Борис Роскин и Мария Неменко-Бабковская прибыли в Казанский ТЮЗ тёплым сентябрьским днём 1942 года после долгих мытарств по военным дорогам вместе с группой своих товарищей-тюзовцев из военного Сталинграда. Разместились они тогда прямо в театре: в маленьких комнатках, перегороженных занавесками. Работать начали буквально на следующий день после приезда.
С первых же спектаклей пара Неменко-Бабковская (подробнее об этой талантливой актрисе мы расскажем в следующем материале) и Роскин казанским зрителям запомнились и полюбились. А потом были бесчисленные концерты в госпиталях и на вокзалах перед солдатами, поездки в прифронтовую полосу в составе концертных бригад, выступления в короткие передышки между артиллерийскими обстрелами. Играли разного рода скетчи, сцены из спектаклей, читали стихи. Особенно памятна поездка на Ленинградский фронт — в Ленинграде Борис Роскин учился: сначала в ФЗУ (фабрично-заводское училище), потом на рабфаке университета, а затем в студии при театре Леноблсовета профсоюзов. Мастера старой петербургской школы оставили в душе молодого артиста настолько глубокий след, что этого хватило ему на всю дальнейшую жизнь.
В 1944 году, как и многие его товарищи по сталинградской сцене, был награждён боевой медалью «За оборону Сталинграда». Город был освобождён, в разрушенный город тянулись его прежние жители. Театру возвращаться было некуда. Да и в Казани к ним уже привыкли. Каждый тюзовский спектакль становился событием в театральной жизни Казани.
Шли годы. Взрослели, мужали, а потом и старели вместе со своим исполнителем герои Бориса Роскина. Но все они по-прежнему несли на себе печать ярко выраженной индивидуальности актёра, культуру исполнения, внутреннюю интеллигентность. В казанском ТЮЗе периодически открывались студии, и Борис Роскин не мог не включиться в педагогическую работу: он читал лекции по истории театра, следил за молодыми исполнителями, давал советы. Одновременно он пробовал свои силы и в режиссуре, руководил самодеятельным театральным коллективом при Доме учёных.
В 1980 году Борис Роскин оставил сцену, но не ушёл из театра, а стал работать здесь же администратором. 29 декабря 1999 года он с утра приехал в родной ТЮЗ, чтобы поздравить всех с наступающим Новым годом… долго стоял на сцене, на которую он выходил почти сорок лет. Потом вышел из театра, направился к трамвайной остановке. Уже в трамвае он почувствовал себя плохо, вызвали «скорую помощь», но было уже поздно. Сердце не захотело уходить из театра.
Альбина Абсалямова
Фото предоставлено автором
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя