Каслриггское каменное кольцо, Озерный край, Англия
Озерным краем англичане называют Национальный парк Лейк-Дистрикт. Он является национальным заповедником Великобритании.
Озерный край (Англия)
|
Поднявшись вечером на самый верх перевала Харднотт-Пасс, можно увидеть чередующиеся сцены рождения и смерти. Вот заходящее солнце заливает желтым светом голые горные хребты. Их вершины похожи на сверкающие скалистые острова, беззвучно плывущие над серой морской бухтой в облачной пелене, которая наползает со стороны Атлантического океана.
Потом тишину нарушает порыв ветра, прижимающий к земле траву и стебли на горных склонах. С моря надвигается армада облаков. Темным приливом она накатывает на склоны, взбирается вверх по долинам и постепенно гасит солнечные лучи.
С высоты Озерный край похож на громадную сцену. Гора Скофел-Пайк, хоть и считается одной из самых высоких вершин в Англии, поднимается ввысь всего на 978 метров. Но если горам Камбрии и недостает высоты, это компенсируется их потрясающей красотой и прямо-таки сакральной ролью, которую этот край играет во взаимоотношениях британцев с природой.
В здешних горах солнце и проливные дожди внезапно сменяют друг друга. На заросшем папоротником плоскогорье видны небольшие живописные лощины. Деревни с извилистыми улочками, застроенными каменными домами, утопают в цветах. Бурные горные речки, пенясь бурунами на древних гранитных порогах, мчатся в озера Дервент-Уотер, Конистон-Уотер, Алс-Уотер, Уиндермир. Вот туман над поверхностью Уиндермира рассеивается, и взору открываются раскинувшиеся за ним просторные каменистые поля, поросшие низкой травой. |
Пейзаж с Круммок-Уотер похож на произведение паркового искусства. На отложениях ледникового периода красуется узор из каменных стен и изгородей
Вдохновение для поэтов
|
Здесь, в Озерном крае, среди пасторальных пейзажей можно увидеть обнаженные скальные выходы, и это сочетание идиллии с гнетущей суровостью природы образует дивные картины. В конце XVIII века эту местность в графстве Камбрия к северу от Манчестера открыли для себя английские поэты и художники — и запечатлели ее в своих произведениях. Поэты Сэмюэл Тейлор Кольридж и Уильям Вордсворт, самые значимые из ранних английских романтиков, противопоставляли здешний одухотворенный горно-озерный ландшафт техническим ритмам зарождающейся индустриальной эпохи. Своей новой религией они сделали Природу — и горы, реки и деревни Камбрии обрели новый, сакральный смысл.
Для них и красоты этого отдаленного уголка, и строгость ландшафта стали неким идеалом. Вордсворт называл деревню Грасмир, где он в 1799 году поселился в доме, увитом розами, «самым красивым местом на Земле», а благодаря его «Путеводителю по озерам» здешние края до сих пор как магнитом притягивают туристов.
“Природа края превращается в новую религию для поэтов и художников”
|
Джон Рёскин - художник и писатель
Миф о перво-зданности |
Джон Рёскин - английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт
Джон Рёскин, художник и писатель, самый известный британский арт-критик XIX века, в 1871 году купил дом на берегу озера Конистон-Уотер. Из его старого дома в Брентвуде, превращенного в музей, посетители и сегодня могут наблюдать, как вечер медленно тонет в воде. Именно здесь Рёскин сформулировал свое философское кредо: «Нет никакого иного богатства, кроме жизни». И здесь, в этом сумраке, он провел последние десять лет.
Современным туристам нравится эта аура меланхолии. «Люди приезжают в Озерный край издалека, ищут заброшенные дороги и ездят по ним на своих машинах, отравляя окрестности выхлопными газами», — бурчит Харви Уилкинсон. Он заведует «Виллой искусств и ремесел Блэкуэлл». Это здание было построено в начале прошлого века богатым меценатом из Манчестера. Уилкинсон со своими изысканными манерами и необычными черными очками похож на пришельца из другого мира. Но в отличие от большинства туристов Уилкинсон пытается разглядеть за мифом истинное происхождение этого романтического ландшафта. Он видит не только идеальные, но и истинные черты этой страны озер, угрюмого края с блистающими горными склонами.
Столетний камень, которому на самом деле сотни миллионов лет. Если верить легенде, то сама природа создала его таким, человек лишь отшлифовал камень в местах раскола, придав ему совершенную форму.
«Даже самые первые поэты-романтики, воспевавшие здешнюю природу, были очарованы химерой, — говорит он. — Ведь пейзаж, который они прославляли, создан человеком». Древние с виду скальные выходы на самом деле появились после того, как всю здешнюю растительность съели овцы. Когда-то на склонах гор росли кусты и деревья, но уже в XVIII веке здесь начали пасти сотни тысяч овец. «Самое прекрасное место на земле» — миф. И не только потому, что некогда дикие ландшафты сейчас истоптаны толпами туристов. А потому, что пейзажи, воспетые известными поэтами, вовсе не первозданные. |
Озерный край, наши дни
Нынешняя жизнь в озерном крае
История Д. Дикинсон
Поэты сменяются, традиции остаются |
Для тех, кто сегодня живет в Озерном крае, эти места лишены всякой идиллии. Многие по-прежнему зарабатывают на жизнь, разводя овец, — британское правительство выплачивает им субсидии. Кое-кто сдает комнаты. Вот на ферме «Таунхед» к северу от Грасмира на стоянке перед приземистым побеленным домом с камином стоит заляпанный грязью «Лэндровер». На часах — пять утра, но краснолицый Дональд Ходжсон уже плетется по двору. Под ногами чавкает грязь. Дождь идет уже несколько дней. И все эти дни Ходжсон с рассвета до заката ищет на осыпающихся склонах своих насквозь промокших овец, которых пора стричь. Он заводит машину, и в прицеп прыгает большая шотландская овчарка колли.
Одним только сельским хозяйством прожить теперь невозможно. «Шерсть мы сжигаем, продаем только мясо», — говорит супруга Ходжсона, женщина с короткими светлыми волосами. Ее муж тем временем отправляется в горы на джипе. Вершины гор скрыты за облаками. Через низкие окна в гостиную вползает холодный свет, громко тикают настенные часы.
Джозефина Дикинсон тоже разводит овец. Эта худенькая женщина с застенчивой улыбкой живет на уединенной ферме в Пеннинских горах в восточной части Озерного края, куда туристы теперь не забредают. Сама себя она называет пастушкой-поэтом. Джозефине пятьдесят пять, и ее биография вполне могла бы стать сюжетом для викторианского романа. Она родилась в Лондоне и, будучи шести лет от роду, однажды утром вдруг проснулась совершенно глухой. Тем не менее, она изучала литературу и музыку, стала вполне успешным композитором, вела разгульную столичную жизнь, потом «сорвалась в штопор», превратилась в алкоголичку, а затем и в наркоманку. Человек, который избавил ее от героиновой зависимости, был пастухом, старейшим жителем деревни, в которой они и укрылись. Он стал ее мужем. Но его уже нет в живых — супруг Джозефины скончался в возрасте 96 лет.
Уже несколько лет Дикинсон считается новой надеждой британской поэзии. Сейчас после чтения своих стихов она сидит в полумраке у стойки бара при гостинице «Принц Уэльский» в Грасмире. Она выглядит хрупкой, как ее однофамилица, поэтесса Эмили Дикинсон, интроверт и гений позднего романтического периода. Главная тема стихов Джозефины — горы. Дождевые облака, рождение ягнят — самые обыденные вещи и явления обретают в ее поэзии свой голос. Даже форма деревьев превращается в мелодию.
Что есть реальность, а что — воображение? Джозефина Дикинсон освежает миф о Камбрии, превращая его в реальность. И вслед за всеми романтиками Озерного края хочет осуществить мечту Кольриджа — «устранить антагонизм между словами и предметами». |
Источник: журнал «GEO»
text-align: justify
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя