окружающей среды и развитию, соответствовать «потребностям настоящего, не поступаясь возможностью обеспечить потребности будущих поколений». Если существующие мегаполисы будут функционировать в текущем режиме, то уже довольно скоро они окажутся не в состоянии себя поддерживать - по мере того как число жителей вырастет в них с сегодняшних 3 млрд до более чем 6 млрд к 2050 г., потребности в ресурсах начнут превосходить возможности поставок. С этой сложной задачей сталкиваются многие традиционные города, которые как грибы растут в Китае, Индии и где бы то ни было.

 

Принимая во внимание все то, что уже построено в ныне существующих городах, сегодня гораздо выгоднее переоборудовать их. Подобный подход будет менее затратным, нежели возведение новых населенных пунктов по эскизам, и в то же время должен привести к сбережению огромного количества энергии и воды, что необходимо для процветания современных городов в будущем. Даже такие простые изменения, как обучение интендантов, управляющих домами, оптимальным методам работы, могут позволить современным мегаполисам продержаться на самообеспечении долгое время.

 

Сбережение энергии

 

 

b_600_450_16777215_0_0_images_world_1london.jpg

 

Существующий мир трансформируется в результате глобального потепления, и для городов, спешащих приспособиться к этим изменениям, основными приоритетами становятся повышение эффективности использования энергии и уменьшение выбросов в атмосферу парниковых газов, позволяющие предотвратить еще более катастрофические климатические последствия. «Как основные центры экономической активности на планете, мегаполисы потребляют значительное количество энергии и выбрасывают около трех четвертей от общего количества выделенного в атмосферу углекислого газа», - заявил недавно мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг конклаву мэров на заседании С40- рабочей группы из представителей 59 крупнейших городов, участвующих в мероприятиях по смягчению будущих изменений климата.

 

Например, замена  черных, покрытых битумом крыш зданий на отражающее солнечный свет покрытия белого цвета - позволит летом понизить в них температуру воздуха без применения кондиционеров. Установка водонагревателей, использующих солнечную энергию или энергию термальных источников, также может обернуться значительной экономией энергии.

 

Еще одним важным этапом переустройства современных городов может стать внедрение транспортных систем, изначально спроектированных для экосити.  Например, системы электромобилей, спроектированные для города Фудзисавы в Японии, совершенно не загрязняют атмосферу. Однако электромобили требуют развития определенной инфраструктуры, обеспечивающей возможность перезарядки их аккумуляторов. В Токио компания, называющаяся «Лучшее место», уже тестирует систему автокаров, работающих от электрических батарей, и станций техобслуживания, на которых при разрядке эти аккумуляторы можно быстро и легко отсоединить и заменить на полностью заряженные. Сейчас же очистить воздух и повысить эффективность работы городского транспорта могут такие простые действия, как перевод автобусов с дизельного топлива на сжиженный природный газ. Подобное мероприятие уже помогло Денверу в период с 2005 по 2009 г. сэкономить более 90 млн л бензина.

 

Помимо энергосбережения и ограничения объема выбросов города также должны активно осваивать новые источники энергии. Недавно в Нью-Йорке с целью повышения качества воздуха все отопительные системы в принудительном порядке были переведены с тяжелого топлива на более легкие аналоги (например, природный газ), которые при сгорании дают меньшее количество вредных продуктов. Однако с другой стороны добыча природного газа методом гидравлического разрыва пласта может загрязнять воду. Таким образом, даже такие кажущиеся простыми решения могут потребовать сложных компромиссов.

 

Вода и ее экономия

 

b_600_450_16777215_0_0_images_world_gonkong_.jpg

 

Другая грандиозная задача, вставшая перед международным сообществом, - обеспечение городов надежными источниками пресной воды, способными удовлетворить нужды растущего населения. В некоторых регионах это уже стало серьезной проблемой. Например, города, расположенные на Западе США, от Денвера до Финикса, в сумме потребляют воды больше, чем содержится в реке Колорадо. Международный исследовательский институт по разработке продовольственной политики прогнозирует, что к 2050 г. из-за недостатка воды около половины сельскохозяйственных предприятий по производству зерна окажутся под угрозой. На очередном заседании С40 был составлен список наиболее удачных практических мероприятий по сбережению природных ресурсов, которые уже были внедрены в отдельных городах земного шара от техасского Остина до Токио.

 

В 1983 г. в Остине, например, были запущены скидки за установку водосберегающих туалетов и систем сбора дождевой воды. Токио выступает как мировой лидер в борьбе с утечками в системах водоснабжения, - благодаря систематическим проверкам, ремонту и замене труб, а также устранению протечек в тот день, когда они были обнаружены.

 

Помимо количества воды значение имеет и ее качество. Городская вода должна быть чистой. Для большинства современных городов это будет означать не сохранение существующего положения вещей, а значительное его улучшение. По данным ООН, около трети населения городов живет в трущобах, которые обычно лишены чистой питьевой воды и канализации, из-за чего повышается вероятность вспышек холеры и других передающихся через воду заболеваний.

 

Однако нерациональное управление - проблема не только водоснабжения, но и, например, утилизации отходов. В Нью-Йорке были закрыты свалки в Бруклине и на острове Статен, и теперь мусор вывозится на сотни километров от города, при этом перевозка одной тонны обходится примерно в $100. Заводы по переработке не могут служить панацеей, т.к. перевозка материала к далеко расположенным перерабатывающим предприятиям приводит к выбросу гораздо большего объема парниковых газов, нежели захоронение отходов на свалках. Конечно, по сравнению с простой утилизацией мусора или его переработкой эффективным представляется вторичное использование сырья. В промышленной зоне возле города Жичжао в Китае биохимическая компания разработала схему производства лимонной кислоты из кассавы, зерна и сладкого картофеля, при которой отходы производства под действием сложных процессов превращались в твердую субстанцию, которую можно было использовать в качестве корма для животных.

 

Простые меры

 

В далеком будущем для достижения самообеспечения существующим городам, без сомнения, будут необходимы передовые технологии. Но на данном этапе заметный вклад могут внести и низкотехнологичные решения, такие как изменение строительных норм в целях повышения теплоизоляции и обеспечения большей энергетической эффективности. Благодаря организациям, объединяющим опыт крупнейших городов по планированию подобной работы, эти концепции распространяются по всему миру.

 

Города - выражение коллективной воли их обитателей, смесь факторов окружающей среды и экономики, индивидуальных точек зрения и общественных идеалов. Активная разработка методов производства энергии, осуществления транспортировки людей, поставок пищи, воды и захоронения отходов экологически безопасными способами будет ключевой стратегией, обеспечивающей надежное будущее для всего человечества. А что касается экосити, то в этих проектах слишком часто эстетика преобладает над потребностями реальных людей. А город - это всегда люди, которые в конечном счете либо делают свое место обитания экологичным, либо нет.

 

 

 

 

 

Источник: научно-информационный журнал «В мире науки»  

 

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ