Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

Семь лет назад, весной 2012 года, ушёл из жизни любимый многими жителями нашей республики драматург, народный писатель Республики Татарстан Туфан Миннуллин.

Мы чтим память классика, и попросили его дочь - Альфию МИННУЛЛИНУ – поделиться с нами историей любви своих родителей – народного писателя РТ Туфана МИННУЛИНА и народной артистки РТ и РФ Нажибы ИХСАНОВОЙ.

b_500_309_16777215_0_0_images_life_2019_2019-04-11-02.jpg

- Летом 1956 года было принято решение набрать татарскую студию, студенты которой учились бы в театральном училище имени Щепкина в Москве. На улицах Казани были расклеены афиши, и вскоре на базе Камаловского театра состоялись вступительные экзамены…

В то лето мама приехала в Казань из родной деревни, вместе с ней покорять столицу отправились и три мальчика-односельчанина. Один был ее первой любовью, с которым они дружили со школы, вторым оказался будущий народный артист РФ Азгар Шакиров. Изначально мама планировала поступать в педагогический, но в последний момент испугалась, что не сможет написать сочинение на русском языке.

Еще по дороге в Казань ребята  услышали о наборе в студию – и решили вчетвером попытать счастья. Наверное, оттого, что мама была окружена всеми этими мальчиками, она не так сильно чувствовала волнение…  

Сдавать вступительные экзамены пришел и мой будущий папа. Он был самым старшим, самым опытным среди всех – он уже прошел целину, уже был зачислен на филфак КГУ.

На экзаменах они с мамой не обратили внимания друг на друга…

Поступили оба. Поступил и Азгар Шакиров. Мальчики-односельчане не прошли творческий конкурс и провалились…

25 человек со всего Татарстана отправились на учебу в Москву.  Конечно, среди них были и очень красивые девушки. Многие держали себя очень высокомерно.

Конечно, папа проявлял к ним внимание. Он всегда отмечал женскую красоту - это свойственно творческому человеку. Но красавицы, особенно городские, относились к нему свысока.

Мама и Фирдаус Ахтямова были деревенские.  И так сложилось, что больше общался папа с ними. Мама ему очень нравилась. Но она о нем и не думала: в  Казани ее ждала первая любовь, а строгое татарское мамино-папино воспитание не оставляло времени для романтических мыслей. Мама была сосредоточена исключительно на учебе. Ей бы: впереди – первая сессия, нужно хорошо учиться, усиленно заниматься, готовиться…

Близилась встреча 1957-го года… В то время в Москве жила одна замечательная татарская семья - как и мама, они были выходцами из Азнакаевского района -  и, узнав, что в Москве обучаются татарские студенты, пригласили их в гости. Сначала к ним ходили только мама с Азгаром абый, а потом к гостеприимным хозяевам потянулась вся татарская студия. Они-то и пригласили всех студийцев вместе отметить Новый год.

Именно там папа и решил признался маме в любви. Она этого не ожидала! Я уже говорила, что папа был один из самых старших парней на курсе, к тому же он  был очень громким. Он прославился тем, что нецензурно ругался. Дело в том, что он уже получил школу жизни, приехал с целины, жил там, где мат был нормой разговорной речи.  Особо нервные сокурсницы едва ли не падали в обморок от такой манеры общения…

И вот этот хулиган признается маме в любви. Ей тут же стало плохо -  настолько, что у нее поднялась температура, она заболела и болела несколько недель. Сессию сдала еле-еле…. С этого времени папа и стал ухаживать за мамой. Вначале у мамы был страх: зачем он ее преследует?  Папа был очень настойчив! И вот из-за того, что мама не хотела с ним встречаться, он решил бросить училище. Но он был одним из лучших студентов, это было недопустимо! Маму тут же вызвали в ректорат – и комсомольская организация дала ей поручение встречаться с Миннуллиным, чтобы он не бросил училище. Ректор так и сказал ей: «Тебе что же, тяжело? Дай ему руку подержать...» Так и стали развиваться их отношения.

b_500_333_16777215_0_0_images_life_2019_2019-04-11-03.jpg

Они окончили училище, приехали в Казань, начали работать в Камаловском театре. Папа также продолжал ухаживать за мамой, но в Казани уже не нужно было выполнять поручение ректора, к тому же давала о себе знать первая любовь… Отношения не складывались. В этот момент папа решил снова показать свой характер: громко ругаясь, он увольняется, заявив, что не может работать с Ихсановой в одном театре. Так он уехал в Мензелинск. И ладно бы сделал это тихо-мирно, так он начинает каждый день звонить маме, вызывая ее для этого телеграммой в абонентский пункт. В Менезелинском театре он написал свою первую пьесу, состоялась постановка.

Вскоре он вернулся в Казань. Мама сдалась. Они поженились.

Сколько я себя помню, и папа, и мама постоянно находились в разъездах. У папы – творческие встречи, командировки, семинары,  у мамы – гастроли.  Они общались друг с другом письмами, они сохранились. Правда, архив отца еще целиком не разобран. Нам с мамой нелегко перебирать все эти вещи, ведь рана от его внезапного ухода все еще кровоточит…

Несмотря на папину горячую страсть, его письма были  очень конкретными, в них он описывал все происходящее с ним, но редко давал волю чувствам. Письма начиналось восклицанием: «Нажиба!» и неизменно заканчивались подписью «Туфан».

В таком же ключе он писал и мне. Кстати, словом «кызым» он начал называть меня тогда, когда мне было уже сорок, а мои дети – его внуки – были уже почти взрослыми. «Кызым» - так он стал обращаться и ко мне, и к внучке Диляре. Иногда мне кажется, что как отец он созрел,  когда внуки достигли такого возраста, что с ними можно было серьезно поговорить. У него никогда не было сюсюканья.

Иногда я читаю его лирические стихи, пьесы, и думаю, что, наверное, вся его сентиментальность уходила туда.

В молодости он был очень ревнивым. Отелло!

В те годы в театре проводились различные вечера, капустники. А ведь всем известно, что артисты – в хорошем смысле этого слова люди ненормальные, они ведут себя не так, как другие люди, они кокетничают, флиртуют, но все это остается на уровне игры.

Но папа мог и приревновать:  «Почему ты танцевала с Равилем Шарафеевым два танца, а со мной лишь один?!» Но все это было всего лишь игрой…

... Папа любил маму очень сильно. Если нет любви, какой мужчина сможет вытерпеть все эти бесконечные репетиции, гастроли?... У мамы и любовь, и уважение выработались  уже в процессе жизни. А его страсти хватило до старости...

Он всегда ограждал маму от любых бытовых трудностей. Мама не знала, где находятся рынок, собес, ЖЭК, где и как нужно оплачивать счета.

Или вот эта квартира. До этого родители жили на Толстого, но папа поменял квартиру на эту – на площади Свободы - чтобы маме было легче ходить на работу. С Толстого ведь надо подниматься на гору, а здесь центр... Вся квартира устроена так, чтобы маме было удобно. Пока здесь шел ремонт, он никого не пускал, мы увидели квартиру в том виде, в каком  его видите вы. Он не хотел, чтобы мама была обременена ремонтными делами, он занимался всем сам - рабочими, переездом. А маму только привезли и сказали: «Ты будешь здесь жить!»

Конечно, характер у обоих был очень непростой. Мама с папой не уступали друг другу! 

Однажды папа прислал маме телеграмму, в которой было написано:  «С днем рождения, старуха!» Это было такое оскорбление!  Маме было всего сорок! Когда он вернулся, мама стала разбираться. Оказалось, что он имел ввиду слово «карчык», в татарском языке оно не несет такого  оттенка, как «старуха», оно звучит ласково, примерно как «старушечка моя» - но на татарском языке телеграмму не принимали, и пришлось обойтись как есть. Эта телеграмма сохранилась.

b_500_320_16777215_0_0_images_life_2019_2019-04-11-04.jpg

Родители жили очень интересно, творчески. Нам всем есть, что вспомнить. Все мы, и, в особенности, мама, очень скучаем по папе…

Альбина Абсалямова

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены