Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

 

Попасть в святая святых – фондохранилище Национального музея Республики Татарстан – сегодня удается лишь избранным. И пока мечта генерального директора музея Гульчачак НАЗИПОВОЙ об открытых фондах ждет своего воплощения, мы попросили ее провести экскурсию для наших читателей и показать нам свои любимые экспонаты.

Рассказывает Гульчачак Назипова:

- Мой научный руководитель Григорий Наумович Вульфсон подчеркивал: наш регион отличается от других, во-первых, своей многонациональностью, а во-вторых, наличием Казанского Императорского Университета, оказавшего колоссальное влияние на формирование интеллектуальной и культурной среды нашего края.

Именно в университете возникли первые музейные коллекции, позже составившие основу фондов Казанского городского научно-промышленного музея (ныне – Национальный музей РТ, прим. ред). Воспитанник Казанского Императорского Университета, выдающийся ученый – Андрей Федорович Лихачев целенаправленно собирал классическую коллекцию, позже переданную в дар музею. Похвастаться таким собранием может далеко не каждый региональный музей.

Из более, чем девятисот тысяч единиц экспонатов, находящихся на хранении НМ РТ, мне трудно выделить самые любимые, поэтому предлагаю начать обзор с истоков – тех самых предметов из коллекции Лихачева.

Единственный археолог, работающий сегодня в Национальном музее РТ, Антонина Губайдуллина уже приготовила ключевые экспонаты. О каждом из них она знает все или почти все – и с огромной любовью делится с нами подробностями о них.

Египетская коллекция состоит из 227 единиц хранения. Представлена, в основном, предметами погребального культа: саркофаги и их части, украшения, статуэтки, керамические изделия. Коллекция была сформирована благодаря казанским ученым и краеведам А.Ф. Лихачеву, В.И. Заусайлову, Н.Ф. Высоцкому, Н.Ф. Катанову. Также в конце 1920-х гг. из кабинета истории материальной культуры Восточно-педагогического института поступила египетская коллекция Музея искусств и древностей Казанского университета.

Смотришь на бирюзового скарабея, резные деревянные фигурки сокола Гора, кошки Бастет, разглядываешь статуэтки Осириса, Исиды с Гором на руках, быка Аписа и не веришь, что этим предметам несколько тысяч лет. Сохранность потрясающая! Антонина рассказывает, что совсем недавно музей посетил один из ведущих мировых специалистов в области египтологии и был поражен: по его мнению, хранящийся в Казани египетский саркофаг (увы, увидеть его нам не удалось) является лишь частью погребального убранства одного из захоронений, вторая же часть оказалась навсегда утрачена в ходе недавнего пожара в Бразильском национальном музее. И это далеко не единственный уникальный экспонат…

b_730_547_16777215_0_0_images_life_2019_2020-01-30-1.jpg

Обратите внимание на сетку, надевавшуюся на голову мумии, каменный ушебти с выдержками из книги мертвых, фрагмент папируса – все это чрезвычайно ценные предметы, обращает наше внимание Губайдуллина. Саркофаг фиванской богини, о котором я уже говорила, был передан в дар Казанскому императорскому университету самим Александром III. Скарабей попал к нам в 1947 г. от одной из жительниц Казани...

Античная коллекция из 400 единиц хранения, собранных отцом и сыном Лихачевыми, В.И.Заусайловым и некоторыми другими, удивляет керамикой. Самый ранний образец чернолаковой посуды относится к третьей четверти VI в. до н.э.!

В фонде хранится столовая и парфюмерная посуда – килики, блюда, канфары и кружки, многочисленные арибаллические лекифы. Все они датируются концом V-началом III вв. до н.э.

Краснолаковая керамика римского времени представлена обширной коллекцией светильников и столовой посуды. Большая часть тарелок, чаш, мисок, канфаров произведена в Северном Причерноморье, но имеются и тарелки I в. н.э. из малоазийского Пергама с клеймом в виде руки.

Большинство изделий из терракоты относится к эллинистическому и римскому времени (III в. до н.э. – III в. н.э.): рыболовные грузила, шкатулка (оссуарий), маски, но больше всего в коллекции терракотовых статуэток. Преобладают культовые статуэтки, изображающие богов древнегреческого пантеона: Эрота, Деметру, Геракла. Самой ранней является статуэтка Деметры с Корой на плече (V в. до н.э.).

- Андрей Федорович Лихачев был блестящим знатоком не только древности, но и всех последующих периодов истории. Увлекшись историей Золотой Орды, он научился читать арабскую графику, – рассказывает Гульчачак Рахимзяновна. – Посмотрите, как хороша восьмиконечная изразцовая плитка с кобальтовой краской, привезенная Федором Андреевичем из Керчи. Обратите внимание на надглазурную роспись: как правило, для золотоордынского периода характерна роспись под глазурью…

b_730_547_16777215_0_0_images_life_2019_2020-01-30-2.jpg

Интересен и зооморфный замок XIII-XIV вв. из коллекции Лихачева. На сегодня  известны два таких замка: один хранится в фондах Национального музея РТ, второй – в Болгарском музее-заповеднике. Представлены в наших фондах и зооморные замочки в виде коровы, козы, барса (домонгольский период).

 Эталонная находка – полая подвеска-конек XII-XIII вв. Именно такие подвески украшали представителей уже, увы, исчезнувшего племени весь…

Слушаешь Гульчачак Рахимзяновну и невольно жалеешь о том, что юношеская мечта об археологии так и осталась мечтой. Да, мне тоже очень хотелось быть причастной к этому волшебному миру. Любимой книжкой были «Боги. Гробницы. Ученые», а любимыми музейными коллекциями навсегда остались археологические и этнографические. Сложилось по-другому, но какое же это счастье разглядывать предметы из фондов богатейшей сокровищницы нашей республики – Национального музея, пытаться представить их первых хозяев, проследить многовековой путь…

Альбина Абсалямова

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены