Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

 В январе 1940 года Лотфуллу Фаттахова, 21-летнего курсанта полковой школы младших командиров отправили служить на западную границу, в 86-ю стрелковую дивизию, которая дислоцировалась севернее Бреста, в районе города Цехановец. В первые дни войны с Германией фашисты обрушили на дивизию удар страшной силы. Бойцы, оставшиеся в живых, из состава Третьей, Десятой и Четвертой Армий Западного особого военного округа отчаянно пытались прорваться из окружения в районе так называемого Белостокского котла. Там Лотфулла был контужен и попал в плен.

b_500_699_16777215_0_0_images_life_2019_2019-11-20-3.png

Вот что рассказывал он своему другу о первом дне войны: «Настроение перед 22 июня – выходным днем, было превосходное. Еще никто не знал, что он для нас будет «кровавым воскресеньем». Вечером играли в волейбол, кто домой письма писал. Смотрели фильм «Николай Щорс» и заснули мертвым сном. И вдруг, как во сне, загремела артиллерия, взрывы снарядов на территории расположения нашего полка. Гул самолетов, сердце раздирающий свист бомб, их оглушительные взрывы…. Весь гарнизон по боевой тревоге поднялся и вступил в бой. Мы еще не знали, что началась война. Стреляли с запада, думали, все это лишь провокация. Горели казармы, дома комсостава. Среди бойцов началась паника. Мы, и наши командиры, совсем не ожидали вражеского наступления. Ведь было подписано соглашение между Германией и СССР. Со своими винтовками и несколькими бойцами из нашей роты мы оказались в горящей ржи, дым и гарь душили. Стреляли в сторону врага. Спустя два дня немцы нас обнаружили, дальше горькие и кошмарные дни – мы в плену…»

Во время бомбежки Фаттахов был контужен и на долгие три месяца потерял слух и речь. Военнопленные были доставлены в лагерь в городе Линген. Содержали наших бойцов в нечеловеческих условиях. Большинство солдат были ранены. Тяжелый физический труд и голод для многих становились невыносимыми. Некоторые военнопленные, не выдержав издевательств, специально бросались на фашистов, чтобы их пристрелили, другие сходили с ума. Не раз Фаттахов с товарищами пытались бежать, но фашисты с собаками догоняли их и возвращали обратно. Немало  военнопленных было растерзано овчарками. С тех пор у Лотфуллы навсегда остался страх перед собаками этой породы, и он удивлялся тому, что люди держат их у себя дома. Ему всегда «везло»: после каждого побега его оставляли в живых, поскольку был высоким, жилистым и здоровым, то есть пригодным для тяжелой работы на немецких фермах. Там он был вынужден освоить немецкий язык. Однажды, когда военнопленных повезли в товарных вагонах в очередной лагерь, Лотфулла Фаттахов с другом, Андреем Кучеренко (он был ленинградцем), решили бежать. Они звали с собой товарищей, но те не согласились рискнуть. Друзья разобрали дощатый пол вагона и соскользнули на шпалы между рельсами идущего поезда. Он прогрохотал над их распростертыми телами. Друзья шли ночами по незнакомой местности, скрываясь от всех, не зная, что их ждет впереди. Так они оказались на территории Франции, в рядах французского Сопротивления и принимали участие в жестоких боях с фашистами. После окончания войны, Лотфулла Фаттахов прослужил год в Будапеште, в Венгрии. Он был патрульным на мосту, на автомагистрали «Будапешт-Вена». В венгерской газете тех дней была напечатана небольшая статья с фотографией Лотфуллы Фаттахова стоящего с автоматом в руках.

      В 1946 году Фаттахов был демобилизован  и через семь тяжелых военных лет вернулся в Казань, в ту самую семью, которая считала его погибшим. К радости Лотфуллы оказалось, что друг Харис тоже остался жив и уже вернулся с фронта, где участвовал в жесточайшей битве XX века – на Курской дуге. Родители Хариса приняли Лотфуллу как родного и пригласили жить в их семье. Вдвоем они продолжили учебу в художественном училище, защитили дипломы и стали профессиональными художниками. Работали они в той же маленькой комнате, где и жили. Кроме них там жили еще 8 членов этой радушной и доброй семьи.

b_500_371_16777215_0_0_images_life_2019_2019-11-20-4.png

      Лотфулла не любил рассказывать о войне и не смотрел военные фильмы. Лишь один раз он не ушел, а сел с нами, детьми, перед телевизором, когда показывали фильм о французских летчиках «Нормандия-Неман». Война еще долго напоминала о себе. Не прошли бесследно годы плена. В течение нескольких лет его спрашивали, почему он попал в плен, а не застрелился, в ответ он говорил, что надо все забыть и работать. Даже во время войны он не расставался с карандашом, делал наброски, рисовал портреты. Одним из них является прекрасный портрет молодого советского солдата Ивана Калитина, написанный на немецком холсте маслом еще до демобилизации, в 1945 году. В девизе художника – «Ни дня без работы» выражалось стремление наверстать упущенное в течение семи военных лет. Его первыми картинами после возвращения в Казань были «9 мая в деревне» и «Песня о Родине». Лотфулла отличался необычайной работоспособностью. С раннего утра до поздней ночи он стоял с кистью и палитрой в руках перед картиной на мольберте.

b_500_493_16777215_0_0_images_life_2019_2019-11-20-5.jpg

Лотфулла Абдульменович Фаттахов стал видным татарстанским художником – живописцем и графиком, одним из ведущих мастеров изобразительного искусства Республики Татарстан, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая, Кавалером ордена Трудового Красного Знамени, Заслуженным деятелем искусств РСФСР, Народным художником Татарстана и России. Его картины прославляют Победу советских солдат, природу родного края, мирный  труд, родную деревню, простых сельских тружеников, народный праздник Сабантуй.

b_500_293_16777215_0_0_images_life_2019_2019-11-20-6.png

Альбина Абсалямова

Фото из открытых источников

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены