Наверх

МИР

Оказаться в чужой стране, не зная местного языка, — неприятно, но пережить можно. Гораздо хуже, если вы на шоссе за рулем автомобиля, а с обочин и столбов на вас глядят непонятные таблички с таинственными символами и надписями. Жители Земли пытаются свести возможность возникновения такой ситуации к минимуму. Получается с переменным успехом.

b_500_334_16777215_0_0_images_world_2017_2018-03-02-02.jpg

Дорожные знаки, вне зависимости от того, как они выглядят и в какой стране установлены, призваны облегчать участникам дорожного движения взаимодействие между собой, помогать ориентироваться в пространстве и сводить к минимуму вероятность возникновения конфликтов и аварийных ситуаций. В общем, все знаки можно разделить на:

— предупреждающие,

— запрещающие или ограничивающие,

— предписывающие,

— информирующие (в том числе о направлении движения).

Вынуждены вас огорчить: за примерно полтора века существования автомобиля общие дорожные знаки человечество создать так и не сподобилось. Чуть ли не единственный знак, который имеет одну и ту же форму во всех странах мира — красный восьмиугольник с надписью STOP, придуманный в 1915 году в США. Впрочем, и он может не иметь английской надписи STOP (а выражать тот же призыв к водителю на отличном от английского языке или даже на нескольких языках сразу) и вообще быть круглым.

b_500_375_16777215_0_0_images_world_2017_2018-03-02-03.jpg

Тем не менее в мире сегодня существует три основных широко принятых системы дорожных знаков, условно назовем их «европейской», «американской» и «южноафриканской». Первая описывается Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах, вторая — разработанным в США Руководством по стандартным дорожным знакам, разметке и сигналам, а третья — Руководством по дорожным знакам Сообщества развития Юга Африки, основанным на одноименном документе ЮАР.

При этом даже в странах, которые приняли ту или иную систему полностью или в общих чертах, сохраняются национальные особенности, а во многих крупных государствах (например, в Японии или Китае) существуют собственные системы, похожие на одну из трех выше перечисленных — или непохожие.

Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах

Этот документ был разработан в 1968 году, а принят под эгидой ООН и вступил в действие в 1978-м. На сегодняшний день его подписали 69 стран во всем мире, включая все европейские государства, за вычетом Исландии, Ирландии, Андорры, Мальты и Лихтенштейна. Помимо этого, Испания, Великобритания и Ватикан подписали, но не ратифицировали конвенцию, а значит, не привели свои дорожные знаки в полное соответствие с нею.

Дорожные знаки, соответствующие Венской конвенции, всем нам хорошо известны: это встречающиеся повсеместно в России треугольники, круги, параллелепипеды с пиктограммами, подробно описанные в российских ПДД. Если решите поехать в ЕС на своем автомобиле, проблем с пониманием у вас почти наверняка не будет (вот разве что Ватикан…).

b_500_375_16777215_0_0_images_world_2017_2018-03-02-04.jpg

Плюс этой системы заключается в том, что знаки универсальны и не требуют владения национальным языком — достаточно запомнить пиктограммы, и вот житель, скажем, Бразилии, сможет, случайно оказавшись на российской федеральной трассе «Амур», двигаться по ней за рулем, не нарушая правил. Еще такие знаки быстрее считываются при движении на высокой скорости и/или в условиях ограниченной видимости — достаточно распознать форму и цвета, чтобы представить себе, о чем оповещает знак. Но тут же кроется и сложность: толкование знаков в большинстве случаев приходится запоминать. Некоторые страны учли это и пошли другим путем.

Руководство по стандартным дорожным знакам, разметке и сигналам

В начале XX века загородные шоссе в США оборудовались и поддерживались автоклубами, объединявшими частных автовладельцев. За установку знаков, их форму и содержание отвечали те же автоклубы. Понятно, что договариваться между собой они даже не пытались — наоборот, еще и конкурировали за трафик, а потому уделяли больше внимания рекламе шоссе, чем удобству навигации. Но такая ситуация не могла сохранятся с ростом числа автомобилей, и уже в начале 1920-х федеральное правительство предприняло первые шаги по унификации знаков и разметки, а в 1935-м выпустило первое издание Руководства (Manual on Uniform Traffic Control Devices) и с тех пор регулярно (раз в несколько лет) его обновляет.

Впрочем, в каждом штате США все равно действуют собственные ПДД и свой набор знаков. Где-то знаки и разметка полностью соответствуют Руководству, а где-то есть отличия, хотя сегодня они не препятствуют безопасному передвижению людей.

b_350_527_16777215_0_0_images_world_2017_2018-03-02-05.jpg

Главное отличие системы знаков «американского» типа — предпочтение текстовым, а не пиктографическим сообщениям и меньшее количество цветов. Красный цвет почти всегда маркирует запрет, бóльшая часть знаков черно-белая, знаки предупреждения об опасности — желтые с черными обозначениями. В основном используются прямоугольные, квадратные и ромбовидные таблички и много, очень много текста — до пяти строчек на знак. Вообще-то, это довольно удобно: не нужно запоминать, что какой знак обозначает, но только если вы неплохо владеете английским и способны быстро прочитать и понять текст, на мгновение промелькнувший в поле зрения. В противном случае, двигаясь на высокой скорости по хайвею, осознать смысл предупреждения на знаке вы рискуете слишком поздно.

Тем не менее система, похожая на американскую, также применяется в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Ирландии, хотя в каждой из этих стран имеются и различия. Больше того, некоторое влияние Руководства вы обнаружите в большинстве стран Южной и Центральной Америки, включая те, которые официально подписали Венскую конвенцию, а также в Японии, Малайзии и Индонезии.

Руководством по дорожным знакам Сообщества развития Юга Африки

Эта система, известная также под аббревиатурой SADC-RTSM (от англ. The Southern African Development Community — Road Traffic Signs Manual), попала в наш обзор в первую очередь потому, что она применяется с небольшими вариациями сразу в 11 странах Юга Африки. Внешне дорожные знаки и разметка в этом регионе ближе к европейским, чем к американским: об опасностях тут предупреждают равносторонним треугольником с красной рамкой и черными пиктограммами, ограничение скорости устанавливают круги с красной рамкой и черными цифрами на белом фоне и так далее.

b_350_350_16777215_0_0_images_world_2017_2018-03-02-06.jpg

Есть и отличия, большинство из которых, впрочем, не помешают водителю из стран Венской конвенции добраться из точки А в точку Б, не нарушая правил. Главное, что все почти одинаково на большой территории. Правда, стоить помнить, что на юге Африки ездят по левой стороне.

Все остальные

Все остальные страны используют дорожные знаки, напоминающие одну из двух главных систем, но не связывают себя какими-либо обязательствами по унификации национального набора и внешнего вида знаков и разметки.

Один из примеров такого рода — Великобритания: там в общих чертах следуют европейским нормам, но имеют большой набор собственных. Другой пример — Китайская Народная Республика, а заодно Макао и Гонконг, где, помимо прочего, предупреждающие знаки хоть и треугольные, но не с красной рамкой и черными пиктограммами на белом фоне — все рисунки тут черные, а фон желтый. Получается гибрид американской и европейской систем.

 

Источник: Вокруг света

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ