Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

 

Онкология – одна из самых тяжелых болезней 21 века. К сожалению, она до сих пор не изучена в полной мере, а способы борьбы с ней довольно специфические. В большинстве случаев они повреждают другие органы, и иногда получается так, что от рака пациента вылечили, но он все равно умер от последствий терапии. Особую сложность представляют люди с сердечными патологиями. В таких ситуациях при лечении онкологии необходима консультация кардиолога.

 

Все взаимосвязано

Революционные достижения в кардиологии коренным образом изменили подходы к профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, предоставляя возможность выявлять их на самых ранних стадиях. В результате чего значительно увеличилась средняя продолжительность жизни человека, и снизился показатель смертности от сердечных патологий. Но всем известно, чем дольше живет человек, тем больше вероятность развития онкологии. К сожалению, рак и возраст тесно связаны друг с другом. Симон Мацкеплишвили, руководитель отдела информационных технологий в биомедицине Медицинского научно-образовательного центра МГУ им. Ломоносова, член-корреспондент РАН, убежден, что нельзя одновременно увеличить продолжительность жизни и снизить заболеваемость раком. При этом онкологию прогресс не обошел стороной: медики и ученые добились огромных успехов в химиотерапии и хирургии опухолей, появились разнообразные способы таргетной терапии.

Но при появлении прогрессивных методов лечения, стало очевидно, что многие из них негативно влияют на сердечно-сосудистую систему. По статистики, половина всех смертей у онкологических пациентов – это следствие не самого злокачественного процесса, а результат кардитоксичности противоопухолевого лечения, в результате которого повреждается сердце или сосуды.

 

Новая специальность

Ввиду этого факта появилось обоснование появления новой дисциплины – кардиоонкологии. Причем, речь идет не о специальности, которая направлена на лечение рака сердца, а о специальности, которая занимается выявлением, предотвращением и лечением сердечно-сосудистых патологий у людей с уже установленным диагнозом онкологии, а также у тех пациентов, которые перенесли рак.

Существует довольно много онкобольных пациентов, имеющих сопутствующий кардиологический диагноз: ишемическая болезнь сердца, нарушение ритма, перенесенный инфаркт миокарда и так далее. Все это значительно осложняет и без того непростой процесс лечения рака. Например, у пациента рак желудка и сопутствующая сердечная патология. Онколог направляет человека к кардиологу в надежде, что тот даст какие-либо рекомендации для благополучного исхода вмешательства. Кардиолог же, обладая возможностью помочь в другой ситуации, видит основной диагноз – рак желудка и отказывается его лечить или не дает онкологу разрешение на хирургическое вмешательство, не желая брать ответственность. В итоге человек ходит от врача к врачу без видимого результата, а болезнь только прогрессирует.

- Кардиоонкология – наука университетская, академическая, - считает Симон Мацкеплишвили. – Мы активно развиваем это направление в Московском государственном университете, и у меня большие надежды, что им заинтересуется Российская академия наук.

 

Сотрудничество кардиолога и онколога

Сегодня работа ведется в области стратификации рисков хирургических вмешательств среди пациентов, имеющих сразу два диагноза – онкологический и кардиологический. Это позволяет безопасно провести химиотерапию, таргетную терапию или хирургическое вмешательство. Возможность совместных консультаций онколога и кардиолога есть лишь в нескольких крупных центрах страны. Но, как утверждает Симон Теймуразович, это временно. Их команда старается расширить возможности врачей, в том числе с помощью телемедицинских консультаций. Например, Медицинский центр МГУ тесно сотрудничает с Российским онкологическим научным центром имени Блохина в области выявления рисков осложнений перед операциями у пациентов с уже установленным диагнозом сердечно-сосудистого заболевания. Онкологи по всей стране понимают, что в некоторых случаях им не справиться без помощи кардиолога, поэтому вопрос о создании специальности кардиоонкология стоит остро как никогда.

В настоящее время совместно с Московским научно-исследовательским институтом имени Герцена проводится важное клиническое исследование, в ходе которого проходит дистанционный мониторинг состояния пациентов с раком с помощью портативных регистраторов жизненно важных параметров человека. Эти уникальные устройства были разработаны в МГУ совместно с индустриальными партнерами. Распространение таких программ в России сбережет жизнь и здоровье сотням тысяч пациентов.

 

Если онколог ничего не говорит…

О рисках лечения рака при сердечно-сосудистой патологии говорит онколог, врач обсуждает с пациентом специфику лечения, но иногда он ограничивается лишь профилактикой инфекционных осложнений или тяжело переносимых побочных эффектов. Кардиологические заболевания затрагиваются не всегда, особенно если нет установленного диагноза.

Пациенту необходимо самому проявить инициативу и задать онкологу важные вопросы:

  • Нет ли в протоколе лечения кардиотоксичных препаратов?
  • Как можно защититься?
  • Как часто необходимо проверяться?
  • Нужно ли менять схему принимаемых кардиологических препаратов?

А лучше всего будет пройти консультацию у кардиолога.

С полным текстом материала вы можете ознакомиться в журнале «В мире науки» 4/5 2020

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены