Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

10 апреля – день памяти итальянского архитектора XVIII века, работавшего в России. Антонио Ринальди, родившись в солнечной Италии, стал одним из первых представителей новой волны итальянских зодчих, которые во второй половине XVIII столетия нашли в России свою творческую родину. Будучи архитектором «малого двора», Ринальди создавал здания по императорским заказам, среди которых – Китайский дворец, вошедший в комплекс сооружений в Ораниенбауме города Ломоносова, под Петербургом. Здание начинало строиться в 1750-е годы, а после предназначалось для проживания Екатерины II.

 

b_500_368_16777215_00_images_life_2020_2021-04-12-1.jpg

Ораниенбаум, Китайский дворец

 

Рококо с мотивами шинуазри

Китайский дворец был спроектирован в легком и игривом рококо – стиле, вышедшем из пышного барокко, название которого переводится как «жемчужина неправильной формы». Светло-пастельные стены, украшенные фигурной лепниной сложнейших позолоченных узоров, мебель с волшебными изгибами деталей и резным декором, панно с амурами, пастушками и юными прелестницами – всё это представляет стиль рококо, появившийся во Франции в начале XVIII века. Однако, в этом же столетии в архитектуре Европы веяло и другими модными направлениями. Например, широкое распространение в оформлении интерьеров получили черты стиля шинуазри.

Ещё в конце XVII века в Европе появился китайский фарфор. Легкие, тончайшие изделия, покрытые искусными росписями, сразу же привлекли внимание знати. К тому же фарфоровая посуда более гигиеничная, нежели золотая и серебряная. Китай стал ассоциироваться с фарфором: неслучайно слово «china» также переводится как «фарфор», «фарфоровые изделия».

Вскоре появляется мода на «китайщину» – китайскую живопись, декоративно-прикладное искусство. В королевских резиденциях начинают возводить беседки, павильоны и дворцы, выполненные в китайском стиле. Так появился стиль, который получил название «шинуазри» (от фр. «chinoiserie»), являющийся частью ориентализма и рококо в целом.

 

b_500_410_16777215_00_images_life_2020_2021-04-12-2.jpg

На заднем плане картины Франсуа Буше «За туалетом» (1742) ширма в стиле шинуазри

 

Неудивительно, что в Китайском дворце Антонио Ринальди, построенном в стиле рококо в городе Ломоносове рядом с Петербургом, ряд интерьеров декорирован в духе эстетики Китая и даже с использованием подлинных произведений китайского искусства.

 

Дворец для императрицы

Китайский дворец является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Определение «собственный» в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. Так обстояло дело и с Китайским дворцом и его окружением – личной резиденцией Екатерины II.

 

b_500_334_16777215_00_images_life_2020_2021-04-12-3.jpg

«Собственная дача» императрицы

 

Дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», – сказал искусствовед И. Э. Грабарь о Китайском дворце.

 

b_700_544_16777215_00_images_life_2020_2021-04-12-4.png

Скульптуры в парковой зоне

 

Несмотря на внешнюю сдержанность, внутренняя отделка дворца оформлена изысканно и удивительно нарядно. В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Во дворце нет повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен.

 

Предметы интерьера

Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов.

 

 b_500_334_16777215_00_images_life_2020_2021-04-12-5.jpg

Стеклярусный кабинет Китайского дворца

 

Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

 

b_800_565_16777215_00_images_life_2020_2021-04-12-6.png

Интерьеры дворца

 

Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 кв. метра. Они набраны из отечественных и «заморских» древесных пород – красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы, дуба. В отдельных наборах насчитывается до 15 различных пород дерева. По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире.

Для убранства интерьеров дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Самую значимую часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Большинство были исполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры. Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких обширных интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и др.

 

b_500_350_16777215_00_images_life_2020_2021-04-12-8.png

Китайский дворец. Открытка (после 1904 г.)

 

Китайский дворец изначально был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.

Сегодня Китайский дворец является объектом культурного наследия и находится в введении Государственного музея-заповедника «Петергоф».

 

Маргарита Салимгареева,

по материалам открытых источников

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены