Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

b_500_334_16777215_0_0_images_life_2018_2018-12-16-01.jpg

С каждым годом наблюдаю, как имя этого американского миллиардера становится всё более и более популярным среди широкой публики, одинаково далёкой как от мира финансов, так и от науки. Даже в России, при всей нелюбви нашего простонародья к «пендосам», фамилия Маска проходит у публики по категории «хороший американец», подобно тому, как сосед по лестничной клетке проходит у антисемита по разряду «хороший еврей». Некоторые даже называют Маска «вторым Джобсом». И это не совсем верно – ни по отношению ко второму, ни по отношению даже к первому Джобсу…

b_500_281_16777215_0_0_images_life_2018_2018-12-16-03.jpg

Поэтому начнём с Джобса. Его у нас называют гением инженерной мысли, подарившим миру айфоны и айпады. Это, конечно, не так. Джобс был действительно гениальным, но не разработчиком, а штабистом-маркетологом – этот желчный человек с тяжёлым характером, настоящий капиталист и эксплуататор выматывал душу своим разработчикам-технарям, в результате чего и получился отличный продукт. Сделанный на его и чужих нервах. А вот Илон Маск…

Он просто мечтатель. И мечтатель весьма противоречивого, я бы даже сказал – двусмысленного свойства. Давайте же присмотримся к этому феномену поближе. Чем знаменит Маск? Откуда он взялся и откуда его миллиарды? Чем он осчастливил человечество? Братья Райт дали людям авиацию. Эдисон – электрический свет. Дизель изобрёл дизель. Наган подарил миру наган.

А Маск?

Первое, что приходит в голову, – электрический автомобиль «Тесла». Второе – космические ракеты и грядущий полёт на Марс. Третье с налёту в голову не приходит, поэтому разберёмся с первыми двумя и на их примере поймём мятущуюся душу гения. Заодно посмотрим, откуда миллиарды долларов у человека, которому не было ещё и сорока?

Обиды и страхи детства

Всё хорошее и плохое дарят нам наши родители в виде молекулярных цепочек, именуемых генами, из которых вырастает наше тело и вшитый в него характер. Плюс, конечно, тяжкая корректирующая длань родительского воспитания. В общем, кто тебя родил и воспитывал, тот и вылепил тебе судьбу.

С этой точки зрения Илон Маск – хваткий провинциал из простой семьи. Причём провинциал, так сказать, мирового масштаба. Если «столицей мира» считать США, то родился Илон Маск в самой что ни на есть глухомани – в ЮАР, где и прошло его детство. Его родители миллионерами не были, обычные погружённые в жизнь трудяги – инженер-строитель и врач-диетолог. Правда, мама была не просто диетологом, а ещё и моделью по совместительству, то есть личностью, отягощённой нарциссическим желанием самодемонстрации, что от неё прекрасно унаследовал Илон (в этом мы убедимся позже).

Илон был старшеньким, поэтому родительского внимания ему доставалось чуть меньше, чем родившимся немного позже брату и сестре. Что естественно: ты уже большой, сам должен родителям помогать!.. При этом ноша раннего взросления, которая ложится на плечи всех старшеньких в многодетной семье, была ему явно не впору. Илон не был простоватым и разбитным парнем, которого можно нагрузить бытовыми заботами и который просто налаживает социальные контакты, легко коммуницирует.

b_500_375_16777215_0_0_images_life_2018_2018-12-16-05.jpg

Скорее напротив. Был он замкнутым ботаном себе на уме, отчего в школе его часто били, причём довольно крепко, однажды даже сломали нос, и потому мальчик уходил в книги, прячась там от несправедливостей бытия. Парень прочёл все книги в доме, включая энциклопедии, но полученный багаж знаний не мог помочь ему выжить в среде агрессивных маленьких приматов, каковой средой является школа.

Не прибавил психологического здоровья ребёнку и развод родителей. Настоящей отдушиной, открывшей ему иной мир, оказался компьютер, который десятилетнему мальчику однажды подарили. Это было нечто не от мира сего, нечто одинаково далёкое и от отцовской стройки с её грязью и пылью, и от жестоких школьных разборок, и от прочих гнусностей мироздания. Короче говоря, мальчик увлёкся программированием, в двенадцатилетнем возрасте сотворил видеоигру и продал эту свою первую программу за 500 долларов.

Внимательный и не по-детски смышлёный ум позволил ему понять перспективность акций одной фармацевтической компании, за успехами которой он следил через газеты. Подросток вложил деньги в акции, а когда они выросли, выгодно продал за несколько тысяч долларов и уехал из своей Африки в Канаду – делать жизнь. Родители, конечно, были против, но парень, видать, так сильно тяготился домом и так привык к самостоятельности, в том числе финансовой, что воспринял их мнение как бессмысленный ветер изо рта и укатил – навсегда: сначала в Канаду, а потом и в США.

Так началась его удивительная жизнь, полная околонаучных авантюр.

В середине 90-х Маск основал фирмочку, производящую программное обеспечение, которая оказалась довольно успешной, продал её и получил свои первые миллионы. Затем была история со взлётом компании PayPal, к которой Маск также имел отношение. Успехи этой фирмы, занимающейся электронными платежами, были столь велики, что в 2002 году она была куплена за 1,5 миллиарда долларов знаменитым eBay, и Маск за свою не очень большую долю акций срубил по-лёгкому ещё 175 миллионов.

Весь финансовый путь молодого удачливого яппи рассматривать здесь не будем – кому интересны серии слияний-поглощений разных фирм, автоматически умножающих нули на счетах? Всё равно вы не сможете этим воспользоваться – нужно было родиться тогда и там, жить в этой среде доткомовских пузырей и надежд на новую экономику!.. Гораздо интереснее другое – как воспользовался своими сотнями миллионов замкнутый мальчик-мечтатель, на чью голову они свалились…

Электромобиль

Жить в американском мейнстриме и при этом не быть охранителем природы практически невозможно. Экология – это тренд! Почти такой же подчиняющий и всевластный, как веганство, феминизм, защита прав угнетённых, борьба против глобального потепления или дзен-буддизм, особенно модный в среде голливудской богемы. В какую-нибудь лепёшку да вступишь!

Поэтому Илон Маск, начитавшийся фантастической литературы 60–70-х годов, глубоко впечатлённый Айзеком Азимовым, решил строить светлое будущее уже сегодня. Будущее, в котором не будет неравенства, школьных унижений, загрязнения окружающей среды. А будут, напротив, космические корабли бороздить всё, что только можно избороздить. Поэтому одним из самых известных шагов Маска в будущее стал легендарный автомобиль «Тесла». Электромобиль.

b_500_281_16777215_0_0_images_life_2018_2018-12-16-04.jpg

Надо сказать, никаких прорывных технологий, кроме душеспасительной идеи о том, что электромобиль не загрязняет окружающую среду, «Тесла» не содержит. Но поскольку борьба за экологию и против ношения шкур животных сейчас на пике моды среди выпускников американских кампусов, леволиберальная пресса подняла Маска и его проект, как знамя.

Меж тем и финансово, и идеологически, то есть с точки зрения стратегии, проект «Тесла» был абсолютно провальным. Да, автомобиль получился красивый, дизайнерски он сделан великолепно и напоминает огромный айфон на колёсах. Но…

Но проект этот не только глубоко убыточен (автомобили «Тесла» продаются намного дешевле себестоимости), но и в корне ошибочен по причинам, которые мы рассмотрим чуть позже.

«Тесла» – это не прорыв. Это игрушка для богатых и глупых. Кроме красивой обёртки, в ней ничего прорывного, повторюсь, нет. Собственно говоря, электромобиль был изобретён даже раньше автомобиля с двигателем внутреннего сгорания – ещё в конце XIX века, но «в люди» так и не выбился. Почему? Да потому, что в одной рюмке бензина содержится столько же энергии, сколько в громоздком аккумуляторе, который весит под двадцать килограммов. А сколько таких рюмок в пятидесятилитровом бензобаке? И сколько потребуется свинцово-кислых аккумуляторов, чтобы обеспечить машине такой же пробег, какой обеспечивает один компактный пятивёдерный бензобак? Да эти аккумуляторы будут весить как грузовик! На прицепе, что ли, их за собой возить?

Понятное дело, что за сто лет прогресс на месте не стоял, и сейчас аккумуляторы стали более ёмкими, чем были во времена Эдисона. Но принципиального прорыва здесь пока не произошло – батарея «Теслы» весит 540 килограммов (бак бензина – 50 кг) и состоит из сотен обычных литий-ионных аккумуляторчиков, подозрительно похожих на пальчиковые батарейки. И хотя Маск находится в аккумуляторном деле на самом пике прогресса, хотя пробег его «Теслы» декларируется равным пробегу бензинового автомобиля, но стоит такой чудо-аккумулятор 45 тысяч долларов (!), а живёт всего три-пять лет. Понятно теперь, почему «Теслы» продаются сильно ниже себестоимости, а компания Маска несёт каждый год колоссальные убытки? Да потому, что по цене реального производства такой автомобиль на хрен никому будет не нужен! Его и так покупают одни только богатые фрики. Которые думают, что таким образом сохраняют окружающую среду, что совершенно не соответствует действительности хотя бы потому, что производство аккумуляторов – довольно вредное.

В результате «Тесла» несёт убытки, уже перевалившие за полмиллиарда долларов, а её акции колеблются подобно виртуальному биткоину – то вдруг подскочат на тридцать процентов, то в одночасье упадут на двадцать процентов. Узнаёте? Типичный финансовый пузырь. Тот самый, похожий на доткомовский, который принёс Маску его миллионы.

Иными словами, стоимость компании, производящей электромобили «Тесла», дутая, и это понятно хотя бы из того факта, что по капитализации «Тесла» обогнала таких гигантов автопрома, как General Motors и Ford, при том что компания Маска производит менее одного процента всех автомобилей Америки! Пузырь – он и есть пузырь, за которым практически ничего реального не стоит, кроме сияния экологического словоблудия! Судите сами, компания Маска существует уже пятнадцать лет (этакий стартап-переросток), при этом 30 тысяч сотрудников «Теслы» произвели на свет 80 тысяч автомобилей. То есть на одного сотрудника приходится меньше 5 машин. А скажем, «Тойота» производит в расчёте на одного работника 50 машин. БМВ – 20. Даже «Порш», производящий роскошь, а не ширпотреб, делает 9 автомобилей на одного работника в год, при этом «Порше» компания рентабельная, а «Тесла» год за годом приносит вкладчикам одни убытки («Порше» зарабатывает на каждом автомобиле 20 тысяч долларов, а «Тесла» на каждой электротачке теряет 4000 долларов). И при этом Маск не стесняется клянчить и получать (под болтовню об экологии) бюджетные деньги в виде государственных субсидий.

А чтобы эти убытки хотя бы отчасти замаскировать, руководству компании приходится… как бы это помягче сказать?.. приукрашивать отчётность. А попросту говоря, совершать финансовые махинации в прямом смысле этого слова. В противном случае американская комиссия по ценным бумагам не проводила бы против «Теслы» расследований, в результате которых выяснилось, что «Тесла» предоставляет некорректные данные. Так, для привлечения покупателей «Тесла» пообещала выкупать у лизинговых компаний старые автомобили. Таким образом в балансе компании оказалась дыра обязательств. Каковую прореху в отчётности не указывали, фиксируя только прибыли. И такие штучки, включая постоянные задержки выплат поставщикам, для «Теслы» не редкость.

Ещё одним шумным пиар-проектом «Теслы» для пускания пыли в глаза общественности стала идея использовать аккумуляторы, подобные тем, что ставят на электромобиль, в домохозяйствах – как накопители электроэнергии. Мол, по ночному дешёвому тарифу копим энергию в аккумуляторах, а днём, когда тариф высокий, пользуемся накопленным за ночь. Однако расчёты показали, что за срок службы аккумулятора эта система просто не окупится, ввергнув таким образом своего хозяина в лишние и весьма немалые траты.

Но главное даже не это. Сама идея перехода на электромобили в мировом масштабе для сохранения окружающей среды порочна! И не в том дело, что производство аккумуляторов – это вредное производство. А в том, что данный проект принципиально невозможен: все автомобили мира потребляют энергии в несколько раз больше, чем вырабатывают все электростанции планеты. Увеличить количество электростанций в дополнение к построенным в разы? Невозможно. Да и для экологии это будет просто катастрофа, потому что электростанции топят, как известно, углём, мазутом и газом, а гидроэлектростанции затапливают огромные пахотные площади, губя целые экосистемы.

Так что идея перехода мирового автотранспорта на электротягу – пример глупости космического масштаба! Кстати, о космосе…

Глупость космического масштаба

Именно туда, в космос, ради рекламных целей запустил с помощью ракеты свой автомобиль «Тесла» Илон Маск. Теперь один из автомобилей «Тесла» болтается где-то на орбите. Ход с точки зрения рекламы шикарный, но с практической точки зрения совершенно бессмысленный. Хотя…

Хотя, лично мне дерзновенность Маска, честно говоря, даже импонирует! Вот умеет человек мечтать! И упорно идёт к своей мечте – к тому будущему, о котором в далёком детстве начитался в романах. Вот как оно было описано фантазёрами – с электромобилями и покорением космоса, таким и осталось в голове Илона без всяких корректив со стороны реальности.

Нет, идея Маска об удешевлении запусков, разумеется, правильная. Но вот главная его цель… Ведь все космические программы, которые разрабатывает Маск, посвящены только одной, вычитанной им в детских книжках задаче – покорению космоса вообще и полёту на Марс в частности.

2018-12-16-06.jpg

Перед испытательным запуском ракеты Falcon в космическом центре НАСА. 5.02.2018

Красная планета давно привлекает фантастов – с того самого момента, когда астроном Скиапарелли открыл там каналы. Вся земная пресса под впечатлением от этого открытия тогда писала про марсиан и их каналы. Герберт Уэллс с его «Войной миров» и Алексей Толстой с его «Аэлитой», а также все многочисленные их последователи – всего лишь порождение ошибки Скиапарелли. Позже, когда разрешающая способность телескопов выросла, стало ясно, что скиапареллевские «каналы» – лишь оптическая иллюзия, а по факту отсутствующая атмосфера Марса совсем не способствует появлению там жизни. Но запал фантастов не угас. Они, словно с цепи сорвавшись, раз за разом отправляли землян на Марс для контакта с жителями Красной планеты. И было понятно почему – дотянувшись до Луны, человечество начало приглядываться к ближайшему после Луны соседу – Марсу. По старой привычке желая колонизировать его. Но…

Но всё это прекрасное мечтание разбивается об один-единственный вопрос: зачем? Зачем лететь на Марс? Для чего его колонизировать? Все прежние колонии, которые основывали земляне в пределах своей планеты, были вызваны к жизни одной причиной – перенаселением. Почему финикийцы основали Карфаген и потом плавали вдоль берегов Африки, основывая новые поселения? Почему миллионы людей хлынули из Европы в Новый Свет? Почему Гитлер говорил о необходимости расширения жизненного пространства? Потому что на старом месте расплодившимся людям уже не хватало земли.

Но за последние полвека как-то незаметно мальтузианская проблема перенаселения исчезла, сменившись своей противоположностью: из-за падения рождаемости в развитых странах ниже уровня простого воспроизводства возник уже не дефицит земли, а дефицит людей. И в этих условиях тратить дефицитный ресурс, закидывая его на Марс?! Вы не с ума ли сошли, друзья?

Зачем тратить десятки миллиардов долларов на марсианский проект? Чтобы долететь туда и воткнуть флажок? Если уж так приспичило делать глупости, организуйте колонию в пустыне Гоби! Там тоже нет воды, там тоже бывает очень холодно, там тоже нечего делать. Но там хотя бы дышать можно в отличие от Марса!

Что вы собираетесь на нём делать, на Марсе этом? Для того чтобы оправдать путешествия на другие планеты, фантастам приходилось придумывать разные волшебные штуки, которые якобы только там и можно добывать. Но современная химия, слава богу, вооружила нас знаниями о том, что все химические элементы во всей Вселенной везде одинаковы. Иными словами, всё, что есть в мире, можно добыть на Земле. Покорять Марс нет практической нужды, да и некем, как уже было сказано. У нас скоро на Земле людей будет не хватать для разных дел, а тут ещё Марс… А если людей не жалко, пожалейте хоть деньги…

Когда понты дороже денег

Человека, который вырвался из тесного, тусклого детства с обидами и невниманием, всю жизнь потом тянет блистать. Распушать хвост и гребень. Компенсационно демонстрировать свою яркость, значимость и подчёркивать удачливость. Даже если это может идти во вред.

Когда не так давно Илон оказался в гостях на программе у знаменитого телекомика Джо Рогана, тот прямо в эфире затянулся большим косяком марихуаны и предложил его Маску. Дело в том, что курение травы в Калифорнии является законным, а Роган – известный проповедник легализации марихуаны. Но американские акционеры консервативны, и, зная это, комик-провокатор спросил Маска, не вызовет ли курением им травы в прямом эфире «проблем с акционерами». Предугадать реакцию консервативных инвесторов было легко, но Маск взял в руки косяк и задымил. На следующий день его акции рухнули на десять процентов, достигнув исторического минимума.

b_500_263_16777215_0_0_images_life_2018_2018-12-16-07.jpeg

Вторым тревожным звоночком для инвесторов был уход от Маска нового бухгалтера его компании. Приглашённый топ-менеджер не проработал у Маска и месяца, после чего ушёл – видимо, не захотев, чтобы его подпись была под какими-то совсем уж катастрофическими финансовыми документами.

Однако гарцующий гусар Илон Маск не рухнул в ноль со своего белого коня. Ему ещё верят. И может возникнуть вопрос: за что же в мире так ценят и уважают Илона Маска, которого я вам тут ругмя изругал! На свете много миллионеров, но обожают только его – и в каком-то смысле даже больше, чем Джобса.

Отвечу так: я тоже обожаю Маска. И ровно за то же самое, за что его любят прочие граждане в мире, которые мало разбираются в технологических тонкостях. Ведь Илон Маск, в отличие от российских или арабских миллионеров, не меряется яхтами с другими миллионерами. Он совершенно искренне, а главное, деятельно мечтает за всех нас – таких приземлённых и не особо рвущихся в розовые облака.

А он – рвётся. Пусть у него не всё и не всегда получается, но он тратит на свою мечту свои собственные деньги, давая работу инженерам, техникам, изобретателям. И, возможно, когда-нибудь эта работа для чего-нибудь пригодится. И выстрелит в совершенно неожиданной области. Как выстрелила синяя таблетка виагры, которую создавали, напомню, для лечения сердечно-сосудистых болезней. А оно вон как встало!..

И последнее. О стиле работы Маска и о его фанатичной аудитории. Толпа устроена так: она подчиняется одной идее, которая склеивает толпу, не давая ей развалиться на атомы личностей. Но идёт толпа всегда в том направлении, которое указывает ей живое олицетворение идеи – вождь. Идея может быть сколь угодно благородной – например, вера в светлое будущее со звездолётами. А вот вождизм часто играет с людьми злую шутку, проецируя отдельные черты фанатичной и потому слегка перекошенной личности на всю толпу. А потом, после какого-нибудь очередного фюрера, какие-нибудь бюргеры удивляются: и что это на нас тогда нашло, прямо морок какой-то!..

Совсем недавно Маск выбросил на рынок принципиально новый, не имеющий аналогов товар – огнемёт против зомби. Конечно, это была шутка. Вызов. Привлечение к себе внимания. Но товар был вполне реален! Впрочем, почему «был»? Он и сейчас есть и представляет собой большую газобаллонную горелку с прикладом и спусковым крючком, огнемёт выпускает настоящий сноп пламени сантиметров на сорок, и его можно купить.

Автор: Александр Никонов

                   Источник: «Stori»

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены