Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

 

 

В прошедшем году в искусствоведческой среде Казани отмечалось 80-летие со дня рождения Виктора Кронидовича Фёдорова – художника-монументалиста, живописца и графика, одного из авторов знаменитой «советской татарочки» на торце здания пригородного вокзала, которая украшает его вот уже более полувека.

 

b_500_374_16777215_00_images_life_2020_19-02-2021-3.jpg

«Казань – столица Советской Татарии» (1967 год). Фасад здания пригородного вокзала.

 

Художник родился в Казани в 1940 году и вдохновлялся родным городом на протяжении всего своего творческого пути. Пройдя «фешинскую школу» в Казанском художественном училище, затем окончив Мастерскую монументальной живописи в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, он стал одним из самых заметных и интересных авторов монументального искусства республики – искусства, которое творилось прямо на стенах городских зданий.

 

«Визитная карточка» города

Вернувшись в Казань из Ленинграда после окончания учёбы в 1966 году, Виктор Фёдоров принял заказ на создание декоративного панно на здании пригородного вокзала родного города – это стало великолепным началом его художественного пути и буквально «вписало» его имя в историю татарстанского искусства. Тогда соавтором Фёдорова стал монументалист Сергей Бубеннов. Художникам предстояло создать декорацию зданию, которое было построено по проекту архитектора Мунира Агишева согласно моде на так называемые дома-аквариумы, возникшей в 60-е годы.

Работу было решено выполнить в технике «сграффито» (процарапывание рисунка на нескольких слоях цемента разных оттенков), а затем украсить мозаикой. Что же касается самого изображения, то произведение Фёдорова и Бубеннова в те времена стало чем-то революционным в монументальной живописи: лицо татарской девушки, выполненное не по традиционному «плакатному» стандарту, с первых дней завораживало прохожих, бескомпромиссно притягивая их взгляды. Процесс создания настенного произведения искусства занял девять месяцев. Фёдоров проводил на строительных лесах по двенадцать часов непрерывно и возвращался домой в полусогнутом состоянии от долгого напряжения мышц.

 

b_500_320_16777215_00_images_life_2020_19-02-2021-4.jpg

На стадии создания сграффито «Казань — столица Советской Татарии».

 

Грандиозная по масштабам работа была приурочена к празднованию 50-летия Великого Октября и получила название «Советская Татария». Позже, пребывая уже в неофициальном статусе «визитной карточки Казани», панно было переименовано в «Казань – столица Советской Татарии». На Тысячелетие само здание было реконструировано, а над реставрацией знаменитого панно работали художники Фарит Валиуллин, Ришад Шагабутдинов и Ришат Тимириеев.

 

Исчезающее наследие

Шестнадцать раз Виктор Фёдоров признавался Казани в любви на стенах её зданий – шестнадцать громадных произведений монументального искусства было создано им в течение жизни.  Но до наших дней дошло лишь десять из них.

Как бы печально это ни было, но монументальная живопись зачастую уничтожается вместе с устаревшей архитектурой: так случилось с панно Фёдорова «Тёплый дождь» в плавательном бассейне комбината «Здоровье», здание которого снесли несколько лет назад. Порой же она становится жертвой «евроремонта»: так, изящное панно Фёдорова «Посадим сады!» на стене Дворца культуры химиков уступило место облицовочной плитке. Но всё же большая часть творений талантливого монументалиста уцелела, и многими из них вы наверняка любуетесь время от времени.

 

b_500_333_16777215_00_images_life_2020_19-02-2021-5.jpg

Мозаика «Чаепитие по-татарски» (1969 год). Ресторан гостиницы «Татарстан».

 

b_500_333_16777215_00_images_life_2020_19-02-2021-6.jpg

Мозаика «Укротители огня» (1974 год). Фасад пожарной части № 4 Кировского района.

 

b_500_448_16777215_00_images_life_2020_19-02-2021-7.jpg

Витраж «Студенты» (1977 год). Главное здание Казанского федерального университета.

 

b_500_333_16777215_00_images_life_2020_19-02-2021-8.jpg

Витраж «Дарить города» (1970-е годы). Фасад Культурного центра «Сайдаш».

 

За 61 год своей жизни, помимо монументальной живописи, Виктор Фёдоров погружался и в живопись, и в графику, и даже публиковал некоторые свои стихотворения. Произведения Виктора Кронидовича хранятся в художественных, исторических, литературных музеях Татарстана и других регионов России, а также в частных собраниях в России, США, Германии, Израиле.

 

19-02-2021-9.jpg

Казанский художник В.К.Фёдоров (1940 – 2001)

 

Подготовила Маргарита Салимгареева

по материалам открытых источников

 

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены