Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

Народная артистка РСФСР, Республики Татарстан и Башкортостан, балерина и хореограф Нинель Даутовна Юлтыева прожила множество разных жизней на сцене. За время сценической карьеры она перевоплощалась в разных героинь башкирских, татарских, русских, европейских произведений. Близкая к природе, простая и смелая в образе Зайтынгуль в башкирском балете «Журавлиная песнь», и гордая и неприступная дочь феодала в постановке «Лауренсия».  В балете «Дон Кихот»  Нинель Юлтыева демонстрировала целых три исполнительские манеры: свободный танец уличной танцовщицы в первом акте, чистую классику музы Дон Кихота во втором и настоящее сложное пластическое па-де-де – в последнем.  Зрители увидели ее и в классических постановках «Спящая красавица» и «Лебединое озеро».

 

b_500_354_16777215_00_images_icdc_2021_2021_12_24_2.jpg

 

Как хореограф Нинель Юлтыева поставила балеты «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Баядерка» Людвига Минкуса, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Петра Чайковского, «Шехерезада» Николая Римского-Корсакова и другие спектакли.

После окончания карьеры балерины  Нинель Даутовна стала наставником юных танцоров.  Ученицы называли ее строгим и справедливым педагогом, а казанское хореографическое училище, где она преподавала  –  вторым домом.

В декабрьском номере журнала «Казань» вышло интервью Нинель Юлтыевой с Натальей Вяткиной, взятое ещё при жизни артистки.  Мы сделали подборку самых  выразительных и энергичных цитат «татарской Улановой», наполненных невероятным энтузиазмом, жизнелюбием и стремлением двигаться вперед.

 

b_500_332_16777215_00_images_icdc_2021_2021_12_24_3.jpg

 

«Нинель — это Ленин наоборот, смягчённый мягким знаком! А настоящая фамилия — Юлтый. Так называлась башкирская деревня под Оренбургом, где жили наши предки. Мой отец Даут Юлтый — классик башкирской литературы, общественный деятель, ярый большевик — первый напечатал стихи тогда ещё никому не известного Мусы Джалиля.»

 

b_500_406_16777215_00_images_icdc_2021_2021_12_24_122.jpg

 

«Моими педагогами в Ленинградском хореографическом училище были легендарные личности! Как сейчас перед глазами Александр Викторович Ширяев — внук композитора Цезаря Пуни, «правая рука» великого артиста балета и балетмейстера Мариуса Петипа.  Не встретился бы он на моём жизненном пути — не было бы меня.»

 

b_333_507_16777215_00_images_icdc_2021_2021_12_24_5.jpg

 

«Не закончив училище, я получила направление на работу в Башкирский театр оперы и балета, и  меня оформили артисткой балета с окладом в 200 рублей. На эти деньги в то время можно было купить одну буханку хлеба. Поначалу я ночевала прямо в театре, расположившись на стуль­ях в ложе первого яруса и укрывшись финским «трофейным» пальто на рыбьем меху, которое мне выдали в интернате.»

 

b_333_521_16777215_00_images_icdc_2021_2021_12_24_6.jpg

 

«Я вошла в балетную труппу Казани, где весь репер­туар — ­классический и национальный — держался на одной балерине Анне Гацулиной. Правда, вскоре классика перешла ко мне: сказались хорошая ленинградская школа, огромный, «мужской» прыжок и, конечно же, трудолюбие.»

 

2021_12_24_7.jpg

 

  «Партия Одиллии стала для меня одной из самых любимых. Танцевать «зло» всегда интереснее, потому что оно колоритнее, там больше оттенков, нюансов. А потому, самое трудное в партии Одиллии, чтобы она, коварная и более яркая не затмила собой светлую прозрачность и плавность линий Белого лебедя.»

 

b_333_535_16777215_00_images_icdc_2021_2021_12_24_8.jpg

 

 «Когда мне было 40, я все еще танцевала в образе татарочки Раушан. Зрители не верили, что я далека от возраста своей героини».

 

b_333_893_16777215_00_images_icdc_2021_2021_12_24_9.jpg

 

«Я счастлива, что сбылась моя мечта: казанская балетная школа — это реальность, её воспитанникам сопутствуют успех и признание…»

 

b_500_345_16777215_00_images_icdc_2021_2021_12_24_12.jpg

 

«В Казанском хореографическом училище на моих плечах была вся творческая и художественная работа. Я приходила с утра, во время начала занятий, и уходила затемно: нужно было постоянно готовить учеников к концертам, конкурсам.»

 

b_333_501_16777215_00_images_icdc_2021_2021_12_24_11.jpg

 

«Никто никогда не видел, чтобы я плакала. Мне помогало то, что вокруг были добрые люди, и я занялась профессией, которой должна была заниматься от природы.»

Помимо ролей, сыгранных на сцене, Нинель Юлтыева сыграла важную роль в жизни своей семьи и окружения: она была женой и мамой, хорошим другом и наставником. Ее ученики  сейчас преподают в институтах, школах, училищах, руководят коллективами, работают в театрах.  Дело жизни Нинель Юлтыевой – татарский балет – продолжил существование и после ее смерти.  Сама Нинель Юлтыева умерла в 2014 году, но ее дело –  татарский балет – продолжает жить.

 

Составлено по материалам статьи Натальи Вяткиной в журнале «Казань» (№12/2021) «Либретто для примы-балерины, балетмейстера, худрука»

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены