Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

 

Способность учиться и совершенствоваться есть основополагающий принцип разумного и справедливого мира.

Эдвард Торндайк был один из первых исследователей, кто вывел психологию за пределы сознания. Он разработал объективную, механистическую теорию научения, в которой основное влияние уделялось внешнему поведению. Торндайк полагал, что психология должна изучать поведение, а не психические элементы или опыт сознания.  Его исследования в области обучения людей и животных являются выдающимися научными достижениями. Джон Уотсон – основатель бихевиоризма писал, что исследования Торндайка стали краеугольным камнем этого направления психологии, хотя сам Эдвард себя к нему не относил.

 

Страницы биографии

Эдвард Ли Торндайк (31 августа 1874 - 10 августа 1949) родился в семье священника и воспитывался в соответствии со строгими правилами. С детства ему прививали любовь к труду и работе, поэтому будущий ученый рос целеустремленным человеком. Его интерес к психологии пробудился после прочтения книги Уильяма Джеймса «Принципы психологии». Торндайк один из первых американских психологов окончил университет в Соединенных Штатах. Важно то, что это было уже возможно. Ему не пришлось ехать для этого в Германию для написания диссертации — и это всего через два десятилетия после возникновения психологии как науки.  Позднее он отправился в Гарвард учиться у Джеймса. Там он заинтересовался процессами научения, которым и посвятил свои основные труды.

2020-06-23-3.jpg

 

В первую очередь Эдварда интересовала связь, возникающая между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его действиями – ответными реакциями на это.

 

Первые исследования

Первые исследования Торндайка проводились с привлечением детей в качестве субъектов эксперимента. Для этого Торндайк поставил безобидный эксперимент. Случайному человеку необходимо было задумать любое слово и мысленно произнести его, дети же должны были попробовать это слово угадать. В случае успеха они получали конфеты. В 20 веке теория о взаимосвязи мысли и слова была распространена, поэтому подход не вызвал удивление. Конечно, речь шла вовсе не об экстрасенсорных способностях, а вполне физиологических. Торндайк предполагал, что, когда мы думаем о чем-то хорошо знакомом и произносим это про себя, то мышцы лица все равно непроизвольно сокращаются, речевой аппарат совершает привычные движения, которые обычно незаметны для окружающих. Конфеты, которые ученый преподносил детям, являлись стимулом для того, чтобы они лучше концентрировались, улавливали микродвижения и угадывали мысли. Он надеялся, что со временем эти способности будут развиваться, но узнать это не получилось. Эксперимент прекратили ввиду случившегося скандала вокруг другой научной работы: ученые-антропологи раздели детей для измерения тел. Тогда Эдвард решил переключить свое внимание на животных, а именно на цыплят. Он планировал строить лабиринты из книг и учить птенцов находить выход. Трудности возникли там, где никто не ждал – ни в какое помещение Торндайка с цыплятами не пускали. На помощь пришел старый друг и учитель – Уильям Джемс. Он пустил Эдварда с его подопытными в подвал своего дома.

 

«Проблемный ящик» Торндайка

Торндайк не закончил образования в Гарварде. Спустя некоторое время из-за проблем в личной жизни молодой ученый был вынужден покинуть Бостон и продолжить свои труды в университете Кеттела, округа Колумбия. На этот раз он пошел дальше и стал привлекать к участию в экспериментах собак, кошек и обезьян. Для работы с ними был разработан так называемый «проблемный ящик». Голодную кошку помещали в клетку с дверцей. Дверь можно было открыть путем использования несложного механизма, например, потянуть за веревочку или надавить на рычаг. Снаружи клетки ставили миску с едой, чтобы таким образом простимулировать животное. Поначалу кошка производила хаотичные действия: скребла дверь когтями, металась по клетке, тыкалась мордочкой. Путь нахождения нужного механизма был случайным. Но количество бессмысленных попыток сокращалось, а действий по алгоритму становилось все больше. В конце концов, животные выучили, что для того, чтобы дверь открылась, необходимо нажать на определенную кнопку.

2020-06-23-4.jpg

В ходе своей работы Эдвард Торндайк исследовал результаты тестов с точки зрения коннективизма. То есть он устанавливал связи между ситуациями и их элементами и реакциями организма, стимулами, торможением. Его подход относится к бихевиоризму личности, хотя сам ученый не был сторонником этого направления. (Бихевиоризм – течение, которое в качестве главного предмета изучения психологии утверждает поведение). Вскоре Торндайк пришел к выводу о том, что личность – это совокупность поведенческих реакций. А конкретная реакция образуется в ответ на ситуацию или стимул.

 

Основные законы научения

На основе своих исследований Торндайк вывел четыре основных закона научения:

  1. «Закон упражнения». Он гласит, что чем чаще повторяется связь, тем она прочнее. Проще говоря, чем чаще случается одна и та же ситуация, тем быстрее закрепится определенная реакция на нее. Как говорится, повторение – мать учения. Правда, через много лет Торндайк сам же и опровергнет этот закон. Он установит, что научение никак не зависит от количества повторов действия и подтвердит это экспериментом: человек с закрытыми глазами три тысячи раз должен был нарисовать ровную линию длиной 10 сантиметров. Не нарисовал.
  2. «Закон эффекта». Согласно ему, положительный эффект от реакции на ситуацию закрепляет эту же самую реакцию быстрее, чем негативный. На самом деле, изначально закон был сформулирован несколько иначе: в нем приравнивались поощрение и наказание. Но в конце тридцатых Торндайку удалось провести небольшой эксперимент с людьми, в ходе которого он установил, что положительные эмоции действительно влияют, а негативные – нет.
  3. «Закон готовности». Научение зависит от готовности и желания учащегося. Если он готов учиться, то все пройдет легко. Если будет противиться, то ничего не получится.
  4. «Закон ассоциативного сдвига». Если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию.

Кроме того, Торндайк выделил дополнительные условия успешности научения – легкость различения стимула и реакции и осознание человеком связи между ними.

 

Новая эпоха в психологии

Исследования Эдварда Торндайка в области научения стали эпохальным явлением в психологии. Его работы стимулировали общий подъем теории научения в американской науке, а тот дух объективности, которого он строго придерживался, нашел воплощение в теории бихевиоризма. Дань уважения Торндайку есть и в трудах Ивана Петровича Павлова Павлов. Он писал: «Через несколько лет после начала работы с моим новым методом я узнал, что подобные опыты проделаны в Америке, причем не физиологами, а психологами. С тех пор я начал внимательно изучать американские публикации, и должен был признать, что честь сделать первый шаг по этой дороге принадлежит Э.Л. Торндайку. Его эксперименты опережали наши примерно на два или три года, а его книгу можно считать классической, как по смелому подходу к гигантской работе, так и по точности результатов».

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены