ЖИЗНЬ

Виноваты ли гормоны в подростковом поведении?
Изменения в поведении, означающие переход к взрослой жизни, не так уж сильно связаны с половым созреванием.
Занятие спортом снижает риск развития заболеваний сердца
Увеличение в среднем возрасте физической активности в течение всего лишь шести лет значительно снижает риск сердечной недостаточности. И наоборот -
Здоровый образ жизни: откуда что берется
Что такое здоровый образ жизни, каждый понимает по-своему. Но существует ли какой-нибудь первоисточник или самая авторитетная концепция? Откуда он
По Фрейду: 9 фактов об основателе школы психоанализа
Зигмунд Фрейд — один из самых неординарных и скандальных ученых ХХ века. Его труды до сих подвергаются критике, а большинство людей относится к ним
Пельмени, хинкали, равиоли: национальные вариации на тему теста с начинкой
Мясо и тесто — одно из самых популярных сочетаний в гастрономии. Аналоги пельменей представлены во многих кулинарных культурах, где им отводится

Гармонное производство XIX-XXI веков

Гармонь пришла в Казань из Вятской губернии, в которой гармонное производство начало развиваться еще в сороковых годах XIX века. Федор Половников, выходец из крестьян Шалеговской волости, основал гармонную фабрику. Его дети продолжили дело, преобразовали фабрику в Торговый дом, а в 1883 году перенесли производство из Вятки в Казань. В том же году на Большой Проломной улице открылся первый в городе музыкальный магазин «Братья Половниковы в Казани». Помимо этого, у братьев в доме находилась и первая в городе студия звукозаписи. Перед тем как начать производство, предприниматели изменили конструкцию вятской гармоники специально для татар. Им удалось приспособить ее под пентатонные одноголосые мелодии, что способствовало появлению национальной разновидности гармоники.

b_461_307_16777215_00_images_life_2019_2020-03-21-3.jpg

Бывший дом Н.Ф.Половникова, основателя первой в Казани студии звукозаписи

Татарские музыканты, в свою очередь, выработали особенную манеру игры: они освоили гармонику преимущественно как мелодический инструмент, стараясь воспроизвести орнаментальные мелодии в высоком регистре, как делали это раньше на курае или скрипке. К концу 19 века гармонь завоевала сердца практически всех жителей Казани.

Фабрика по производству гармоней располагалась в здании современного торгового центра «Модная семья». На производстве братьев Половниковых трудились наемные рабочие. Иногда привлекались кустари, которые приезжали из соседних губерний (особенно из Вятской), где выпуск гармоней уже был отлично налажен. Именно им поручали самую кропотливую и ответственную работу. В год удавалось выпускать до шести тысяч изделий. Особенно хорошо они расходились на сезонных ярмарках – Казанской и Нижегородской. В 1909 году гармоники Торгового дома удостоились медали и почетной грамоты.

2020-03-21-4.jpg

Праздник татарской гармошки

Первый городской магазин по продаже гармоник, а также мастерская по их ремонту располагались на первом этаже номеров Павла Щетинкина на Большой Проломной улице, а его отделение – в двух торговых точках на «Толчке» и в собственной лавке на Московском шоссе у перевоза через Казанку в Ближнем Устье. В ассортименте находились музыкальные шкатулки и три вида гармоней: большие, средние и маленькие. Стоили они от полутора до двадцати рублей.

Гармонное производство Казани национализировали в 1918 году, в годы НЭПа на его базе создали артель «Казанская гармонь», которую в 1934 году преобразовали в Казанскую гармонную фабрику. Она располагалась на месте современной улицы Баумана – в бывших Лебедевских казармах. С тех пор наименования постоянно менялись: «Гармонное отделение Мебельной фабрики Казанского городского управления местной промышленности», «Казанская государственная фабрика гармонии», «Казанская фабрика пианино и Гармоний», ОАО «Фабрика музыкальных инструментов». После войны производство переехало из Казани, а в 2000 году и вовсе закрылось из-за банкротства.

Уличные музыканты: от истоков к современности

Ранее на улицах Казани были популярны шарманщики. Они играли известные романсы, вальсы или любимые простонародные песни. Выступали шарманщики вместе с «компаньонами». Часто это была маленькая обезьянка, которая прыгала в такт музыке, реже – большой попугай, белая крыса или хомяк. Слушатели нередко бросали артистам мелкие монеты в качестве вознаграждения. Такое ремесло прекратилось около 30-х годов, но на улицах все же остались музыканты. Вопреки всем усилиям милиции запретить подобную деятельность, артисты появлялись то в пивной, то в общественном транспорте, то в дальнем углу рынка. Первый всплеск активности уличных музыкантов пришелся на начало НЭПа. Среди музыкантов встречались разные люди, многие вступили на этот путь из-за крайней нужды – это и осиротевшие после Гражданской войны дети, и бывшие крестьяне, и солдаты, которые остались калеками на фронтах. Наибольшим успехом пользовались каторжные и матросские песни. После Великой Отечественной войны большинство музыкальных исполнителей переместились в пригородные поезда. В 1949 году постановлением Правительства страны было официально запрещено проводить публичные выступления на улицах и в общественном транспорте. Конечно, исключения существовали, но они были редкими.

b_460_282_16777215_00_images_life_2019_2020-03-21-5.jpg

Мальчик с медвежонком

В конце 80-х – начале 90-х годов XX века общественные катаклизмы вывели на казанские улицы новое поколение музыкантов. Первоначально они выступали на Мокрой площади – вдоль пешеходной дорожки от ЦУМа до железнодорожного вокзала. В ходу были частушки с ненормативной лексикой. Но длилось это не долго. Такой репертуар быстро надоел публике, и тот, кто этого не понял, остался «не у дел». Те музыканты, которые успели поменять свой репертуар остались «на волне».

В середине 90-х на улицах появились профессиональные артисты. Безработица и низкий заработок толкнул на этот шаг музыкантов из расформированных оркестров, предателей ликвидированных музыкальных школ, студентов музучилищ, которым практически (а некоторым и вовсе) не платили стипендию.

b_460_276_16777215_00_images_life_2019_2020-03-21-6.jpg

Уличный коллектив на улице Баумана, 2016 год

В современное время уличная музыка – это не столько необходимый заработок, сколько молодежное уличное течение. Профессионалов, любителей и даже новичков можно встретить в переходах, на пешеходной улице Баумана и других местах. В Казани есть несколько точек, официально разрешенных властями, где песня и музыка свободно льются под открытым небом.  Музыканты играют практически в любую погоду и на самых разнообразных инструментах.

Появление граммофона в Казани

Появление граммофона – большое событие. Установить точно, когда первый такой аппарат появился в Казани, практически невозможно. Предполагается, что купцы привезли его в конце 19 века, потому что уже в 1903 году в городе пользовались популярностью записи цыганских романсов и народного хора под управлением С. Медведевой. Первые граммофоны, появившиеся в Казани, были выпущены немецкой фирмой «Эмиль Берлинер Граммофон». Стоили они до 1000 рублей. В начале 20-го века цены на них существенно снизились, что способствовало широкому распространению аппаратов. Особой популярностью в городе начали пользоваться местные народные исполнители. Летом 1909 года в Санкт-Петербурге, Варшаве, Вильно, Москве, Киеве и Казани были сделаны «образцовые» записи лучших артистов страны. Среди популярных татарских исполнителей, чьи записи остались на пластинках Торгового дома братьев Половниковых были: Камиль Мутыги, Махмуза Булатова, Марьям Искандерова, Нафис Пуснякова, Мирфайз Бабажанов, Хусаин Юсупов, Ибрагим Адамантов и Габдулла Кариев. Со временем звукозапись стала привычным делом, и, кроме мелодий и песен, на пластинках появились татарские стихи и рассказы.

В 1910-1913 годах в граммафонном товариществе «Пате» выпустили серию пластинок с произведениями Габдуллы Тукая. Фирма была уникальна тем, что изготавливала пластинки только для патефонов «Pathe». Пластинки имели нестандартные размеры, скорость вращения 90 оборотов  в минуту и обратное направление проигрывателя.

2020-03-21-7.jpg

Номера «Франция», в которых 24 июня 1901 года была произведена первая в истории Казани граммофонная запись татарской музыки.

Их прямым конкурентом было общество «Граммофон», чей  коммерческий успех вызвал появление в России (и в Казани в том числе) небольших производств, мастерских, которые занимались подделкой записей.

По материалам книги Алексея Клочкова

 «Казань: логовища мокрых улиц»

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены