Наверх

ИЗБРАННОЕ

22-05-15-1.png


Жан Жак Анно - один из самых успешных современных режиссёров Европы.Кажется, он сделал всё для того, чтобы о нём говорили, однако сам предпочитает оставаться в тени. Только он может получать международные награды, чередуя в своем творчестве семейные фильмы с эротическими.И внешне он заметно отличается от классического типа европейского режиссера — рефлексирующего интел­лектуала или эксцентричного чудака.Анно не скрывает, что боль­ше всего ценит успех у публики, признание международного рынка и Голливуда. И то, и другое, кажется, само идет ему в руки.

Режиссер-новатор 

Что труднее для режиссера – изобразить новое или открыть в старом неизведанное? Найти ответ на этот вопрос пытаются многие. Ясно только одно - для того чтобы суметь делать и то, и другое, нужно обладать особым даром. Биография французского режиссера Жан Жака Анно в России изучена мало. Нет слов, жизнь каждого настоящего художника поучительна, она служит примером творческой одержимости, самопожертвования. И о Анно говорят как о неутомимом труженике. Но хочется верить, что он родился режиссером, что подобно тому, как существует природная постановка певческого голоса, его искусство родилось вместе с ним. Иначе как же ему удается создавать каждый новый фильм непохожим на предыдущий? Иначе как мог бы он одинаково «легко» изображать новое и открывать неизведанное в старом?

 

22-05-15-2.jpg

От рекламных роликов к премии «Оскар»

Жан Жак Анно родился во Франции в 1943 году. Азы кинематографии познал в технической школе фотографии и кино. Ноглавной школой мастерства для будущего режиссера стали рекламные ролики. На его счету их  более 400. Но Анно всегда мечтал о кино.  «Я вос­хищался Ренуаром, мне страшно нравились Куросава и Эйзенштейн. О, «Иван Грозный»! — как это великолепно! Зрелищно и умно одновременно, каждый кадр — произ­ведение искусства»,говорил режиссер.

Свой дебютныйполнометражныйфильм «Черные и белые в цвете» 1976 года Жан Жак Анно снял в Африке. Критики высоко оценили картину режиссера, наградив его премией «Оскар» за лучший иностранный фильм. Каждая следующая картина Жан Жака Анно была уникальна и каждая успешна. «Борьба за огонь»  — праисторический эпос без диалогов и знаменитых актеров, но с потрясающими пейзажами и образцами «неандертальского» грима.«Имя ро­зы» — экранизация культового романа Умберто Эко. «Любовник»  - фильм с редкими по силе и красоте эротическими сценами между пятнадцатилетней француженкой и опытным сердцеедом.

 

22-05-15-3.jpg

Джейн Марч и Тони Леюн в фильме Жан-Жака Анно «Любовник»

 

Критики писали про Анно, что в каждой своей работе он действует так, словно до него вообще не было снято ни одного кадра, словно «он не знает, что ничего не знает».

Фильм «Медведь» -документальный вымысел

Культовым стал фильм «Медведь», снятый Анно в 1988 году. Действие фильма разворачивается на просторах Британской Колумбии. Главные персонажи этой чудесной картины настоящие медведи. Малыш-медвежонок вынужден своими силами выживать в жестоком мире природы, он сам находит себе пропитание, сам защищается от врагов и, кажется, что долго не сможет протянуть в своих одиноких скитаний, без какой-либо поддержки. Но однажды он находит друга и верного защитника – огромного медведя Кодиака, на которого уже давно охотятся два безумных охотника

 

22-05-15-4.jpg

Кадр из фильма «Медведь»

 

Идея фильма возникла у режиссера после прочтения книги Джеймса Оливера Кервуда – «Король Гризли». Автор написал ее после того, как изменил свое отношение к охоте, и посвятил сыну.  «Величайшее наслаждение не убивать, но дарить жизнь», – писал Кервуд. Жан Жак Анно решил взглянуть на ситуацию не с точки зрения охотников, а с точки зрения тех, на кого охотятся, и прежде всего – глазами медвежонка.

При этом Анно подчеркивает, что «Медведь» – это вымысел. «Различие между документальным или научным фильмом и «Медведем» в том, что мы показали то, как мы думаем, могло бы быть, не подкрепляя это доказательствами. Мы реконструировали натуру, добивались, чтобы дрессированные медведи играли роли диких зверей. А документальное кино показывает каждодневную жизнь среднестатистических персонажей. Мы можем говорить… о документальном вымысле», - говорит режиссер.

«Главное отличие человека от животного-актера в том, что последний никогда не играет осознанно. Животные никогда не обманывают»

Специально для съемок Анно находит огромного медведя ростом 2м 80см и весом 800 кг. Медведя зовут Барт, и он — «звезда» местной телерекламы. Он послушен дрессировщику и обладает необыкновенно выразительной мордой, но потребуется полтора года, чтобы научить его хромать. При­дется также отыскать ему дублера, который не так тяжел, но зато подвижнее и, значит, может лучше сыграть агрессивные сцены. Поскольку взрослый медведь зачастую готов съесть незнакомого медвежонка, пришлось изготовить фальшивых, механических медведей для одних сцен, а для других использовать мимов, одетых в медвежьи шкуры. Только на последнем этапе режиссер нашел самого главного героя-медвежонка. Но кроме него в создании этого образа участвовали еще тринадцать медвежат, за которыми в течение нескольких лет ухаживала целая армия воспитателей. Специально для фильма Анно изучает этологию – науку о поведении животных, знание которой поможет ему и в следующих фильмах.

«Съемки были уроком терпения, даже упорства. Ждать, начинать снова, опять ждать до тех пор, пока не «поймаешь» нужный кадр. Ждать, несмотря на дождь, холод, скуку, усталость, раздражение съемочной группы, несмотря на опасность, иметь мужество не сдаваться, пока не сделаем то, что нужно», - вспоминает время съемок Жан Жак Анно. 

 

22-05-15-5.jpg

 

Другой режиссер безнадежно увяз бы в этом много­летнем проекте. Анно же ухитрился, не бросая начатого, снять за это время еще и другой фильм — «Имя ро­зы» по роману Умберто Эко. Режиссер чувствует в себе силы вести битву сразу на двух фронтах, в течение многих месяцев он живет двойной жизнью, переходя от общества медвежат к миру средневековых монахов-бенедиктинцев.

Изображать новое и открывать неизведанное в старом – кредо режиссера  

Сегодня режиссеру 72 и он по-прежнему полон идей и творческих замыслов. Именно Анно стал первопроходцем в освоении новой цифровой технологии IMAX 3D и создал в ней первую в истории мирового кино игровую картину «Крылья отваги» 1995 года продолжительностью около 45 минут, предназначенную для демонстрации в особых, гигантских кинозалах. Но Жан Жак Анно – режиссер не игрового, а психологического кино. Кино, которое оставляет след в душе и заставляет думать. «Два брата», «Тотем волка» - последние работы мэтра. Они о том, как обрести свое место в мире, о любви и прощении и о том, что никогда нельзя сдаваться. В каждом фильме Жан Жака Анно покоряет жажда жизни и величественная красота уникальной природы, которая убеждает в гармоничности и совершенстве мира, живущего вопреки естественным и искусственным катаклизмам и вмешательствам извне.

 

22-05-15-6.png

 

 

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены