...в нашем мире есть существа с обличьем человека, однако не принадлежащие к человечеству, - Мишель де Гельдерод «Красная магия»
Роботы незаметно входят в нашу жизнь. Число их пока невелико, но специалисты уже озабочены этим явлением. Проблема взаимоотношений человека и роботов досконально изучена фантастами — еще в 1942 году Айзек Азимов сформулировал три закона, соблюдение которых должно уберечь человечество от возможных катастрофических последствий жизни с роботами.
Однако в реальности могут возникнуть нюансы, которые потребуют дополнительного изучения. «International Journal of Social Robotics» издается в США с 2009 года, здесь много интересных статей по этой проблеме. В частности, «Looking Forward to Social Robots», 2009, т. 1, с. 249.
Роботы и социум
Взаимодействие с роботами
Роботы-прагматики
Эмоциональные роботы
Андроид |
Социальные роботы — новое племя, численность которого стремительно увеличивается. Скоро эти умные машины станут надежными помощниками и даже товарищами человека, научатся приспосабливаться к ситуациям и обстоятельствам его жизни. Их постоянное присутствие в наших домах, школах и больницах, музеях и библиотеках, гостиницах и тренажерных залах, офисах и банках, магазинах приведет к существенным переменам в обществе: люди будут взаимодействовать не только друг с другом, но и с наделенными интеллектом автоматами. В связи с этим непременно возникнет проблема обязательств и ответственности человека перед созданными им машинами, а машин — перед человеком. Понадобится система этических норм для разработки, производства и эксплуатации роботов.
Первую такую попытку предприняли в 2009 году — в Южной Корее появился документ, озаглавленный «Южнокорейская этическая хартия роботов». В ее создании приняли участие ученые-футуристы, писатели-фантасты, представители правительства, инженеры-робототехники, психологи, медики. Видимо, многое будет зависеть от культурных традиций — Запад всегда настороженно относился к механическим куклам, на Востоке они легко входили в обиход. Где же проходит граница, разделяющая человека и машину? iRobot Есть два класса социальных роботов — роботы-прагматики (или исполнители) и эмоциональные роботы. Первые — это помощники по хозяйству вроде, автоответчики или торговые автоматы. Имея дело с людьми, они не обращают никакого внимания на реакцию человека.
Более замысловатые экземпляры ее учитывают. Например, робот-гид в музее в состоянии заметить, что посетителю стало скучно, а робот-нянечка в больнице не только удостоверится, что пациент принял лекарство, но и поднимет тревогу, если жизненные показатели окажутся критическими.
Эмоциональные роботы, как следует из названия, должны взаимодействовать с людьми на эмоциональном уровне, служить заменой живому существу. Не случайно их зачастую создают с терапевтическими целями. Тюлененок Паро, появившийся на свет в Японском национальном институте передовой промышленной науки и технологии, стал прекрасным товарищем для одиноких пожилых людей и партнером по играм для детей, страдающих аутизмом. К этой категории принадлежат и другие «японцы» — хомячок Ферби и щенок Айбо.
И все же наибольший интерес вызывают роботы, похожие на человека. Тут наметились два принципиально разных направления развития. Японские ученые отдают предпочтение андроидам, внешне практически не отличимым от человека, полагая, что такая внешность заранее настраивает людей на общение. Специалисты из США и Западной Европы уверены, что внешнее человекоподобие — не главное, сила робота — в интеллекте и симпатичная «железяка» вызывает не меньший интерес и расположение, чем красавица девушка. Примеры этих двух подходов — два наиболее известных сейчас робота: американский Kismet и японская Repliee-Q2. Однако сначала вспомним историю механических кукол.
|
Из истории человекообразных роботов
Искусственная жизнь: главное — интеллект
Искусственная жизнь: внешность имеет значение
Этика для роботов
Источник: журнал «Химия и жизнь»
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя