Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

Древние ведийские тексты учат: «Три орудия есть у врача: слово, растение, нож». Михаил Булгаков некогда выбрал за главное для себя важное орудие обеих своих профессий – и врача, и писателя – слово.

 

10 марта – день памяти Михаила Афанасьевича Булгакова, автора романов «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и других известных произведений. Один из самых загадочных прозаиков XX столетия, писатель скорбной и высокой жизни, как сказала о нём Ахматова в стихотворении памяти своего друга – он до конца нёс великолепное презрение к тому миру, где существа с «собачьим сердцем», т.е. нравственно совершенно дикие, принимаются за людей и даже наделяются правом определять чужую жизнь.

Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве. В ряду известных писателей-врачей России Михаил Афанасьевич занимает особое место. Медицину он любил, и сделанный им выбор в юности, по его же словам, был обдуманным и сознательным. К тому же, в его семье было много врачей: трое из шести братьев матери и один врач в родне отца. Булгаков получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием, со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными» в Киевском университете в 1916 году. Ему было 25 лет. Но уже к 30 годам он понял, что его судьба – быть писателем.

После окончания университета Булгакова направили в село Никольское Смоленской губернии. Выходец из семьи истинной интеллигенции, уроженец большого культурного города, любящий и знающий искусство – Булгаков, когда попал в глухую деревню, в совершенно непривычную для него обстановку, стал делать своё трудное дело так, как диктовало ему внутреннее чувство, его врачебная совесть. По сохранившимся сведениям, за три года в Никольской земской больнице Булгаков принял пациентов 15361 раз. Производил операции по ампутации конечностей, выскабливанию матки, обрезанию крайней плоти, удалению новообразований, вскрытию абсцессов, выравниванию вывихов… Реальные истории из врачебной практики Булгакова в Никольском участке позже превратятся в рассказы «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз», «Звездная сыпь».

 

b_533_400_16777215_0_0_images_life_2020_10-03-2021-1.jpg

Михаил Булгаков в своей комнате (врачебном кабинете). Киев, 1913.

 

Во время гражданской войны Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной России. В 1921 году он переезжает в Москву, где окончательно приступает к активной литературной деятельности.

Образ врача – любимый образ Булгакова. В нём он воплощает своё личное представление о лучших человеческих качествах: благородстве, порядочности, человечности, преданности профессии и культуре. Профессор Преображенский в романе «Собачье сердце» наставляет своего ученика: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками».

Заповедь чистых рук – вот что проповедует Булгаков как врач, как писатель, как человек истинно гуманных взглядов. В этом он схож с философом Кантом, в этике которого за основу взята мораль, высший принцип нравственности. В романе «Мастер и Маргарита» малообразованный поэт в сцене на Патриарших прудах реагирует на цитату философа в духе того времени: «Взять бы этого Канта, да года на три в Соловки!». Булгаков словно по наитию, наощупь исследует страшный разлом современной ему истории, находясь внутри событий, не отдаляясь во времени, чтобы увидеть большое издалека.

Булгаков довольно часто обращается к теме непросвещенности народа, пренебрегающего или не понимающего указания врача и выполняющего их так, что лечение шло во вред. Эту же непросвещённость он видит не только как врач, но и как писатель. Разруха, голод, развороченный быт, отказ от приоритета духовных ценностей – всё это унижает и ломает людей, провоцируют их самые низкие инстинкты и побуждения. Изображаемое Булгаковым в его романах – это не первородный хаос, а хаос, созданный людьми, которые «не ведают, что творят». В попытках отделить свет от тьмы, Булгаков ищет ответы на глубокие философские вопросы, избегая категоричности. Как врач, он остаётся верен наивысшей гуманности, как писатель – смотрит на происходящее с тихим ужасом и чувственной жалостью.

 

10-03-2021-2.jpg

«Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело» (М. Булгаков)

 

Родная сестра Михаила Надежда Земская позже напишет в предисловии ко второму изданию автобиографического цикла Булгакова «Записки юного врача»: «Врачебный долг – вот что, прежде всего, определяет его отношение к больным. Он глубоко жалеет страдающего человека и горячо хочет ему помочь, что бы это ни стоило ему. В жизни Булгаков остро наблюдателен, стремителен, находчив и смел, он обладал выдающейся памятью. Эти качества определяют его и как врача, в его врачебной деятельности. Диагнозы он ставил быстро, умел сразу схватить характерные черты заболевания; ошибался в диагнозах редко. Смелость помогала ему решиться на трудные операции».

 

10-03-2021-3.jpg

Михаил Булгаков незадолго до смерти.

 

Свою смерть Булгаков предчувствовал. Очевидно, как врач, он заподозрил симптомы той страшной болезни, от которой умер его отец – нефросклероз. В 1939 году он стал говорить, что пришёл его последний год. И он действительно заболел в этом году. Он осознавал «Мастера и Маргариту» как свой «последний, закатный» роман, как завещание. За несколько дней до смерти он говорил одному из друзей: «Я хотел служить народу… Ты знаешь, что такое рубище? Ты слышал про Диогена? Я хотел жить и служить в своём углу… Я никому не делал зла…». Он умер 10 марта 1940 года, не дожив до 49 лет.

 

Источники:

1.Блохина Н.Н. М.А.Булгаков – врач и писатель. Сибирский медицинский журнал, 2006, №7.

2.Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. – М. : Миф, 2000. – 592 с.

3.Стронгин В.Л. Михаил Булгаков. Писатель и любовь. – М., 2004. – 270 с.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены