Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

b_550_642_16777215_0_0_images_life_2496.jpg

 

...в нашем мире есть существа с обличьем человека, однако не принадлежащие к человечеству, - Мишель де Гельдерод «Красная магия»

 

Роботы незаметно входят в нашу жизнь. Число их пока невелико, но специалисты уже озабочены этим явлением. Проблема взаимоотношений человека и роботов досконально изучена фантастами —    еще в 1942 году Айзек Азимов сформулировал три закона, соблюдение которых должно уберечь человечество от возможных катастрофических последствий жизни с роботами.

 

Однако в реальности могут возникнуть нюансы, которые потребуют дополнительного изучения. «International Journal of Social Robotics» издается в США с 2009 года, здесь много интересных статей по этой проблеме. В частности, «Looking Forward to Social Robots», 2009, т. 1, с. 249.

 

Роботы и социум


Взаимодействие с роботами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роботы-прагматики

 

 

 

 

 

 

Эмоциональные роботы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Андроид

Социальные роботы — новое племя, численность которого стремительно увеличивается. Скоро эти умные машины станут надежными помощниками и даже товарищами человека, научатся приспосабливаться к ситуациям и обстоятельствам его жизни. Их постоянное присутствие в наших домах, школах и больницах, музеях и библиотеках, гостиницах и тренажерных залах, офисах и банках, магазинах приведет к существенным переменам в обществе: люди будут взаимодействовать не только друг с другом, но и с наделенными интеллектом автоматами. В связи с этим непременно возникнет проблема обязательств и ответственности человека перед созданными им машинами, а машин — перед человеком. Понадобится система этических норм для разработки, производства и эксплуатации роботов.

 

Первую такую попытку предприняли в 2009 году — в Южной Корее появился документ, озаглавленный «Южнокорейская этическая хартия роботов». В ее создании приняли участие ученые-футуристы, писатели-фантасты, представители правительства, инженеры-робототехники, психологи, медики. Видимо, многое будет зависеть от культурных традиций — Запад всегда настороженно относился к механическим куклам, на Востоке они легко входили в обиход. Где же проходит граница, разделяющая человека и машину?

iRobot

b_250_176_16777215_0_0_images_life_vzw.jpg

Есть два класса социальных роботов — роботы-прагматики (или исполнители) и  эмоциональные роботы. Первые — это помощники по хозяйству вроде, автоответчики или торговые автоматы. Имея дело с людьми, они не обращают никакого внимания на реакцию человека.

 

Более замысловатые экземпляры ее учитывают. Например, робот-гид в музее в состоянии заметить, что посетителю стало скучно, а робот-нянечка в больнице не только удостоверится, что пациент принял лекарство, но и поднимет тревогу, если жизненные показатели окажутся критическими.

 

b_250_243_16777215_0_0_images_life_2322.jpgРобот в больнице

 

Эмоциональные роботы, как следует из названия, должны взаимодействовать с людьми на эмоциональном уровне, служить заменой живому существу. Не случайно их зачастую создают с терапевтическими целями. Тюлененок Паро, появившийся на свет в Японском национальном институте передовой промышленной науки и технологии, стал прекрасным товарищем для одиноких пожилых людей и партнером по играм для детей, страдающих аутизмом. К этой категории принадлежат и другие «японцы» — хомячок Ферби и щенок Айбо.

 

И все же наибольший интерес вызывают роботы, похожие на человека. Тут наметились два принципиально разных направления развития. Японские ученые отдают предпочтение андроидам, внешне практически не отличимым от человека, полагая, что такая внешность заранее настраивает людей на общение. Специалисты из США и Западной Европы уверены, что внешнее человекоподобие — не главное, сила робота — в интеллекте и симпатичная «железяка» вызывает не меньший интерес и расположение, чем красавица девушка. Примеры этих двух подходов — два наиболее известных сейчас робота: американский Kismet и японская Repliee-Q2. Однако сначала вспомним историю механических кукол.

 

 

Из истории человекообразных роботов

Примеры «роботов» в древние времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первые механические куклы

b_250_329_16777215_0_0_images_life_2094.jpg

Человечество сложило не одну сказку о человекоподобных механических созданиях. Сначала появились легенды об одушевлении неживых существ. Более 5000 лет назад шумеры рассказывали о глиняных фигурках человека, в которые «вдохнули» душу. Согласно эллинскому мифу, Гефест вылепил из земли и воды Пандору, дал своему творению облик, подобный богине, человеческий голос и прелесть. Афродита одарила ее красотой, Гермес — коварством, хитростью, лживостью и красноречием, Зевс — отдал замуж за своего двоюродного брата Прометея, которому она родила дочь Пирру. Несмотря на запрет Зевса, Пандора открыла сосуд, в котором были заключены все людские пороки, несчастья и болезни. Первый андроид ослушался не человека — бога.

 

Пандора

 

Дальнейшее развитие эта тема получила в еврейских фольклорных преданиях о Големе — глиняном великане, оживляемом с помощью заклинаний. Голем не умеет говорить и не обладает человеческой душой, необычайно быстро достигает исполинского роста и невероятной мощи. Он послушно исполняет порученную ему работу, но, вырываясь из-под контроля человека, являет слепое своеволие (может, например, растоптать своего создателя). Самый знаменитый — «пражский Голем», создателем которого считается раввин

b_200_238_16777215_0_0_images_life_179.jpg

 Иегуда Лёв бен Бецалель (конец XVI — начало XVII века).

 

Голем — глиняный великан

 

На рубеже XVIII—XIX веков появилась Олимпия из повести Э.Т.А.Гофмана «Песочный человек». У Гофмана профессор Спалланцани (кстати, однофамилец знаменитого естествоиспытателя XVIII века) работал над этим автоматом двадцать лет, он был почти совершенен — заводной механизм, речь, движение, глаза... Профессор выдавал Олимпию за свою дочь, она умела вести себя в обществе, но всегда оставалась так холодна, что наводила на многих ужас. Впрочем, в это время андроиды существовали уже не только в литературе.

 

Считается, что первые реальные механические куклы появились в XVIII веке. Именно тогда французский механик Жак де Вокансон создал играющего флейтиста (впрочем, в числе его детищ были не только игрушки вроде утки, которая умела махать крыльями, вертеть головой, крякать, глотать и «переваривать» пищу, но и механический шелкоткацкий станок). Механические певчие птицы впоследствии гнездились при многих европейских дворах. Одна из них, сохранившаяся в коллекции Эрмитажа, каждое утро приветствует зрителей телеканала «Культура».

 

 

Механический театр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнения известных личностей о роботах

Большинство коллег профессора Спалланцани были часовщиками либо хорошо изучили часовые механизмы. В то время большую популярность приобрели так называемые театры автоматов — разновидность шарманки с подвижными фигурками. В ящике размещались маленькие фарфоровые куколки-музыканты. После завода пружины они начинали двигаться: водили смычком по крошечной скрипке, опускали руки на клавиши клавесина, перебирали струны арфы. Пружина приводила в действие и спрятанный внутри ящика музыкальный механизм.

 

b_560_420_16777215_0_0_images_life_dsc11.jpg

Механический театр в парке Хельбрунн

 

Механический театр в парке Хельбрунн в окрестностях Зальцбурга создан в 1750—1753 годы по указанию архиепископа Андреаса Якоба фон Дитриха для развлечения гостей его загородной резиденции. Это каменный вертеп, в котором 256 деревянных фигур изображают бытовые сценки средневекового города под звуки водяного органа. Благодаря гидравлическому приводу у фигурок двигаются руки и ноги или они вращаются на круглых подставочках. На сцене несколько трехэтажных зданий, в центре — городская ратуша. Здания «заселены» торговцами, мастерами различных гильдий, строители достраивают здание, циркачи на базарной площади танцуют с медведем.

 

Впрочем, первый чертеж человекообразного робота Леонардо да Винчи выполнил еще в 1495 году. Само же слово «робот» появилось в 1921 году. Так назывались в пьесе Карела Чапека «Р.У.Р» механические существа, которые восстали против человека.

 

                                      Каракури

b_350_265_16777215_0_0_images_life_496.jpgЯпонцы не отставали от европейцев — начиная с XVIIIвека они имели дело с каракури (karakuri), что в переводе означает «механизм», «трюк». Самые известные походили на очаровательного ребенка, подающего зеленый чай, — символ традиционного гостеприимства. Таким образом, человек и робот взаимодействуют уже более двухсот лет. И столько же длятся жаркие дебаты. Гофман, в частности, писал: «Мне до глубины души противны механические фигуры, эти памятники то ли омертвевшей жизни, то ли ожившей смерти. Они ведь не воспроизводят человека, а издевательски вторят ему».

 

 

По мнению Мишеля Фуко, в XVII —XVIII веках «произошло открытие тела как объекта и мишени власти <...> Великая книга о Человеке-машине создавалась одновременно в двух регистрах: анатомо-метафизическом — первые страницы были написаны Декартом, последующие медиками и философами; и технико-политическом». Следовало «не рассматривать тело в массе, в общих чертах, как если бы оно было неразделимой единицей, а прорабатывать его в деталях, подвергать его самому тонкому принуждению, обеспечивать его захват на уровне самой механики — движений, жестов, положений, быстроты: бесконечно малая власть над активным телом».

 

Современники считали создание человекоподобных механизмов скорее не техническими, а философскими экспериментами. Их цель — определить границы механической имитации, изучить, что эти механические создания могут рассказать о людях, насколько механистичны в своей основе процессы, протекающие в глубинах человеческого тела, мозга.

 

 

Искусственная жизнь: главное — интеллект

 

 

 

 

 

Двойственное отношение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современный робот Кисмет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что значит «живой»?

 

Некоторые историки полагают, что искусственная жизнь, рассказы о которой появились в Западной Европе в период Просвещения, отражает резкие социальные и культурные изменения в понимании того, что значит быть человеком. Тогда стала популярной идея, что люди приходят в мир равными перед Богом, законом и другими людьми, а преобразуя социальные и политические устои, можно сделать человека лучше. Благодаря достижениям естественных наук казалось, что все в этом мире подчиняется законам, доступным человеческому разуму. Получило распространение представление о Боге как о великом механике, о мире — как об огромном механизме. Отсюда, вероятно, и страсть к созданию механических кукол. Однако в литературе подобные попытки, как правило, терпели крах: автоматы выходили из подчинения, вызывали страх и ужас, губили своих «родителей» или их близких. Вот почему на Западе бытует двойственное отношение к искусственной жизни и человекообразным роботам. С одной стороны, исследования в этой области идут весьма успешно, с другой, не прекращаются споры о том, какими быть роботам — похожими на нас или нет. Робот Кисмет как нельзя лучше демонстрирует двойственность подходов.

 

329.jpg

Робот Кисмет

 

Его придумали в Массачусетсском технологическом институте, руководитель проекта — профессор Синтия Бризил. Имя робота происходит от арабского слова, означающего судьбу, предназначение, удачу. Кисмет — всего лишь закрепленная на платформе голова. У него огромные глаза с ресницами-козырьками, толстые брови, широкий губастый рот и уши воронкой. Принцип антропоцентризма предполагает, что окружающие нас нелюди, будь то животные, автомобили, радиоприемники, компьютеры и, само собой, роботы, вольно или невольно наделяются человеческими формами, чертами характера, поведением. Внешне Кисмет лишь слегка напоминает человека, но голосом или мимикой может выражать вполне человеческие эмоции — гнев, раздражение, страх, неприязнь, радость, грусть, удивление. По голосу собеседника понимает, одобряет тот его «поведение», бранит или старается успокоить. Общаясь, старается смотреть в глаза. Взгляд занимает центральное место в проекте Бризил, которая считает его наиболее значимым социальным сигналом. Зрением робота управляют девять компьютеров! У Кисмета естественный цвет кожи, но более ярких оттенков. Его создатели сознательно стремились к тому, чтобы робот не был похож на человека. Тем не менее, окружающие воспринимают его как маленького ребенка, учат навыкам общения, соответствующим этому возрасту.

 

Казалось бы, насчет железной головы на платформе сомнений нет — робот, не живое. Но каждый, кто общался с ним, признает, что ощущал реальное присутствие живого существа, одушевленного в прямом смысле этого слова. По словам Бризил, когда рядом Кисмет, чувствуешь, что присутствует «кто-то», а не просто еще один механизм. И все же, рассказывая о роботе, она говорит «it», а не «he», то есть считает его неодушевленным. Та же двойственность на уровне языка возникает у детей, которые приходят к нему «в гости». Вероятно, в языке должны появиться новые понятия, связанные с такой нарождающейся на наших глазах искусственной жизнью, иначе мы не сможем точно обозначить, что «это» такое и как к нему следует относиться. Хотя прежде, наверное, надо дать точный ответ на вопрос: что значит «живой»?

 

b_300_225_16777215_0_0_images_life_2871.jpgЧеловек и роботна борту Международной космической станции 

 

Еще на ранних стадиях проекта разработчики Кисмета сформулировали для себя: телесное воплощение напрямую связано с интеллектом и способностью учиться. Если мы намереваемся разобраться с интеллектом человека, то робот должен иметь схожие внешние данные, схожее взаимодействие с внешним миром. В конце концов, именно телесная оболочка позволяет живым существам устанавливать контакт с окружающим миром, и совсем не очевидно, что бабочка со своим фасеточным зрением, чувствительным к ультрафиолету, и усиками, улавливающими мельчайшие вибрации воздуха и извлекающими из него ничтожные следы запахов, воспринимает мир так же, как и люди. В этом смысле немного схожий с человеком Кисмет заметно выделяется на фоне своих американских собратьев — робототехники в США по традиции пренебрежительно относятся к внешности своих созданий, выдвигая на первое место искусственный интеллект и скорость обработки данных.

 

Социальный робот, по мнению Бризил, должен общаться с людьми, взаимодействовать с ними, устанавливать личный контакт. Осознавать их и себя, понимать человека. Человек, в свою очередь, должен быть готов понять робота и сопереживать ему. На протяжении своего существования такой робот приспосабливается к окружающему миру, учится, пользуется опытом, приобретенным в общении с другими, дабы лучше понять себя, других, разобраться во взаимоотношениях. Высшим достижением в этой области стало бы создание роботов, которые относятся к людям дружески, помогали, поддерживали и получали бы (помогают, поддерживают и получают) аналогичный ответ.

 

Искусственная жизнь: внешность имеет значение

Женская модель робота – Реплие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоции от первого свидания с роботессой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для японцев роботы наделены духовной сущностью

b_375_654_16777215_0_0_images_life_2133.jpg

Красавица Реплие — детище Исигуро Хироси из университета Осаки — уступает Кисмету в умении общаться с людьми, зато внешне она практически безупречна. Моделью для нее стала японская телеведущая Фудзии Аниако. У Реплие прекрасная кремнийорганическая кожа, темные волосы, глаза, она жестикулирует, моргает, разговаривает, кажется, даже дышит. В результате за две секунды наблюдения распознать, что это автомат, могут лишь три человека из десяти. И хотя за движения роботессы отвечает стоящий рядом компрессор, который подает сжатый воздух, а все тело напичкано датчиками, реакции выглядят вполне естественными. К тому же создатели наделили ее «бессознательными» движениями — подрагиванием век, перемещением вверх-вниз грудной клетки при дыхании, присущим людям непрестанным, едва заметным изменением позы. Это придает роботу жутковатое правдоподобие. Возможно, сегодня Реплие — лучшая машинная копия человека. Впервые она «вышла в свет» на Всемирной выставке в Токио в 2005 году.

 

 Роботесса Реплие

 

Внешний вид робота определяет тип отношений, которые человек пытается с ним установить. Как говорит Исигуро, люди реагируют на роботессу, будто она человек, даже точно зная, что это не так. Вот как описывает свое первое свидание с Реплие один из очевидцев: «По опыту знаю: если предстоит встреча с роботом, готовьтесь к неожиданным реакциям со своей стороны. Сначала я увидел ее в лаборатории издалека. Созданная по образу и подобию живой женщины, она казалась обычным манекеном. Подойдя ближе, увидел, что кожа у нее из силоксана, представил себе стальной каркас, сеть пневматических приводов. Но едва запустили управляющие компьютеры, я замер от удивления. Реплие ожила: она дышала, ерзала, жестикулировала, моргала, оглядывалась по сторонам. Все эти движения были скопированы с видеозаписей реальных людей. Когда она посмотрела мне в глаза, я неосознанно их опустил, отступил и вдруг выпалил «извините». И когда у меня мелькнула мысль о невозможности просить прощения у безмозглого робота, я вдруг обнаружил, что копирую ее движения».

 

Исигуро Хироси одним из первых задумался, насколько важна эстетика социальных роботов для их взаимодействия с людьми. Интеллект, способность к пониманию он считает субъективным явлением, возникающим при общении между людьми или людьми и роботами. Внешний вид и поведение — ключевые факторы при создании человекоподобных роботов-гуманоидов, уверен Исигуро. Что до Синтии Бризил, то она относит такие создания к разряду «интерфейсных», облегчающих контакты с людьми благодаря навыкам общения, но в полном смысле слова не принадлежащих к числу социальных роботов, поскольку это взаимодействие ничему их не учит.

 

В Японии издавна отношение другое, там на человекообразных роботов смотрели и смотрят как на членов семьи, без всяких «будто». Нисимура Макото, сконструировавший в 1928 году первого современного человекоподобного японского робота, говорил, что если считать людей детьми природы, то искусственные люди, созданные их руками, — ее внуки.

 

Более того, японский инженер Мори Масахиро уверен, что однажды робот станет Буддой, поскольку роботы, как и люди, и все во Вселенной, наделены духовной сущностью ками. В этом он не оригинален — Роберт Сильверберг в одном из рассказов шестидесятых годов рассматривал возможность того, что робот станет Папой Римским, — однако результаты его исследований эмоциональной реакции людей на человекоподобных роботов оказались полезны не только для робототехников. Ими воспользовались создатели персонажей компьютерных игр, фильмов. Один из них — супергерой, мальчишка Астробой, воплощенная квинтэссенция отношения японцев к роботам, которые не только оказываются врагами или друзьями людей, но и способны спасти всю страну. Впрочем, Азимов сделал роботов спасителями человечества еще много десятилетий тому назад — от ЭВМ, взявших на себя управление экономикой, до группы сильно продвинутых роботов, которая методами психоистории направляет ход развития человеческой цивилизации, оберегая ее от неприятностей.

 

Японцы ни в коем случае не считают людей созданиями, цель которых — сеять добро, а роботов — исключительно врагами человека. Нет, в мультфильмах технологии и люди в равной степени способны на добро и на зло, и они одинаково несовершенны. Значит, нет между ними существенной разницы, и роботам должно быть не чуждо понятие этики.

 

Этика для роботов

Подводя итоги

b_150_225_16777215_0_0_images_life_1437.jpgСоциальным роботам вряд ли придется принимать решения, от которых зависит жизнь или смерть человека, но, поскольку большинство из них инженеры создают нам в помощь, даже в самой простой житейской ситуации они могут оказаться перед этической дилеммой. Если решение слишком часто будет неверным, люди просто откажутся от такой помощи. В то же время хорошо обученные роботы могут оказаться безукоризненными с этической точки зрения, поскольку их решения станут абсолютно беспристрастными, в отличие от наших. Возможно, общение с такими машинами заставит и людей измениться к лучшему.

 

 

 

Источник: журнал «Химия и жизнь»

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены