Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

 

Среди великих врачей нашей страны выделяется яркая личность Николая Ниловича Бурденко – разностороннего ученого, видного государственного и общественного деятеля, доктора медицинских наук, академика АН СССР, академика и первого президента АМН СССР, председателя ученого медицинского совета Наркомздрава СССР, Героя Социалистического Труда, Почётного члена Лондонского королевского общества хирургов и Парижской академии хирургии. Что он сделал для победы в Великой Отечественной войне и о его огромном вкладе в медицину – в нашем материале.

 

Путь к совершенствованию: от духовного к телесному

Николай Нилович Бурденко родился 3 июня (22 мая) 1876 года в селе Каменка под Пензой. Он был внуком крепостного крестьянина и сыном сельского писаря, который впоследствии стал управляющим в поместье. Начальное образование Бурденко получил в земской школе, затем в духовном училище. В 1891-м поступил в Пензенскую духовную семинарию, по окончании которой сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую духовную академию, но, вскоре изменив свои намерения, поехал в Томск, где поступил на медицинский факультет Томского Императорского университета. 

Отец на решение сына стать медиком отреагировал крайне негативно. Он вручил ему две почтовые марки со словами: «Когда ты умрешь от голода, пусть мне об этом сообщат». Сельский писарь не мог и представить, что пройдет время, и его строптивого сына самого будут изображать на марках.

В студенческие годы молодой Бурденко очень интересовался личностью Н.И. Пирогова, жизнь которого вдохновила студента на изучение хирургии. Три курса он учился искусству вскрытия и тому, как готовить анатомические препараты. Уже в процессе обучения Бурденко очень успешно себя зарекомендовал, и его назначили на третьем курсе помощником прозектора. Однако из-за участия в студенческой забастовке он был исключён из университета.

Вскоре по приглашению земства подающий большие надежды студент прибыл в Херсонскую губернию для лечения эпидемии сыпного тифа и острых детских заболеваний. Здесь, по его словам, он впервые приобщился к практической хирургии. Проработав почти год в колонии для больных туберкулезом детей, Бурденко продолжил учебу, но уже не в Томском, а в Юрьевском университете в Прибалтике.

 

На полях сражений: Русско-японская и Первая мировая

Следующий этап жизни Николая Ниловича связан с Русско-Японской войной, куда он направился в качестве добровольца. На полях Маньчжурии, будучи помощником врача, он занимался военно-полевой хирургией, выполняя обязанности санитара, фельдшера, врача на передовых позициях. Он не раз проявлял отвагу и стойкость в боях: был ранен, контужен. И получил редкую для медика награду — солдатский Георгиевский крест IV степени.

Вернувшись с фронта, Бурденко в 1906 году с отличием окончил Юрьевский университет. Он наконец-то получил звание врача, до этого что-нибудь да отвлекало: то война, то эпидемия, то революция. После защиты диссертации в 1909 году Николай Нилович получил степень доктора медицины и на год уехал в Европу.  А в 1910-м стал приват-доцентом Юрьевского университета, с ноября того же года – экстра-ординарным профессором по кафедре оперативной хирургии, десмургии и топографической анатомии.

Известие о начале Первой мировой войны застало Бурденко в Крыму — летом 1914 года он консультировал больных в знаменитой Сакской грязелечебнице. Николай Нилович вновь отправился на войну добровольцем, став помощником заведующего медицинской частью Красного Креста при армиях Северо-Западного фронта.

Однако вскоре Бурденко отказался от административной работы и стал хирургом-консультантом в действующей армии. Он принимал участие в боях под Варшавой, Жирардувом и Двинском. Так же, как и в предыдущей войне, развернул перевязочно-эвакуационные пункты.

Еще во времена Русско-Японской войны Бурденко одним из первых обратил внимание на решающий фактор в своевременном оказании помощи – организации транспорта для эвакуации раненных. Впоследствии, в одном из своих многочисленных научных трудов, Николай Нилович напишет: «Под Мукденом потеряны 25 тысяч раненых, потому что на всю армию была всего одна тысяча повозок».

По воспоминаниям ученого на осмотр раненого отводилась ровно минута. После чего военные медики приступали непосредственно к операции. Самих операций проводилось бесчисленное множество: каждая минута промедления стоила чьей-то жизни. Известен случай, когда сразу после завершения очередной операции на черепе Николай Нилович выбежал в смотровую, схватил щипцы и сам у себя вырвал зуб, он на протяжении пяти часов терпел страшную боль, но не покинул операционную.

Необходимо отметить, что в годы первой мировой Бурденко первый в полевой хирургии применил первичную обработку раны и шов при повреждениях черепа, впоследствии перенеся этот метод в другие разделы хирургии. Под влиянием работ Пирогова, Бурденко тщательно изучал организацию санитарной и противо-эпидемической службы, занимался вопросами военной гигиены, санитарно-химической защиты, профилактики венерических заболеваний; участвовал в организации медико-санитарного снабжения войск и полевых лечебных учреждений, патологоанатомической службы в армии, заведовал рациональным распределением врачебных кадров.

 

В эпоху перемен

Сразу после Февральской революции Бурденко занял важный пост – он  стал исполняющим обязанности главного военно-санитарного инспектора. Николай Нилович попытался объединить в одну структуру все лечебные и эвакуационные учреждения армии и флота. Но, встретив противодействие в вопросах реорганизации медицинской службы в период руководства Временного правительства, учёный в мае был вынужден прервать свою деятельность на данном посту, вновь вернувшись в действующую армию, и занимаясь исключительно вопросами лечебной медицины.

Летом 1917 года Бурденко, получив ранение, вернулся в Юрьевский университет, и был избран там заведующим кафедрой хирургии, которой ранее руководил Пирогов. После оккупации Юрьева немецкими войсками ученый эвакуировался в Воронеж, где в это время создавался новый университет. После Октябрьской революции  Бурденко принял активное участие в организации военных госпиталей РККА, состоя при них консультантом. И вот уже Николай Нилович спасает жизнь красноармейцам, а не солдатам государя императора. Разницы, по сути, никакой, человек устроен одинаково, вне зависимости от идеологии. Зато от нее зависит многое другое, в частности, возможность заниматься  профессиональной деятельностью во благо своей Отчизны.

 

Основатель советской школы нейрохирургии

В Воронежском университете Николай Нилович организовал специальные курсы для студентов и врачей по военно-полевой хирургии, создал школу для среднего медицинского персонала – медицинских сестёр, где проводил педагогическую работу. Главные исследования Бурденко в тот период лежали в области общей хирургии, нейрохирургии и военно-полевой хирургии. В частности, учёный занимался вопросами профилактики и лечения шока, лечения ран и общих инфекций, нейрогенной трактовки язвенной болезни, хирургического лечения туберкулёза, переливания крови, обезболивания. Накопив за время Первой мировой войны обширный материал в области лечения повреждений нервной системы, Бурденко считал необходимым выделить нейрохирургию в самостоятельную научную дисциплину. Переехав в 1923 г. из Воронежа в Москву, он открыл в факультетской хирургической клинике Московского университета нейрохирургическое отделение, став профессором оперативной хирургии. Ещё пять лет спустя он создал нейрохирургическую клинику при Рентгеновском институте Наркомздрава, которая впоследствии стала Национальным научно-практическим центром нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко.

 

И снова фронт

 Во время советско-финской войны 64-летний Бурденко возглавил организацию хирургической помощи и провёл на фронте весь период боевых действий. В период Великой Отечественной войны Бурденко получил свое высшее назначение и стал главным хирургом Красной Армии. Благодаря проводимым им испытаниям пенициллина, сульфидина и стрептоцида, эти лекарства стали использоваться хирургами во всех военных госпиталях, что позволило спасти тысячи жизней. Среди множества нововведений и открытий Бурденко – операция для верхнего отдела спинного мозга – бульботомия. В первые годы, как и раньше, Николай Нилович совмещал хирургию с организацией логистики эвакуации раненных. Только теперь на него, по сути, работала вся медицина страны. Несмотря на возраст, он снова совершил тысячи операций в непосредственной близости от фронта. Очередная контузия, а за ней и инсульт, приводят к полной потере слуха. После эвакуации, в городе Омске он опять встает за хирургический стол. Что бы с ним ни случилось, Николай Нилович снова находит в себе силы для того чтобы вновь подняться.

После окончания войны Бурденко разрабатывает положение о военно-полевой хирургии. 30 июня 1944 г. по его инициативе была учреждена Академия медицинских наук СССР. Несмотря на болезнь, Николай Нилович активно занимается организацией Академии и научно-исследовательских институтов при ней. Но третий инсульт, случившийся в 1946 году, прекращает эту удивительную жизнь.

Тело Николая Ниловича Бурденко было похоронено на Новодевичьем кладбище в Москве, но его труд продолжает жить и по сей день: множество  уникальных медицинских разработок используются сегодня гражданскими и военными врачами.

 

Вместо эпилога

Эпитеты "выдающийся ученый-медик", "талантливый организатор военно-полевой хирургии", "блестящий лектор и педагог" и другие, стоящие рядом с его именем, скорее декларируют, чем поясняют незаурядность личности Н.Н. Бурденко.  Он стоял у истоков нейрохирургии страны, героически спасал жизни на фронтах Русско-японской и двух мировых войн. Используя накопленный фронтовой опыт, Николай Нилович подготовил огромный материал в области лечения нервной системы, сделал решающий вклад для выделения нейрохирургии в самостоятельный раздел медицины. Благодаря деятельности Бурденко после Гражданской войны в России, военная медицина СССР оказалась достаточно подготовленной к началу Великой Отечественной войны. Несмотря на кардинальные изменения в стране, он до конца жизни оставался  верен своей профессии и своей Родине. На протяжении всей своей фронтовой медицинской деятельности Николай Нилович беззаветно отдавал всего себя служению народу, сохранению жизни каждого солдата. Он говорил: «Я провел всю свою жизнь среди бойцов. Несмотря на свою гражданскую одежду, я в душе боец. Я кровно связан с Армией, я отдаю все силы Армии и горжусь своей принадлежностью к ней. Мы, врачи, можем сохранить жизнь 97 процентам раненых. Мы надеемся, что смерть от раны явится исключением и останется смерть от несчастных случаев, и это то, о чем я мечтаю».

 

2020-06-03-6.jpg

b_581_386_16777215_0_0_images_life_2020_2020-06-03-7.jpg

Николай Нилович Бурденко. Фото с сайта histrf.ru

По материалам из открытых источников

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены