Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

 

Триумфальная арка

На некоторых ранних изображениях Казани при въезде на Адмиралтейскую дамбу со стороны города можно увидеть ворота, напоминающие триумфальную арку. Они находились в самом начале дамбы, которая упиралась в современную Московскую улицу. Многие до сих пор спорят о точной дате и о поводе постройки этих ворот.

Некоторые связывают возведение арки с победой в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, но согласно историческим источникам, эти ворота были возведены примерно в 1879 году. Рассматривая фотографии того времени, вы не обнаружите признаков рельсов конки, которые проложили еще в 1975 году, следовательно, источники «упускают из вида» как минимум 4 года.

Возникает закономерный вопрос: как такое может быть? Ответ прост: перед нами две совершенно разные триумфальные арки, построенные в разное время и в разных местах.

b_461_307_16777215_0_0_images_life_2019_2020-03-20-3.jpg

Триумфальные ворота, построенные примерно в 1879 году,

были возведены в честь победы в русско-турецкой войне, но располагались Порохового завода.

Арку на Мокрой слободе построили в 1949 году в честь торжественного  открытия Земской дамбы – самого масштабного за всю предшествующую историю города технического сооружения. Этот повод был одним из самых глобальных, потому что задача соединить город и слободу была безотлагательной. Об этом свидетельствуют многие исторические документы, например, письмо нижегородского промышленника И.К. Варламова, написанное в 1841 году:

«Бывает, если приедешь в Казань ночью, со стороны Нижнего, то и сиди тут до утра… Между городом и слободой четыре версты, но это пространство и не думай переехать ночью: ямы, овраги с водой, грязь невылазная…».

Начиная с 1880-х годов арки больше нет на снимках. Вероятно, ее постигла печальная участь: арку разобрали, или она сгорела. Но в память о ней еще в течение нескольких последующих десятилетий поперечную улицу Мокрой слободы называли Триумфальной. Затем ее переименовали в Кремлевскую.

«Въезжая улица»

В рассказе Максима Горького «Бывшие люди» можно встретить описание так называемой «Въезжей улицы»:

«Въезжая улица – это два ряда одноэтажных лачужек, тесно прижавшихся друг к другу, ветхих, с кривыми стенами и перекошенными окнами…».

Многие публикации, касающиеся этой темы, сопровождаются приведенной цитатой. Однако достоверно так и не понятно, о каком местоположении идет речь.

Не сложно догадаться по названию, что через эту улицу въезжали в город. Многие историки утверждают, что сегодня – это улица Саид-Галеева. Но в XIX-XX веках данная магистраль не имела никаких въездных ворот и вовсе была тупиковой. Кроме того, если отследить переименования этой улицы с самого начала, то получается следующая цепочка: Вторая мокрая – Вокзальная – Товарная – Саид-Галеева. Явно видно, что «Въезжей» она не была. Впрочем, не только она – официально такой улицы в Казани никогда не существовало.

Для того чтобы понять, о каком месте идет речь, нужно проследить путь Горького. Максим Горький добирался до Казани по воде, следовательно, по прибытии он не мог миновать Адмиралтейской дамбы, поэтому искать улицу нужно на Мокрой слободе. До нашего времени дошла фотография: фотограф расположился спиной к Триумфальной арке, о которой речь шла выше, благодаря чему можно увидеть рельсы трамвайного маршрута № 1 и песочную насыпь (этот фрагмент очень редко попадал в кадр), а слева – ряд кривобоких деревянных домишек, тесно прижавшихся друг к другу. А вдоль начального участка старой Адмиралтейской дамбы (при въезде в город) шла некая заснеженная улица, застроенная одноэтажными деревянными домиками – та самая «въезжая», таким образом, название оказывается прозвищем. «Въезжая» или «въезжий» имеют давние корни, которые идут от «въезжих лесов», прилегавших к Казани с северо-запада и с севера. То есть это лесные массивы, в которых право собственности или пользования лесными ресурсами было разделено между несколькими владельцами.  Получаем: «въезжая улица» значит «въезд в город со стороны въезжего леса».

Успенский собор

К сожалению, данный памятник архитектуры, некогда визитная карточка Казани, не сохранился до наших дней. Обширная территория храмового комплекса примыкала к складам Мельхиора Рама с северо-запада, с юго-запада церковная ограда шла по красной линии Успенской улицы, с юго-востока отграничивалась каменным забором, а с северо-востока упиралась в задний двор домовладения Жарковых (едва не доходила до левого берега Булака). 

Храм представлял собою грандиозное сооружение классического стиля: с юга и севера его венчали восьмиколонные портики, над которыми возвышался широкий барабан с низким, как будто немного приплюснутым куполом. На этой же площадке помещались два дома приходского духовенства, часовня и древнее православное кладбище.

Изначально Успенский приход появился в 1566-1568 годах в заливных сенокосных лугах за Булаком. Отец Тихон, первый настоятель, получал государево жалованье в размере трех рублей, шесть четвертей ржи, большой меры овса и пуда соли. Долгое время храм действовал еще как самостоятельный приходской, но существовавшие при нем кельи, заложили основу монастырской жизни. В 1656 году он упоминается как Успенский девичий монастырь, который существовал до второй половины XVIII века.

b_341_432_16777215_0_0_images_life_2019_2020-03-20-4.jpg

Успенский собор в 1878 году

Во все времена в Успенском приходе было мало зажиточных людей, поэтому его содержали влиятельные благотворители. После многочисленных пожаров и пугачевского разгрома остро стоял вопрос о полном уничтожении разоренного храма. Но его спас Иван Степанович Жарков, глава города, который проживал в Успенском приходе. Именно он ходатайствовал перед епархией в 1799 году, чтобы храм восстановил разрушения на собственные средства. Разрешение подписали, и под личным контролем Ивана Жаркова в 1809-1811 годах губернский архитектор Александр Шмидт восстановил церковь. После этого Иван Степанович взял собор на свое попечение – он обеспечивал функционирование хозяйственных служб, снабжал храм всем необходимым, занимался благотворительностью на церковные праздники. После смерти Жарова о храме заботились его жена Мария Матвеевна и сестра Прасковья Матвеевна Крашенинникова. В скором времени собор сгорел, но его снова отстроили и украсили. 8 августа 1822 года архиепископ Казанский и Симбирский Амвросий II освятил новую Успенскую церковь. После смерти Марии Жарковой Прасковья на церковной ограде выстроила для себя небольшой двухэтажный домик в четыре окна. В 1848 году храм сгорел в очередном пожаре, но был восстановлен на средства благотворителей – купца первой гильдии Василия Никитича Никитина и его жены Дарьи Ивановны Жарковой в девичестве. В 1854 году на их средства Успенский собор был капитально отремонтирован. Уже через 5 лет он сильно обгорел снаружи и к 1863 году, благодаря средствам Никитина, приобрел финальный вид. Все резко изменилось для собора после 1917 года.

С 1921 года при соборе стала функционировать религиозная община, численностью 122 человека. Для того чтобы получить свои здания в аренду, верующим пришлось в 1925-м перерегистрироваться в коллективное товарищество. После этого им передали Успенский собор в бессрочное пользование, но всего через год произошла очередная перерегистрация и аренда продлилась на 3 года. В 1931-м по приказанию властей Успенскую общину объединили с Владимирским собором и с Ильинской церковью, после чего на собрании рабочих постановили о закрытии Успенского собора с последующей передачей его помещений общежитию лесозавода «Красный Коммунальщик». Храм разорили. Во второй половине 1970-х годов на месте собора запроектировали двухзальный кинотеатр. 16 августа 1978 года в один день храм был превращен в груду щебня.

Аптека Грахе

В конце 19 века магистр фармации Фердинанд Грахе на Поперечно-Воскресенской (ныне – Астрономической) и Малой Проломной (Профсоюзной) создал аптеку, заведение минеральных вод и прочие торгово-промышленные заведения. Вначале фирма выпускала искусственные минеральные воды, квасы, лимонад и сидр. С годами ассортимент расширился. До революции фирма процветала: ужасное качество воды и слаборазвитая водопроводная сеть города обеспечивали высокий спрос, как на минеральную воду, так и на различные прохладительные напитки. Уже тогда заведение Грахе продавало свои воды в герметичных сифонах, которые получат более широкое распространение только в советские годы. Но не это главное. Фирма вошла в историю мировой фармации благодаря изобретенному в 1878 году методу изготовления лекарств в твердой желатиновой оболочке. Это вызвало настоящий переворот в отечественной и европейской медицине: эффективность лечения выросла, пациентов перестала пугать горечь лекарственных средств. В 1918 году аптеку национализировали и преобразовали в государственную. В 1931-м организовали два новых предприятия: Химико-фармацевтическая фабрика № 11 имени 14-й годовщины Октября и Казанский кетгутный завод.

Истории аптечного дела и в частности аптеке Грахе посвящена экспозиция в музее ОАО «Татхимфарпрепараты». В подлинных аптечных шкафах хранятся образцы лекарств XIX века и прочие фармацевтические принадлежности.

b_460_576_16777215_0_0_images_life_2019_2020-03-20-5.jpg

Аптека и магазин Грахе

Материал подготовлен по книге  А. Клочкова «Казань: логовища мокрых улиц».

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены