Наверх

МИР

В городах живет более половины населения Земли. На их долю приходится 70% всемирного выброса углекислого газа в атмосферу, они используют огромные количества воды, ухудшают ее качество и создают горы отходов. Как идут дела в городах, так они идут и на всей планете. А города между тем стремительно растут. По последним оценкам ООН, к 2030 г. в мегаполисах будут жить 5 млрд человек - половины из них будут проводить жизнь в домах, школах, местах и в парках, которые только предстоит создать.

b_500_281_16777215_0_0_images_world_2017_2017-10-23-02.jpg

«Операционная система» природы

С приданием городам максимально возможной степени долгосрочной экоустойчивости связаны огромные проблемы. Города— это двигатели инноваций и центры предпринимательской энергии. Как показывают сети руководителей городов, очень важную роль играют и муниципалитеты, внося свои вклады в общее дело, задавая экологические программы и выступая мировыми лидерами. Во всех городах, от мегаполисов до самых небольших, мэры, городские советы, инвесторы, экономисты и проектировщики откликаются на острую потребность в перепроектировании основных элементов быстро растущих мест обитания человека с самого начала. То, каким они представляют будущий ландшафт и как они будут проектировать развитие, окажет сильнейшее влияние на всю будущую жизнь на Земле.

Руководство многих городов уже принимает меры по уменьшению загрязнения воздуха и воды. Но одной эффективности недостаточно для движения к позитивному будущему. Если города будут не только эффективными, но и более благополучными в результате, например, переработки отходов в удобрения и выращивания садово-огородных культур, они смогут продвигать нас к тому будущему, какого мы хотим, а не просто уменьшать нежелательное воздействие на природу.

Ясное представление о путях перепроектирования мегаполиса и его взаимоотношениях с окружающей сельской местностью можно получить, основываясь на «операционной системе» природы. Природные системы действуют на основе энергии Солнца, которая взаимодействует с геохимией планеты, поддерживая продуктивные регенеративные биологические системы. Системы, созданные человеком, например города, если они будут действовать по тем же законам, смогут приблизиться по своей эффективности к живым системам.

Такие законы можно свести к трем ключевым принципам: приравниванию отходов к пище, максимальному использованию солнечной энергии и поддержке разнообразия.

В природе не существует отходов. Плоды фруктовых деревьев падают на землю, где разлагаются и становятся пищей для других организмов. Органическими отходами деревьев и животных, которые поедают их плоды, питаются бактерии и грибы, внося в почву питательные вещества, а деревья могут поглощать их и использовать для роста. Отходы одних организмов становятся пищей для других. Питательные вещества совершают непрерывный кругооборот в рамках регенеративных циклов рождения, распада и нового рождения. Отходы тождественны пище.

Наши сегодняшние города рассчитаны на однонаправленный поток материалов. Поступающие в такой «линейный» город биологические (пищевые продукты, древесина и др.) и технические (металлы, пластики и др.) «питательные материалы» используются в нем, отходы сортируются и перерабатываются с целью извлечения ценных веществ, пригодных для повторного использования (металлов, бумаги, некоторых пластиков). А то, что остается после этого, направляется на свалки или мусоросжигательные заводы. Весь процесс выглядит так: «принял — использовал — выбросил». Но, как некоторые потребительские изделия проектируются сегодня с расчетом; на возможность их разборки, возврата в производство и повторного использования, так и города можно проектировать с расчетом на кругооборот «принял — использовал — переработал — восстановил».

b_500_309_16777215_0_0_images_world_2017_2017-10-23-03.png

В городе с кругооборотом материалов отходы становятся ресурсами. Рассмотрим сточные воды. В «линейном» городе водоочистные сооружения выделяют из них остатки пищи и экскременты (включая содержащиеся в них такие ценные вещества, как фосфаты), а остатки сливают в реки в качестве загрязнителей. При этом для восстановления плодородия почвы из-за убыли фосфатов фермерам приходится заказывать удобрения из Марокко и других дальних стран. В отличие от этого, в «кругооборотном» городе очистные сооружения становятся заводами по производству удобрений. В углероде, фосфатах и азоте видятся потенциальные активы для почвы, а не обуза для ближайшей реки. В «кругооборотных» городах сточные воды перерабатываются для извлечения фосфатов с целью использования для производства удобрений для парков, огородов на крышах зданий или ферм и лесов вокруг города. Это избавляет от необходимости закупки фосфатов из далеких источников и транспортировки их в США. В результате исключаются затраты энергии и выброс углекислого газа в атмосферу, связанные с добычей и транспортировкой фосфатов.

Исключение понятия отходов распространяется на все системы, поэтому в «кругооборотных» городах поступающие материалы рассматриваются как ресурс для последующего использования, а не как расходный материал. Например, новые технологии позволяют рентабельно перерабатывать схемные платы сотовых телефонов на безотходных производствах с извлечением всех минералов, содержащих редкоземельные элементы, и драгоценных металлов для последующего использования при производстве новых электронных изделий.

Второй ключевой принцип природы, который следует использовать в «позитивных» городах, это питание всего солнечной энергией и в некоторых случаях, как в столице Исландии Рейкьявике, — геотермальной. Деревья и другие растения, производящие пищу из солнечного света, — изящная и эффективная система, использующая единственный на Земле неиссякаемый источник энергии. Здания могут эксплуатировать такую энергию путем прямого преобразования ее в электрическую, а также и пассивно — путем собирания солнечного излучения с целью естественного освещения или получения тепла. Пустить в дело можно и энергию ветра — воздушные потоки, порождаемые солнечным излучением. Солнечная, ветровая и геотермальная энергии в совокупности позволяют вырабатывать такое количество электроэнергии, которого хватит для удовлетворения всех потребностей городов, регионов и даже целых стран. Причем производство будет вполне рентабельным. Такие города, как Сан-Франциско, уже значительно продвинулись в направлении выполнения намерения обеспечить стопроцентное удовлетворение своих энергопотребностей за счет возобновляемых источников в ближайшие 15 лет.

Третий ключевой принцип — разнообразие — присущ всем здоровым экосистемам. Каждый организм реагирует на окружение по-своему, но в гармонии с другими организмами, и это работает на поддержание системы в целом.

Мировой опыт

В поисках подходящих решений проектировщики городов внимательно рассматривают местную экологию. Они оценивают геологию, гидрологию, растительность и климат, а также учитывают естественную и культурную историю. Используя такое богатое сочетание подсказок, проектировщики находят подходящие картины развития ландшафта, открывая этим возможности позитивного роста, обеспечивающего поддержание жизни.

В конце концов, то, чего мы хотим, — это город, позволяющий людям жить и работать в одном и том же окружении. Если сотовые телефоны жителей можно разбирать и перерабатывать на безотходном предприятии, вписывающемся в экосистему мегаполиса, то перемещать его в какую-то специальную неблагоприятную зону на окраине нет нужды. «Позитивные» города не нуждаются в зонировании по соображениям опасной или неблагоприятной деятельности. Заводы могут располагаться посреди чистых жилых массивов, что позволит работникам жить в пределах пешей или велосипедной доступности. А такая возможность намного уменьшит потребность в ежедневных поездках на транспорте, связанных с огромными затратами энергии и потерями времени людей. А если свежая и здоровая пища выращивается на крышах зданий по всему городу, как, например,  у завода компании Method Products в Чикаго, это может не только сделать местные органические отходы ресурсом для производства пищи на крышах, но и открыть возможность работникам ферм жить поблизости.

Вообразите, что вся наша деятельность — это действия, поддерживающие жизнь, вызывающие восхищение и находящиеся в гармонии с природой. Здания функционируют подобно деревьям; они поглощают углерод, вырабатывают кислород, очищают воду, служат жилищами для тысяч видов организмов, преобразуют солнечную энергию в необходимые им тепло и электрическую энергию и продают ее излишки соседям. Здания с собственными заливными лугами и ботаническими садами извлекают питательные вещества из сточных вод и очищают то, что остается, для использования на своих кухнях и в ванных. Повсюду свежий воздух, цветущие растения и дневной свет. Здания и общины функционируют как системы жизнеобеспечения.

Имея все это в виду, можно представить себе, что пища и материалы, производимые в окружающей город сельской местности, создаются с использованием орудий и технологий, созданных в городе, который возвращает отходы в качестве сырья для восполнения ресурсов системы. Все движется в регенеративных циклах из города в село и обратно в рамках природных и культурных сетей, по которым циркулируют биологические и технические «питательные вещества». Метаболизм живого «позитивного» города позволяет поселениям человека и миру природы благоденствовать совместно. И если мы хотим сделать наши места обитания самодостаточными, мы должны принять это в качестве буквальной стратегической истины.

Формулирование принципов утопического будущего — дело заманчивое. Но могут ли современные города применить данные принципы на практике? Некоторые недавние промышленные установки показывают, как это можно сделать.

Обновление и расширение Ford Rouge Center в Дирборне, штат Мичиган, превратило огромный исторический автомобилестроительный комплекс в модель устойчивого развития промышленности. В мастер-план входит зеленая крыша площадью 4 га, служащая сердцем системы влажных садов, пористых дорожных покрытий, зеленых изгородей и биологических систем очистки от загрязнений с использованием болотных растений. Проект преобразовал экологически неблагополучную промзону в процветающую экосистему, которая удерживает и очищает дождевые воды и постепенно спускает их в близлежащую реку Руж таким образом, чтобы поддерживать благополучие водосборной площади. И уже через неделю после завершения реконструкции к родным гнездовьям вернулись местные зуйки.

b_500_375_16777215_0_0_images_world_2017_2017-10-23-04.jpg

Другая модель — это База самодостаточной стабильности NASA, новый научно-вычислительный центр агентства в Исследовательском центре им. Эймса в Моффетт-Филде, штат Калифорния. База потенциально способна полностью удовлетворить все свои потребности в отоплении, охлаждении и электроэнергии (и даже обеспечить избыток последней) за счет солнечной и геотермальной энергии и топливных элементов с использованием передовых систем управления энергией. Сточные воды там перерабатываются на месте.

Еще одна модель — Парк 20|20 в Хофддорпе (Нидерланды). Это комплекс разнородных зданий и открытых площадей на площади в 10 га. До него легко добраться по воздуху, поездом, автобусом или велосипедом. Зеленые зоны, придорожные сервисные комплексы, общественные сады и дощатые дорожки вдоль канала обеспечивают связь с более широкой общиной. Размеры, структура и ориентация каждого здания оптимизированы применительно к использованию солнечного света и солнечной энергии. Все здания парка объединены общими системами энерго- и водоснабжения и переработки сточных вод, действующими как единый организм.

b_500_438_16777215_0_0_images_world_2017_2017-10-23-05.jpg

Бразильский город Куритиба

Можно ли внедрить данные достижения в целые города? В этом отношении вдохновляют некоторые интересные места. Одно из них — бразильский город Куритиба.

В Куритибе в 1970-х гг. начались большие преобразования под руководством легендарного архитектора и проектировщика Жайме Лернера (Jaime Lerner), который в разные периоды между 1970-ми и 1990-ми гг. занимал в ней пост мэра. Вовремя своего первого срока на этой должности Лернер увидел, что бедный город с населением в несколько сотен тысяч человек нуждается в совершенной системе общественного транспорта. Поскольку метро или трамвайная сеть стоили бы слишком дорого, он заказал компании Volvo 270 сочлененных автобусов, которые должны были быть изготовлены в Куритибе, что предоставило бы работу ее жителям. Город нанял местных рабочих для строительства крытых наземных автобусных остановок на улицах. С этих остановок люди могли ехать повсюду по единому тарифу. При этом Лернер отказался от системы оплаты проезда при посадке пассажиров в автобус, так как она замедляла посадку. Вместо нее он ввел систему предоплаты проезда при входе на остановку, что ускоряло посадку в автобус по его прибытии и делало всю систему более эффективной.

b_500_375_16777215_0_0_images_world_2017_2017-10-23-06.jpg

Из-за быстрого роста населения Куритибы в узких переулках, куда не могли заехать грузовики-мусоровозы, стал накапливаться мусор. Лернер создал программу обучения детей сортировке мусора. Прошедшим обучение он давал задание обучить тому же их семьи. Сортировку мусора людям оплачивали автобусными билетами или свежей пищей. То есть Лернер оплачивал людям их мобильность. Сегодня автобусом пользуются 85% населения Куритибы, а 90% занимаются сортировкой мусора. Город перерабатывает 70% своего мусора, и это один из высочайших показателей в мире.

Такой новаторский подход продолжает работать. Вместо строительства большого здания центральной библиотеки в центре города была создана сеть из 50 небольших «маяков знания» в разных районах города, так чтобы до каждого мог дойти пешком любой ребенок. Разумеется, местные строители сооружали ярко окрашенные здания. Библиотеки работают с муниципальными школами, предлагая горожанам в возрасте от 3 до 80 лет тысячи книг и бесплатный доступ к интернету. Эти и другие шаги преобразовали город в живой организм.

Теперь представьте себе, как это все можно перенести на Манхэттен. Выращивание продовольственных культур на крышах сотен школ и больниц, что обеспечивало бы людям питательные вещества и рабочие места в районах их проживания. Дети, имеющие возможность сортировать мусор, выделяя пластик и передавая его в центры переработки, чтобы не загрязнять океан, получающие за это плату игрушками. Безотходные предприятия, преобразовывающие пластик в мономеры, которые можно будет использовать повторно. Все будет приводиться в действие солнечной энергией, а пищевые и технические материалы будут совершать непрерывный кругооборот.

В итоге люди получат то, что я назвал бы хорошей жизнью, — жизнь безопасную, достойную и творческую. «Позитивные» города — это места, где такое может произойти. Если они будут спроектированы и функционировать в соответствии с подобными принципами, лучше будет всем. Нужно добиваться права на сосуществование человечества и природы, чтобы объединить города сих сельским окружением.

Города спроектированы человеком, но они — живые организмы. Как говорил много лет назад покойный французский антрополог Клод Леви-Стросс, города — это «нечто живое и нечто воображаемое». Как создатели мест обитания, мы должны проецировать себя на ландшафт. Но мечтая об идеальных условиях для проживания людей, налагая человеческую ткань на геологическую структуру, мы можем получить более ясное представление о месте своего обитания, его духе. И тогда, формируя природу своих городов, мы будем создавать места, ориентированные как на творчество человека, так и на богатые гармоничные взаимоотношения с живой планетой. Мы будем ковать новую географию надежды.           


Источник: Уильям Макдонаф (В мире науки)
Перевод: И.Е. Сацевич

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ