Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

 

 

 

 

Часы для всех

Считается, что самые первые башенные часы были установлены в 1335 г. в итальянском городе Милане. За Италией потянулись и другие страны Европы. В 1352 г. раздался бой общественных часов во французском городе Страсбурге. Десять  лет спустя – в немецком Нюрнберге. Еще через десятилетие – в Париже и почти сразу в Лондоне.

 

b_400_143_16777215_0_0_images_11.03.02.jpg

 

Двигателем башенных часов служила тяжелая гиря весом в две сотни килограммов, которая прикреплялась к длинному канату, намотанному на вал. Вращение вала за счет веса гири через зубчатые колеса передавалось часовой стрелке, по-прежнему единственной. Минутная появилась не скоро…

 

Понятно, что канат размотался бы за считанные секунды, будь вал полностью свободным. И этому препятствовал горизонтально лежащий балансир с грузами на концах, билянец – как его называли в России. Поворачиваясь то в одну, то в другую сторону, он за счет своей инерции заставлял часовой механизм действовать постепенно, более или менее равномерно, небольшими толчками.

 

Конечно, механизм с билянцем нельзя назвать совершенным. Точность хода часов с таким регулятором оставляла желать много лучшего. Но другого регулятора тогда еще не придумали.

 

 

Первые на Руси

Первые механические часы на Руси появились более шести веков назад, в 1404 г. Они были установлены на одной из башен московского белокаменного Кремля. Каждый час звон их оповещал горожан о течении времени. Как долго действовали эти часы неизвестно. В 1485 г. царь Иван IIIвелел перестроить и укрепить резиденцию великих князей.

 

И самую величественную башню нового Кремля, Спасскую, украсили эти великие часы. Обслуживал их специально обученный тому мастер. При вступлении на столь ответственную должность он целовал крест и давал слово: «У дела на башне не бражничать, в кости не играть и вином и табаком не торговать. С воровскими людьми не знаться и часы водить со всяким опасением». 

 

b_150_100_16777215_0_0_images_11.03.03.jpg

 

 

 

 

«Диво мира»

Эти часы прослужили на Спасской башне более 120 лет до полного износа. На замену им пришли часы, изготовленные английским мастером Христофором Галовеем. «Диво мира» - отзывались о них иностранцы. Они действительно были безумно красивы! На голубом циферблате диаметром более пяти метров были изображены солнце, луна и звезды. Стрелка стояла на месте, а циферблат медленно вращался, подводя под стрелку цифры. Испытав на себе два страшных пожара, галовеевские часы работали 70 лет. Третьи по счету часы появились на Спасской башне уже при Петре I. Привезены они были из Голландии, а спустя полвека уничтожены пожаром. И только четвертым кремлевским часам суждено было дойти до нашего времени. Не раз их ремонтировали и улучшали.

 

Этим великим часам удалось пережить и нашествие Наполеона, и события 1917 года, когда четыре артиллеристских снаряда попали в башню и повредили часовой механизм. С тех пор прошло уже много лет… Но по-прежнему огромные позолоченные стрелки показывают точное время, звучит перезвон колоколов и раздается гулкий бой двухтонного колокола, отлитого русским мастером Семеном Можжухиным еще в 1769 г. 

 

b_150_100_16777215_0_0_images_11.03.04.jpg

 

 

 

 

Потерянное первенство

Первым, кто догадался заменить билянец маятником, был великий итальянский художник Леонардо да Винчи. Однако, нет никаких свидетельств того, что свои часы он изготовил. Сделал это более 60 лет спустя после смерти новатора его соотечественник Галилео Галилей. Но работу завершить не смог и последний, так как ему шел уже 78 год, и забравший у него зрение и силы…

 

Через 16 лет после смерти Галилея в 1658 году голландский ученый Христиан Гюйгенс издал в Гааге небольшую книгу под названием «Часы». В ней он описал изобретенные им маятниковые часы. Естественно, издание вызвало много шума, а автора обвинили в плагиате. Гюйгенс не стал отрицать первенство Галилея, а заслуги голландца в часовом деле и науке так или иначе были оценены по достоинству. 

 

b_150_100_16777215_0_0_images_11.03.05.jpg

 

Теперь дело встало за совершенствованием новых часов. Точность их значительно увеличилась  после изобретения англичанином Робертом Гуком анкерного хода. Над зубчатым ходовым колесиком Гук поместил анкер – деталь, напоминающую маленький якорь. Соединенный с маятником, он тоже раскачивался и, цепляясь за зубцы ходового колеса, регулировал его движение, сам раскачивал маятник.

 

b_150_100_16777215_0_0_images_11.03.06.jpg

 

 

 

 

 

Напольные,

настольные,

настенные

Первые напольные домашние часы появились в Италии семь веков назад. Он, как и башенные, приводились в движение гирями, а ход их регулировался тем же билянцем. Новую жизнь они обрели, когда вместо гирь начали применять пружину, а регулятором стал маятник. В России о домашних часах узнали гораздо позже, чем в других европейских странах. Их получил в подарок царь Иван Грозный от римского императора Рудольфа II. А затем это чудо из заграницы начали привозить бояре и купцы. Большие напольные часы служили элементом декора, а настенные, настольные и каминные – замечательным украшением богатых домов. Также стали популярны настенные часы «с секретом», а именно с кукушкой. 

 

b_150_100_16777215_0_0_images_11.03.07.jpg

 

 

 

 

Часы Петера

Генлейна

Примерно в 1500 г. Петеру Генлейну – часовщику из немецкого города Нюрнберга удалось создать первые карманные часы, казавшиеся чем-то невероятным. Один ученый того времени с удивлением писал: Они, как бы их не поворачивали, показывают и отбивают время, даже если находятся в кармане».

 

Карманные часы стали работать намного лучше, когда в них место билянца занял баланс, который изобрел тот же Гюйгенс. Это был маятник, но выглядел совсем иначе, в виде колесика, маховичка, с прикрепленной к нему упругой и очень тонкой спиральной пружинкой, волоском. Под действием этого волоска, баланс. Подобно маятнику, колебался, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону, таким образом управляя ходом часов. Со временем самые искусные часовые мастера научились делать не просто маленькие, а удивительно крохотные часики. Так, жена английского короля Якова IАнна Датская получила в подарок часы-перстень. Они имели хрустальную оправу и тоже отбивали время. Но не звуком, а легким постукиванием по пальчику королевы маленького молоточка. 

 

 

 

 

Драматург - часовщик

Далеко не всем известно, что замечательным часовых дел мастером был знаменитый французский драматург, автор бессмертных комедий «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» Пьер Огюстен Бомарше. Профессия часовщика в семействе Бомарше была наследственной. Часовщиками были дед и отец Пьера. Сам он начал постигать часовое искусство с детских лет и к 20 годам овладел им настолько, что смог сделать в механизме часов очень важное усовершенствование. Заказы на изготовление часов посыпались к молодому мастеру со всем концов Парижа. Даже сам король Людовик XVIзаказал ему часы. И Бомарше изготовил для короля и его дочерей прелестные часики в виде перстней, вызвавшие у монарха и принцесс бурю восторга. 

 

b_150_100_16777215_0_0_images_11.03.08.jpg

 

Королевские заказы принесли Бомарше не только громкое имя, но и богатство. Чувствуя в себе силы, он мечтал стать придворным часовщиком. И мечта его сбылась. Драматург вошел в историю,  как мастер слова. Но создатель памятника Пьеру Бомарше в Париже не забыл о его заслугах в часовом деле. Мраморное изваяние в правой руке держит рукопись, а у его ног лежат маятниковые часы. 

 

 

 

 

Отшельник из Ферне

Может показаться неожиданным, что великий французский философ и писатель Франсуа Мари Вольтер тоже был замечательным часовщиком. После долгих скитаний 60-летний Вольтер поселился в живописной швейцарской деревушке Ферне около Женевы. Очень скоро здесь началось изготовление дорогих красивых часов. А руководить этим производством стал «фернейский отшельник», как нередко называли Вольтера.

 

В 1778 г. Вольтер скончался. Колония часовщиков в Ферне осиротела и в конце концов распалась.

 

Между тем в часовом деле становилось все сложнее. Летом 1714 г. английский парламент объявил премию в 20 000 фунтов стерлингов за создание хронометра, специальных морских часов, способных долго сохранять точное время. Премию выйграл англичанин Джон Гаррисон, часовщик из города Барроу. Своим часам он отдал более 30 лет. В свое первое испытательное плавание хронометр Гаррисона отправился осенью 1761 г. из Портсмута через Атлантический океан на Ямайку. Когда корабль после двухмесячного путешествия прибыл в Порт-Ройал на Ямайке, часы отставали всего на 9 секунд! 

 

b_150_100_16777215_0_0_images_11.03.09.jpg

 

 

 

 

«Астрономические»

часы

 

Из русских часовщиков стоит вспомнить Терентия Ивановича Волоскова. Он жил и работал в городе Ржев Тверской губернии более 200 лет назад. Талант замечательного мастера проявился в нем рано. Своими золотыми руками он построил маленький телескоп. Занятия астрономией очень пригодились Волоскову, когда начал он делать первые в России «астрономические» часы. Вряд ли о них стало бы широко известно, не появись однажды в Ржеве известный поэт Федор Николаевич Глинка. Путешествуя по России, он заехал в Ржев и смог осмотреть поразительное творение Терентия Волоскова. Часы показывали не только время. «Взглянув на часовую доску, - писал Глинка, - вы увидите всю ее испещренную кругами: это целый месяцеслов или в уменьшительном виде картина неба». Часы, действительно, были великолепны. Но никто, кроме заезжего поэта, не заинтересовался ими. Так и простояли они у мастера до самой его смерти 1806 г. 

 

b_150_100_16777215_0_0_images_11.03.10.jpg

 

 

 

 

Турбийон

Авраама Бреге  

Авраама Луи Бреге по праву называют великим часовщиком прошлого. Он родился в 1747 г. в швейцарском городке Невшателе, в небогатой семье беженцев из Франции. До него карманные часы заводились с помощью специального ключика. Бреге придумал головку, вращая которую можно было легко и быстро завести часы. Она же служила для перевода стрелок. Бреге усовершенствовал анкерный ход, изобрел новую спираль баланса и много другое. Самым замечательным новшеством этого гениального мастера был турбийон (в переводе с фр. – «вихрь», «круговорот»). Этот хитроумный механизм устранял влияние земного тяготения на работу часов.

 

Под стать Бреге был другой замечательный часовщик, английский механик Джеймс Кокс. Он жил и работал в Лондоне. Его «коньком» были сложные автоматы вроде движущихся фигур, механических птиц и оригинальных часов. Одним из шедевров были часы «Павлин», которые сегодня можно увидеть в Эрмитаже. 

 

b_150_100_16777215_0_0_images_11.03.11.jpg

 

Большие комнатные часы, изготовленные Коксом в 60-х г.г. XIXв., назывались вечными. Они совершенно не требовали ручного завода, а заводили себя сами, используя силу атмосферного давления. Сегодня часы эти находятся в одном из лондонских музеев.

 

 

Сегодня наручные часы – один их самых распространенных предметов. А было время, когда желающих приобрести их совсем не находилось, потому что карманные считались намного удобнее. Первые часы, прикрепленные к браслету в 1809 г. изготовил парижский ювелир Нитон по заказу жены императора Наполеона Бонапарта Жозефины. Однако они так и остались в единственном экземпляре.   

 

 

 

 

 

Незаслуженно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механические и электронные

b_150_100_16777215_0_0_images_11.03.12.jpg

Военные – вот кто изменил судьбу наручных часов. До начала Первой мировой швейцарские часовщики получили от германского Адмиралтейства крупный заказ на браслетные часы для морских офицеров. С началом войны стало очевидным, что расположенные на руке часы очень удобны в экстремальных условиях.

 

b_150_100_16777215_0_0_images_11.03.13.jpg

Вслед за военными и гражданские обоих полов оценили по достоинству наручные часы. Их выпускалось все больше, а карманных все меньше. И сегодня ситуация ровно противоположная: браслетные часы имеет почти каждый, а карманные – ценители духа времени, которое уже давно позади…

 

Механические часы успешно дожили до нашего времени. Но получили широкое распространение электронные и кварцевые. Они проще в изготовлении и способны, помимо времени, также показывать прогноз погоды и курс валют. Но механические часы не теряют совей актуальности, так как имеют свою особую романтику и шик. Часовые фирмы Швейцарии, США, Франции, Германии, Японии научились создавать не только удобные и точные механизмы, но и изумительные формы, отлично дополняющие образ.  Иметь на руке дорогие элитные механические часы стало престижно. И сегодня уже ясно, что механика и электроника – вовсе не конкуренты, а наши верные помощники и стильные аксессуары. И какие бы часы вы ни выбрали, истинно одно: самое ценное в нашей жизни – это время!  

 

b_150_100_16777215_0_0_images_11.03.14.jpg

 

 

Источник: Журнал "Техника молодежи"

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены