Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

 

Регулярный план застройки Казани, который разработал в 1768 году архитектор Василий Ильич Кафтырев, кардинально изменил не только внешний облик города, но и в некотором смысле психологию жителей.

До этого периода постройки в Казани производились в хаотичном порядке, формируя сплетенную, неорганизованную сеть улиц. Это было неудачно не только для комфортного передвижения, но и с точки зрения безопасности – из-за отсутствия планировки часто возникали масштабные пожары. Для решения этой проблемы после очередного пожара в 1756 году по указу Екатерины II в Казань направили архитектора Якова Алексеева, которому предстояло представить план застройки погорелых мест. Однако его вариант оказался совершенно неточным, а потому не претворяемым в жизнь. В следующий раз вместо него в город направили Василия Кафтырева. Он не торопясь составил новый план с учетом местного рельефа, предложил выровнять кривые улицы и укрупнить кварталы. В таком случае было необходимо вынести крупные господские дома фасадом на красную линию, а хозяйственные постройки «спрятать». Но многие крупные землевладельцы отказывались «выносить сор из избы» и старались по-прежнему устроить свой дом в глубине улиц. Василий Ильич провел монументальную работу переубеждая их, по его инициативе в городской управе даже создали специальную службу, которая отслеживала соблюдение домовладельцами градостроительного регламента.

По плану Василий Кафтырев поделил город на части по типам застройки: верхняя терраса отводилась для состоятельных жителей, нижняя – для обывателей. В Забулачье и Татарских слободах были намечены территории для промышленных предприятий, складов и торговых площадей. «Типовые» дома, заложенные на низком фундаменте, Василий Ильич разработал лично.

b_461_348_16777215_0_0_images_life_2019_2020-03-20-8.JPG

Дом Шишкова, построенный по типовому проекту В.И. Кафтырева в 1773 году

Новый генеральный план Комиссия в Санкт-Петербурге приняла без каких-либо поправок 17 марта 1768 года.

После пожара 1774 года город вновь начали застраивать в хаотичном порядке, но через год вышел новый план, и эти постройки обязали снести. На этот раз Василий Кафтырев впервые в практике землеустройства провинции заранее поделил кварталы на земельные участки, упраздняя самовольное строительство. В этот период были сформированы Сенная площадь и три улицы в Забулачье, шириной 25 саженей каждая. Они предназначались исключительно для торговли. Улицы получили названия: «Мокрая» (ныне – Коротченко), «Первая Ямская» (Бурхана Шахиди) и «Большая Варламовская» (Мартына Межлаука).

На основе регулярного плана Кафтырева в советские годы продолжалась застройка Казани, в том числе придерживались плана районирования города.

Владимирская церковь

В свое время в определенном пуле казанских улиц фигурировало слово «Владимирский/Владимирская». В первую очередь это было связано с их близким расположением к памятнику архитектуры – Владимирскому собору.

Точную дату возведения церкви удалось установить только в XIX веке во время реставрации: на закладной доске, которая представляла собой летопись существования храма. Согласно ей, начало строительство церкви относится к 1694 году, освещение произвели в 1718-м, а собором церковь стала в 1732 году. Неясным остается только то, отчего был такой затяжной процесс строительства.

Историки предполагают, что большинство бумаг, связанных с жизнью Владимирского собора, были уничтожены пожаром 1815 года. Тогда и само здание сгорело дотла, но было отстроено заново. Практически через 20 лет Казанский губернский архитектор Фома Петонди возвел на красной линии Владимирской улицы пятиярусную колокольню с островерхим шпилем – практически столичное сооружение в центре жутких казанских трущеб. Средства на возведение пожертвовали купец второй гильдии Петр Корюкин и его жена Марина Матвеевна. Перестраивая храм, Фома Петонди в целях пожарной безопасности использовал железные кровельные стропила. Но он не учел особенности стен и кровли, которые не выдержали нагрузки. С 1860 до 1873 года собор вновь был на реставрации. В ходе этих ремонтных работ и нашли табличку с датой основания церкви. Железные стропила заменили дубовыми брусьями, благодаря чему снизилось давление на стены. Собор перекрыли белым английским железом, а иконописец Петр Пыпин переписал иконы. Холодный собор был освящен 22 июня 1875 года владыкой Антонием, архиепископом Казанским и Свияжским. С северной стороны к храму примыкала теплая каменная церковь в честь Положения Ризы Господней.

b_460_283_16777215_0_0_images_life_2019_2020-03-20-9.jpg

Владимирский собор и церковь Положения ризы Господней, 1878 год

К 1922 году Владимирская община насчитывала 165 участников, но позже число прихожан сократилось и не дотягивало до сотни. Дело в том, что в Казани развернулось активное строительство, а материалов катастрофически не хватало. Поэтому власти решили компенсировать их кирпичом от разбираемых церквей. Сносить начали с маленькой часовенки около храма в памяти Александра II. Обосновали это решение тем, что она мешает трамвайным путям. Со сносом самого храма тянули долго, пока в 1932 году не вышло постановление о слиянии большинства городских общин в одну. В этом же году Владимирский собор превратили в склады Союзхлеба, а подвалы переоборудовали под картофелехранилище. Через три года власти велели разобрать храм, чтобы освободить место под строительство монументального жилого комплекса стахановцев. Исторический памятник взорвали 14 апреля 1936 года.

«Аутотранспорт» в Казани

Первым автомобильным бюро Казани был Торговый дом «Аутотранспорт в Казани». История автомобильного дела в городе очень насыщена: особенно ярким было ее начало.

Первый самодвижущийся экипаж появился на улицах 13 апреля 1903 года. За рулем находился Николай Александрович Казем-Бек. Он использовал автомобиль по коммерческой необходимости: Николай Казем-Бек являлся владельцем обширных заливных лугов в камской пойме. Работа требовала от него постоянных переездов. Так что можно сказать в данном случае машина действительно не роскошь, а средство передвижения.  Первое появление автомобиля вызвало небывалый ажиотаж в прессе:

«Автомобиль проехал по Черноозерской улице, по Рыбнорядской и по Вознесенской, и на этой улице остановился в доме Николаи. Проходивший автомобиль привлек массу любопытной публики, бежавшей за экипажем». – «Казанский Телеграф» от 15.04.1903 года.

b_460_321_16777215_0_0_images_life_2019_2020-03-20-10.jpg

Н.А. Казем-Бек за рулем своей самоходной коляски «FN». 1903 год

Не только Казем-Беку автомобиль был нужен для рабочих целей. Дело в том, что в этом же году через Казань пролегала трасса знаменитого автопробега Нью-Йорк – Париж. После этого события в Казани появилось автомобильное товарищество с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. В официальных документах их деятельность обозначалась следующим образом: «перевозка грузов из Казани на пароходные пристани, железнодорожный вокзал, другие окрестные местности на приобретенных товариществом автомобилях». Учредителями являлись купец Леонид Стародубцев и предприниматель Константин Шмелев. Но особое внимание и любовь жителей им удалось завоевать во время масштабного авиашоу, которое проходило на ипподроме Каргопольских казарм (ныне – городок танкового училища). Трамваи не вмещали всех желающих, поэтому на конечной станции грузовики товарищества перехватывали пассажиров. За неделю мероприятия «Аутотранспорт» перевез 16 тысяч жителей и заработал 3 тысячи рублей. Спустя полгода у предприятия не было отбоя от клиентов, которые хотели взять автомобиль в аренду, даже несмотря на отнюдь недемократичный ценник – 6 рублей за час днем и 7 ночью.

b_464_335_16777215_0_0_images_life_2019_2020-03-20-11.jpg

Автоколонна в Казани 1910-1914 годы

К сожалению, триумф длился недолго. 12 июля 1912 года в гаражах, которые располагались во дворе дома № 21 по улице Володарского (Гаяза Исхаки), произошел разрушительный пожар. Из-за невнимательности работника пламенем были уничтожены 17 автомобилей и все имущество. Сохранилась только одна машина, которая, волею случая, находилась в этот момент в аренде. Товарищество было расформировано, практически все водители остались без работы, так как автовладельцев в Казани были единицы.

О прошлом и настоящем двух городских рынков

Многие ошибочно полагают, что здание центрального рынка было построено еще до революции. На самом же деле, оно датируется 1958-1961 годамм, и его возвели на месте прежнего «Синего рынка» – именно так местные в старину называли Колхозный рынок. В дореволюционные времена он представлял собой бесформенное нагромождение дощатых строений, выкрашенных масляной краской в синий цвет.

Место для создания Центрального рынка выбрали не случайное: со всех сторон рыночную площадь окружали многочисленные оптовые склады и пролегали подземные купеческие кладовые. В них хранилась продукция, которую доставляли в Казань по Волге и сухопутным путем.

Во время перестройки появились первые кооперативы, и на рынке стало не протолкнуться – множество людей могли торговать, не оглядываясь на милицию. Товары делились по «национальному признаку»: марийцы торговали самодельной обувью, вениками, мочалом; из Чувашии привозили пуховые шали, трикотажные штаны, футболки, войлочные тапочки и другое; выходцы с Кавказа продавали южные овощи, фрукты, зелень, орехи и приправы.

b_462_300_16777215_0_0_images_life_2019_2020-03-20-12.png

На Колхозном рынке. 1987 год

Справа от входа в здание рынка, у глухой стены современного комплекса «Модная семья», черной краской была выведена надпись «Внимание! Продажа грибов типа «свинушка» строго воспрещается!». Сам комплекс можно датировать началом XIX столетия. Изначально он был одноэтажным, но в 1870-х надстроили второй этаж. Строение числилось за богатыми купеческими сыновьями Александром, Иваном и Тимофеем Тихомирновыми, далее перешло в собственность предпринимателя Т.А. Гаврилова. В 1900-х здание находилось во владении Н.Ф. Половникова и использовалось под помещение фабрики и небольшого завода. В первые пятилетки здание надстроили третьим этажом, и оно приобрело сегодняшний вид. В 2004-2005 годах вся внутренняя часть комплекса претерпела изменения, а внешняя осталась нетронутой.

Второй рынок, заслуживающий внимания, Мочальный. Торговая площадь располагалась на Первой Ямской улице. Без мочальных кулей, которые продавались на этом рынке, остановилась бы вся торговля сыпучим товаром. Так как каждые мочальные кули были рассчитаны под конкретный вид товара. Ассортимент площади был схож с другими рынками Казани. Прозвище (а после – и официальное название) «Мочальная» закрепилось за ней, потому что таких изделий было больше всего. Помимо кулей на площади продавали «рогожки» - коврики из грубого лыка, «циновки» - цветные коврики более тонкой работы, лапти, мочалки и даже детские люльки. Сегодня на бывшей Мочальной площади процветает торговля мочалом. Только в современном мире подобными продуктами торгуют марийцы, а мочальные кули заменили синтетическими мешками.

b_462_274_16777215_0_0_images_life_2019_2020-03-20-13.jpg

Погрузка сыпучего товара в стандартном мочальном куле. 1927

Материал подготовлен по книге А.Клочкова «Казань: логовища мокрых улиц».

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены