Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

 

26 ноября в Большом Концертном зале им. С. Сайдашева состоится концерт из авторского цикла народного артиста РТ, пианиста Рэма Урасина «Великие романтики». В программе – произведения Фредерика Шопена, написанные им в 1838-1839 гг. Гастрольный график пианиста расписан на год вперед, он записывает антологию фортепианной музыки татарских композиторов, снова играет «всего Шопена», занимается с учениками, а в свободное время разглядывает небесные светила и все про них знает.

b_500_368_16777215_0_0_images_life_2019_2019-11-19-6.jpg

Рэм Урасин. Пианист. Народный артист РТ. Доцент Казанской государственной консерватории.

Родился в 1976 году в Казани. С пяти лет обучался игре на фортепиано в ССМШ при КГК (класс Марины Васильевны Сухаренко), в 1994-2001 годах учился в Московской консерватории и ассистентуре-стажировке у профессора Льва Николаевича Наумова.

В 15 лет победил на Международном юношеском конкурсе им. Шопена в Москве, через три года стал лауреатом XIII Международного конкурса им. Шопена в Варшаве. Его называли «фантастическим татарином», одна из зарубежных газет писала: «Это играл сам Шопен».

Лауреат международных конкурсов  в Монте-Карло (2001, Гран-При), в Сиднее (2004).

Выступает с концертами в крупнейших залах мира: талантливому музыканту рукоплескали в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Италии, Польше, Словакии, Исландии, Японии, Тайване, Австралии и других странах.

Его дарование, по счастью, сочетает искренность, теплоту, элегантность с мудростью и выношенностью оригинальных, всегда убедительных трактовок исполняемых произведений. Его талант многогранен, находится в постоянном развитии, вечном стремлении к поискам мучительным и радостным», - сказал о своем ученике профессор Московской консерватории Лев Наумов.

 

- Давай поговорим об антологии татарской музыки. Насколько я знаю, часть работ уже завершена...

- Да, этот проект при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан я начал еще несколько лет назад. Уже записаны два диска, а всего их будет пять. Идея записи антологии фортепианной музыки композиторов Татарстана родилась в ходе подготовки концерта к 1000-летию Казани, который целиком состоял из татарской музыки. Тогда я открыл для себя ряд замечательных, но практически неизвестных широкой публике произведений наших композиторов, и понял, что они обязательно должны быть записаны. Не только они, конечно - весь золотой фонд татарской классики. Подобный опыт ранее никем не предпринимался. Есть отдельные - замечательные! - авторские записи Рустема Яхина, Марата Сиразетдинова, Флоры Хасановой и др. Но, во-первых, мне интересно сделать современную запись, по-своему прочитать эту музыку. Это художественный интерес, который соединился с популяризаторским и просветительским.

 Во-вторых, для меня это просто очень важно: как татарин я всегда чувствовал кровную связь с родной культурой, активно пропагандировал национальную музыку за пределами РТ и продолжаю делать это до сих пор.

- И как ее воспринимают?

- Превосходно! Эта музыка всегда находит отклик в сердцах слушателей по всему миру.

- А по каков принцип сбора антологии?

- Конечно, нельзя записать каждую ноту, написанную татарскими композиторами для фортепиано, однако я постараюсь дать наиболее полную картину, показать эволюцию развития татарской музыки.

Есть и такой момент: записей многих произведений просто не существует. Вот парадокс: сочинения входят в репертуар музыкальных школ, училища, консерватории, их играют, но записей очень мало. Мне хочется восполнить этот пробел, а еще - привлечь внимание и слушателей, и исполнителей к произведениям, которые сегодня незаслуженно находятся в тени. Например, давно не игрались «Родные картины» Александра Ключарева. У Яхина много миниатюр, а исполняются единицы. Много чего надо записать!

Как я уже сказал, на сегодняшний день готовы два диска. Один из них посвящен произведениям Александра Ключарева, Назиба Жиганова, Мансура Музафарова, второй - творчеству Рустема Яхина. Еще на двух будут записаны произведения композиторов второй половины ХХ века - это Фасиль Ахметов, Масгут Латыпов, Ренат Еникеев, Ильдус Якупов, Алмаз Монасыпов, Рашид Каллимуллин и другие; и один диск будет полностью составлен из моих транскрипций. Это очень важная часть моей деятельности: я постарался заполнить нишу татарской концертной виртуозной музыки. В своей работе я ориентировался на опыт концертных переложений Листа, Рахманинова, Плетнева.

Надеюсь, что моя антология на пяти дисках будет достаточно полно отражать фортепианную музыку РТ.

Хочется закончить ее как можно быстрее - необходимость в такой антологии чувствуется очень остро.

- Но иногда мне хочется выделить хотя бы один день - и совсем ничего не делать. Просто гулять по улицам, дышать весной, заходить в кафешки, наблюдать за людьми... Но, честно - я не помню, когда в последний раз у меня была такая возможность...

- Мне обязательно нужно быть одному - какое-то время. Общаться с инструментом тет-а-тет, оставаться наедине с композиторами, с их произведениями. В деревне я придерживаюсь жесткого распорядка дня: встаю в пять-шесть часов...

b_500_375_16777215_0_0_images_life_2019_2019-11-19-7.jpg

- И сразу садишься за рояль?

- Нет. Ранний подъем позволяет мне настроиться на рабочий день, задать нужный ритм. Стараюсь проживать свое утро неспешно: выхожу на улицу, потом - читаю… после этого уже за рояль. День начинается с тишины - никакого интернета! Это то, что современный человек утрачивает, ведь он просыпается и тут же начинает виртуальное общение, позволяя тем самым другим людям полностью формировать свое сознание, день, образ мыслей. Я тоже пользуюсь соцсетями, но первую половину дня предпочитаю общаться все-таки с музыкой.

- Эдакий "небогемный" образ жизни!

- Я рад, что периоды сосредоточенности наедине с собой у меня чередуются с поездками. Все это очень важно: новые впечатления, новое общение, новые ощущения, которые идут от искусства, живописи, архитектуры. Вот и в Лондоне я старался увидеть и услышать как можно больше: там сейчас интереснее, чем у нас... Кстати, на понравившиеся мне выставки я стараюсь непременно ходить больше одного раза, возвращаться, пересматривать, проникаться неповторимой атмосферой...

Жизнь в деревне позволяет сублимировать накопленные в поездках впечатления - потом их можно черпать из внутренних источников бесконечно. Это своего рода собственный музей, золотой фонд, банк ассоциаций, которые потом, в ходе творческого процесса, переплавляются в прекрасные образы.

- А чем еще ты занимаешься в деревне?

- В последние годы увлекся наблюдениями за звездным небом. Конечно, еще не могу отнести себя даже к категории астрономов-любителей - все-таки это люди, обладающие достаточно фундаментальными знаниями, мне до них далеко; но смотреть на звезды в бинокль мне очень нравится. Со временем планирую приобрести телескоп... Стараюсь читать про небесные тела, спектральные классы звезд. Все это дико интересно! Это умиротворяет, позволяет расслабиться, отдохнуть. Наблюдение за небом не терпит спешки: нужно подготовиться, решить, что именно ты будешь изучать, что-то об этом прочитать, выйти, постоять в темноте минут пятнадцать-двадцать - глаза должны привыкнуть к темноте... Все это создает внутри спокойный, совершенно замечательный ритм, позволяющий дистанцироваться от накопившихся в течение дня проблем. В нашем деле это очень важно, ведь мы работаем не на станке, где достаточно выспаться и иметь нужную концентрацию внимания; наш инструмент - это не только руки, это чувства, эмоции. Им тоже нужна хорошая калибровка!

За городом, особенно в периоды новолуния, в небе можно увидеть немало красивого. Например, мне очень нравится наблюдать за перемещением спутников Юпитера. Конечно, это такая, труднообъяснимая, абстрактная красота...

Когда читаешь про отдаленные галактики, восхищает проницательная способность человеческой мысли, потому что есть вещи, до которых человечество сперва дошло априорным путем, а уже потом они подтвердились дальнейшими открытиями. Это потрясает!

- Ты рассказываешь так увлеченно, что хочется немедленно схватить бинокль и "оправиться" в звездные выси! Но с чего начать?..

- Можно скачать одно из приложений для смартфона, они очень простые в использовании: наводишь на небо, и на экране появляются названия всех тех созвездий, которые можно наблюдать в это время. Кстати, видишь? (показывает куда-то на кромку звездного неба) Венера...

- Звезды - не единственное твое увлечение...

- С детства мне очень нравится все, что связано с наблюдениями за живой и неживой природой. Моя мама была геологом, она так многому меня научила... Будучи школьниками, мы с двоюродным братом проводили немало времени в домашней библиотеке, изучая тематические справочники и составляя классификацию растений, животных, минералов. А как волнительно было посещать музей на геофаке! Все это интересно мне до сих пор. Мечтаю собрать свою коллекцию минералов. Построить когда-нибудь оранжерею... 

Люблю прогуливаться по лесу или берегу озера, присматриваться к птицам, разглядывать и разгадывать хитросплетения звериных следов.

- А какую музыку слушаешь сам?

- В периоды, когда интенсивно работаю - вообще никакую. В остальное время стараюсь знакомиться с новыми произведениями, с теми, которые не слышал ранее. Зачастую такая возможность вообще находится только тогда, когда я нахожусь в машине, перемещаясь из деревни в город. Кстати, вне классики у меня достаточно консервативные предпочтения: люблю джаз, The Beatles,  Pink Floyd, а не так давно с удовольствием слушал цикл лекций Валентина Непомнящего о романе "Евгений Онегин".

Альбина Абсалямова

Фото из открытых источников

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены