Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. страницы республиканских газет и журналов наполняли зарисовки боевых действий и военного быта, портреты солдат и офицеров. Большинство из них были выполнены художником Байназаром Альменовым по сводкам Информбюро, а также с мест боёв, где он находился в 1943-44-гг. в качестве корреспондента и художника армейской газеты "Вперед на врага!"

Именно Альменов позже создал знакомые всем жителям нашей республики «канонические» иллюстрации к «Шурале» Габдуллы Тукая.

b_500_345_16777215_0_0_images_life_2019_2019-04-17-02.jpg

«Альменов в числе первых художников Татарии создал антифашистские типографские плакаты, - вспоминал кандидат искусствоведения Аркадий Файнберг. -  Таков его плакат «Фашизма кровавого сатрапы» (1941), в котором создан отвратительный образ ползущего Гитлера, прикрывшегося броней танка. В очертаниях его фигуры угадывалось сходство с чудовищным пауком. Рисунок сопровождался стихотворной подписью казанского поэта Александра Бендецкого:

Фашизма кровавого сатрапы

К нам протянули когтистые лапы.

Советский народ встал на бой недаром,

Фашизм уничтожим могучим ударом.

b_500_636_16777215_0_0_images_life_2019_2019-04-17-03.jpg

В плакате «Хлеб - фронту» (1943) воплощен героический образ колхозницы-татарки, указывающей рукой на дальний план – туда, где мчатся в бой советские танки.

Плакат «Не оставляй!» - один из самых лаконичных плакатов военных лет. Кисть руки, указывающая на колос с зерном, оставшийся на земле, изображена в пол-листа и воспринимается как огромная. Благодаря такому внушительному образу эмоциональное воздействие плаката многократно усиливается.

Творчество художников-плакатистов республики в годы войны нашло применение и в другой разновидности графики – в рисунках для почтовых открыток, издававшихся Художественным фондом ТАССР. Задача была та же - агитация среди широких масс населения. В частности, Альменов создал рисунки: «Нашим снайперам слава!», «Берегите хлеб от потравы, хищения и порчи!», «Пионеры и школьники! Все до последнего колоса уберем в срок!», а также повторил рисунок плаката «Не оставляй», слегка изменив его композицию.

b_500_347_16777215_0_0_images_life_2019_2019-04-17-04.jpg

Зимой 1942-43 гг. Альменов выезжал на фронт и сделал серию фронтовых зарисовок. Некоторые из них были опубликованы во фронтовой армейской печати. Примечателен рисунок «Язык доставлен», на котором изображен взятый в плен немец. Другие рисунки являются набросками. В них Альменов фиксирует привлекшие его внимание сценки прифронтового быта. Оригинален автопортрет под названием «Сушка валенок», где художник изобразил себя с легким юмором».

Писатель Афзал Шамов в статье “Дорогой гость» в 1984 году писал:   

 “В помощь фронтовой газете Союз художников Татарии командировал художника Байназара Альменова. Он добрался до нас в последние часы декабря 1943 года. Художник рисовал  портреты солдат и командиров, особо отличившихся в ожесточённых  боях за освобождение  Витебска. Это портреты гвардии рядового Мунира Сафарметова,  санинструктора гвардии старшины Владимира Александровича Крета, гвардии рядового разведчика Фазылджана Ахмалетдинова и многих других. 

Спустя несколько дней, по приказу командования повёл я Байназара на передовую. Попадали мы с ним и под артиллерийские налёты и под миномётный обстрел, когда рядом взрывались мины, а мы лежали, обняв студёную землю. Тем не менее водить его по окопам на виду у немцев я не рискнул: висел надо мной приказ полковника - доставить художника обратно здоровым и невредимым. А сам художник рвётся на огневую, нажимая на нашу старую дружбу. Байназар стремился запечатлеть в своём альбоме всю суровость окопной жизни: рисовал картины боя, развалины, делал всевозможные эскизы. Его поразили габариты 203 миллиметровой гаубицы, её позиция, а также пути подхода. И он начал заносить в свой альбом всё, что заприметил острый глаз художника. Более двух месяцев провёл  Альменов в редакции фронтовой газеты. Многие его рисунки были напечатаны на её страницах».

По возвращении с фронта Альменов хотел создать графическую серию «Зверства фашистов». Сохранились подготовительные рисунки, композиционные наброски. К примеру, на одном из листов изображен привязанный к столбу, засыпанный снегом, обнаженный мужчина, замученный партизан или советский военнопленный. К сожалению, до конца замысел не был осуществлен.

Альменов проиллюстрировал поэму Нури Арсланова «Зоя», показав отважную разведчицу в лесу костра и на опушке леса у деревни, в которой мечутся фашисты вокруг горячих изб.

b_500_797_16777215_0_0_images_life_2019_2019-04-17-05.png

В годы войны Альменов создал серию иллюстраций к татарскому народному эпосу «Идегей», которая стала самым значительным явлением в графическом искусстве Татарстана середины двадцатого века. Духовная и эмоциональная насыщенность образов народных героев, ведущих борьбу с врагами Отечества, очевидная для художника параллель исторических событий воплощены в динамичных композициях.

Будучи в течение тридцати лет главным художником Татарского книжного издательства, Альменов оформил и проиллюстрировал более двухсот книг. Иллюстрации к произведениям Габдуллы Тукая стали визитной карточкой Альменова и всего книжного искусства Татарстана. Вершиной стали иллюстрации к сказкам «Шурале» и «Су анасы».

b_500_620_16777215_0_0_images_life_2019_2019-04-17-06.jpg

Альбина Абсалямова

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены