Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

 

2020-09-17-3.jpg

Пожалуй, заслуги Сергея Петровича Боткина не нуждаются в представлении. Но для того, чтобы по-настоящему прочувствовать их значимость необходимо понимать положение современной ему российской медицины. В то время большинство населения не доверяли лечение отечественным врачам. Руководящие должности в клиниках в основном занимали немцы. Ученым считали уже того, кому удавалось перевести с иностранного языка на русский какое-нибудь руководство по лечению болезней. А преподаватели лекций на медицинских факультетах не утруждали себя обновлением материала и много лет преподносили одни и те же, зачастую устаревшие, факты. Благодаря Боткину в том числе ситуация начала в корне меняться. Но обо всем по порядку.

Детство. Отрочество. Юность

 

Как ни странно, но будущий гениальный физиолог и терапевт в начале жизненного пути был неразрывно связан с литературой. Сергей Петрович был 11 ребенком из 14. Он родился 17 сентября 1832 года в весьма богатой семье. Отцу некогда было заниматься воспитанием будущего поколения. Эту обязанность глава семейства переложил на самого старшего сына Василия, который был небезызвестным литератором. До 15 лет Сергей находился на домашнем обучении, его обучением занимался Василий вместе со своими друзьями: Виссарионом Белинским, Тимофеем Грановским и Александром Герценом (который в будущем стал пациентом Боткина).

b_289_398_16777215_0_0_images_life_2020_2020-09-17--4.jpg

Василий Боткин

Тимофей Николаевич писал: «Я следил за развитием Сергея, я видел в нем выдающиеся способности… Он поражал Белинского и меня своей огромной любознательностью».

Действительно, не один Грановский отмечал любознательность будущего врача, записей на эту тему довольно много.

После домашнего обучения Боткина направили в частный пансион для продолжения образования. Сергей уже на втором курсе захотел бросить учебное заведение, чтобы поступить на математический факультет Московского университета. Но вмешался случай: в этом же году вышел указ, который приостанавливал набор на все факультеты, кроме медицинского. От математики Боткин отрекся не сразу и , только проучившись еще год в пансионе, все-таки решил поступать.

 

После окончания университета

Учился Боткин «на отлично» и единственный из всего курса сдал экзамен не на лекаря, а на доктора. После получения диплома молодой врач направился в санитарный отряд Николая Пирогова, который работал во время Крымской кампании. Исполнял обязанности ординатора Симферопольского военного госпиталя. Работа в стесненных и стрессовых условиях помогла Сергею Боткину наработать существенный опыт.

После завершения работы в госпитале доктор направился за границу, чтобы продолжить свое образование. Он проходил стажировки в Германии, Австрии, Швейцарии, Англии и Франции.

После возвращения на родину, Боткин переехал в Санкт-Петербург и защитил докторскую диссертацию «О всасывании жира в кишках».

В 28 лет Сергей Петрович был назначен адъюнктом к заведующему академической клиникой внутренних болезней профессору Шипулинскому.

 

b_323_431_16777215_0_0_images_life_2020_2020-09-17-5.jpg

Павел Шипулинский

По прошествии лет, когда Шипулинский оставил свой пост, пришло время назначить кого-то вместо него. Изначально речь шла о немецком  профессоре Феликсе Нумейере, но общественность возмутил такой выбор. В частности, несогласие выразили студенты, которые были убеждены в том, что Боткин – прекрасный врач, умный человек и достойный кандидат на эту должность. Они были уверены, что такое решение станет началом нового этапа в развитии отечественной медицины, а также поможет российским медикам подняться на новый уровень и закрепиться на новых постах. К их мнению присоединились директор Медико-хирургической академии Дубовицкий, его заместитель Зинин и заведующий кафедрой физиологии и гистологии Якубович. В итоге после долгих дебатов Сергея Петровича Боткина все-таки назначили профессором академической клиники внутренних болезней.

 

Назло недругам

Естественно, у Боткина были как друзья, так и недоброжелатели, которые считали его переоцененным и только и ждали промашки молодого профессионала. И один раз практически дождались.

Сергей Петрович Боткин однажды поставил больному диагноз -  тромбоз воротной вены, но тот благополучно прожил несколько недель. Доктор пытался объяснить это, но недруги слушать не хотели и говорили исключительно о его некомпетентности. Однако пациент все же вскоре умер, и общественность с замиранием сердца стала ждать результатов вскрытия, которое должно было показать, верный ли диагноз установил Боткин.

2020-09-17-6.jpg

 

В час «х» патологоанатом профессор Ильинский извлек воротную вену, в которой содержался тромб. С тех пор недоброжелатели Боткина себя особо не проявляли, сам же врач приобрел мировую известность.

В начале 1872 года профессору Боткину поручили лечить Государыню Императрицу, серьезно заболевшую. Сергею Петровичу удалось восстановить ее угасавшие силы и на много лет продлить ей жизнь. При дворе, как и везде, он скоро приобрел доверие и любовь и получил свободный доступ к царской семье, у которой пользовался расположением.

 

Вклад в медицину

Преобразования в медицинской сфере Боткин начал еще в то время, когда работал под началом Шипулинского. Он первым в России создал в 1860—1861 годах при своей клинике экспериментальную лабораторию, где производил физические и химические анализы и исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Изучал вопросы физиологии и патологии организма, искусственно воспроизводил на животных аневризму аорты, нефрит, трофические расстройства кожи с целью раскрыть их закономерности. Исследования, проведенные в лаборатории Боткина, положили начало экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в русской медицине. Эта лаборатория была зародышем крупнейшего научно-исследовательского медицинского учреждения — Института экспериментальной медицины.

Сергей Петрович также впервые широко использовал лабораторные исследования (биохимические, микробиологические); ввел измерение температуры тела термометром, аускультацию, перкуссию, осмотр больного и др.

Профессор Боткин дал более глубокую теорию патогенеза. Он противопоставил учению Вирхова об организме как «федерации» клеточных государств, не связанных с деятельностью нервной системы и средой, свое учение об организме как о едином целом, управляемом нервной системой и существующем в тесной связи с внешней средой.

Сергею Петровичу Боткину принадлежит большое число выдающихся открытий в области медицины. Он первым высказал мысль о специфичности строения белка в различных органах; первым (1883) указал, что катаральная желтуха, которую Вирхов трактовал как «механическую», относится к инфекционным заболеваниям; в настоящее время болезнь эта именуется «болезнью Боткина». Установил также инфекционный характер геморрагической желтухи, описанной Вейлем. Это заболевание называется «желтухой Боткина—Вейля». Блестяще разработал диагностику и клинику опущенной и «блуждающей» почки.

Деятельность Сергея Петровича Боткина была обширной и разнообразной. Как издатель он известен тем, что издавал «Архив клиники внутренних болезней профессора Боткина» (1869—1889) и «Еженедельную клиническую газету» (1881—1889), переименованную с 1890 года в «Больничную газету Боткина».

Сергей Петрович был первым врачом, избранным в российскую думу, был заместителем председателя Комиссии общественного здравия. В 1886 году его выбрали председателем Комиссии по вопросу улучшения санитарных условий и уменьшения смертности в России. Он попробовал реформировать всю систему здравоохранения, но не было для этого ни людей, ни денег, ни лекарств, ни необходимой статистики.

По материалам открытых источников

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены