В прошедшем году в искусствоведческой среде Казани отмечалось 80-летие со дня рождения Виктора Кронидовича Фёдорова – художника-монументалиста, живописца и графика, одного из авторов знаменитой «советской татарочки» на торце здания пригородного вокзала, которая украшает его вот уже более полувека.
«Казань – столица Советской Татарии» (1967 год). Фасад здания пригородного вокзала.
Художник родился в Казани в 1940 году и вдохновлялся родным городом на протяжении всего своего творческого пути. Пройдя «фешинскую школу» в Казанском художественном училище, затем окончив Мастерскую монументальной живописи в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, он стал одним из самых заметных и интересных авторов монументального искусства республики – искусства, которое творилось прямо на стенах городских зданий.
«Визитная карточка» города
Вернувшись в Казань из Ленинграда после окончания учёбы в 1966 году, Виктор Фёдоров принял заказ на создание декоративного панно на здании пригородного вокзала родного города – это стало великолепным началом его художественного пути и буквально «вписало» его имя в историю татарстанского искусства. Тогда соавтором Фёдорова стал монументалист Сергей Бубеннов. Художникам предстояло создать декорацию зданию, которое было построено по проекту архитектора Мунира Агишева согласно моде на так называемые дома-аквариумы, возникшей в 60-е годы.
Работу было решено выполнить в технике «сграффито» (процарапывание рисунка на нескольких слоях цемента разных оттенков), а затем украсить мозаикой. Что же касается самого изображения, то произведение Фёдорова и Бубеннова в те времена стало чем-то революционным в монументальной живописи: лицо татарской девушки, выполненное не по традиционному «плакатному» стандарту, с первых дней завораживало прохожих, бескомпромиссно притягивая их взгляды. Процесс создания настенного произведения искусства занял девять месяцев. Фёдоров проводил на строительных лесах по двенадцать часов непрерывно и возвращался домой в полусогнутом состоянии от долгого напряжения мышц.
На стадии создания сграффито «Казань — столица Советской Татарии».
Грандиозная по масштабам работа была приурочена к празднованию 50-летия Великого Октября и получила название «Советская Татария». Позже, пребывая уже в неофициальном статусе «визитной карточки Казани», панно было переименовано в «Казань – столица Советской Татарии». На Тысячелетие само здание было реконструировано, а над реставрацией знаменитого панно работали художники Фарит Валиуллин, Ришад Шагабутдинов и Ришат Тимириеев.
Исчезающее наследие
Шестнадцать раз Виктор Фёдоров признавался Казани в любви на стенах её зданий – шестнадцать громадных произведений монументального искусства было создано им в течение жизни. Но до наших дней дошло лишь десять из них.
Как бы печально это ни было, но монументальная живопись зачастую уничтожается вместе с устаревшей архитектурой: так случилось с панно Фёдорова «Тёплый дождь» в плавательном бассейне комбината «Здоровье», здание которого снесли несколько лет назад. Порой же она становится жертвой «евроремонта»: так, изящное панно Фёдорова «Посадим сады!» на стене Дворца культуры химиков уступило место облицовочной плитке. Но всё же большая часть творений талантливого монументалиста уцелела, и многими из них вы наверняка любуетесь время от времени.
Мозаика «Чаепитие по-татарски» (1969 год). Ресторан гостиницы «Татарстан».
Мозаика «Укротители огня» (1974 год). Фасад пожарной части № 4 Кировского района.
Витраж «Студенты» (1977 год). Главное здание Казанского федерального университета.
Витраж «Дарить города» (1970-е годы). Фасад Культурного центра «Сайдаш».
За 61 год своей жизни, помимо монументальной живописи, Виктор Фёдоров погружался и в живопись, и в графику, и даже публиковал некоторые свои стихотворения. Произведения Виктора Кронидовича хранятся в художественных, исторических, литературных музеях Татарстана и других регионов России, а также в частных собраниях в России, США, Германии, Израиле.
Казанский художник В.К.Фёдоров (1940 – 2001)
Подготовила Маргарита Салимгареева
по материалам открытых источников
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя