Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

Кино давно стало одним из важнейших видов досуга. Когда же и где казанцы впервые познакомились с синематографом?

Первый в мире общественный киносеанс состоялся 28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов. Уже 4 мая 1896 года «Синематограф братьев Люмьер» был показан в Петербургском опереточном театре «Аквариум». 26 мая в летнем театре «Эрмитаж» новинку увидели москвичи. О дате же первого сеанса синематографа в Казани есть разные мнения.

Наиболее сенсационным и самым загадочным стал сеанс, состоявшийся в апреле 1898 года. Реклама гласила: «Городской театр. Телеграмма Синематографа Люмьера. В воскресенье, 19 апреля, утром будет демонстрироваться в первый раз КАЗАНСКАЯ КАРТИНА: «На театральной площади». Выход Казанско - Саратовского товарищества драматических артистов из городского театра после репетиции «Трильби». Картина снята 16 апреля».

Краевед Б. Ерунов в одной из своих статей утверждает: «Октябрь 1896 г. «Волжский вестник»: «Интересная новинка». В скором времени в помещении городского цирка будут показаны картины движущейся фотографии, которые производили фурор на Всероссийской выставке». Но на самом деле сеанс состоялся не в цирке, а в театре Панаевского сада. Увидеть картину пришло 750 человек. Зрителям демонстрировалось последнее изобретение знаменитого Эдисона — аппарата, который передает 15 живых движущихся сцен в секунду. Этот сеанс и считается первым в истории казанского кино.

Первые сведения о синематографе на страницах «Волжского вестника» появились в связи с трагическими событиями во Франции. В газете от 29 апреля (10 мая) 1897 года в заметке «Парижская катастрофа» сообщалось: «Как уже известно из телеграфа, в Париже, 22 апреля в 4 ч. дня произошла ужасная катастрофа на базаре, устроенном с благотворительной целью многими блестящими представительницами французской аристократии. Причина пожара: лампа, служившая источником света для синематографа, лопнула, и пламя охватило все деревянные здания...» Но уже через пару дней появилась такая заметка: «2 мая 1897гг., в пятницу, в Городском театре состоялся первый сеанс настоящего синематорафа Люмьера (живая движущаяся фотография). Первый раз в Казани! Интересное зрелище. Просят не смешивать с бывшими здесь подражателями. Интересная программа. Начало в 8.30 вечера». На следующий день всё та же реклама сообщает о втором сеансе: «Интернациональный вечер в 4-х отделениях. Новые картины!»

И уже 4(16 мая) репортёр «Волжского вестника» в своей статье под заголовком «Синематограф Люмьера» рекомендовал кино для широкой публики: «Первое демонстрирование синематографа Люмьера, привезенного в наш город г. Штенфингелем, состоялось в городском театре в пятницу 2 мая, почти при полном отсутствии публики . Все картины при синематографе - более 100 штук, совершенно новые, на первом представлении из них было показано около 40 штук. Рекомендуем нашим читателям воспользоваться этим днем, повторяя, что настоящий аппарат заслуживает полнейшего внимания и, видевшим его, — раскаиваться не приходится».

Сенсационным стал сеанс показа собственной, казанской хроники: «Городской театр. Телеграмма Синематографа Люмьера. В воскресенье, 19 апреля, утром будет демонстрироваться в первый раз КАЗАНСКАЯ КАРТИНА: «На театральной площади». Выход Казанско-Саратовского товарищества драматических артистов из городского театра после репетиции «Трильюи». Картина снята 16 апреля.»

Конечно, постоянных киносеансов в Казани в то время еще не существовало. Кино тогда - это нечто необыкновенное, диковинное. Но когда в городе начали открываться стационарные кинотеатры, и между ними началась конкуренция за зрителя - кино стали показывать чаще.

Первые деревянные постройки специально для демонстрации кинематографа появились в Казани в 1905 году. Сохранилось прошение в Национальном архиве: «В строительный Отдел Казанского Губернского Правления Проживающего в г. Казани Австрийского подданного Иоганна Менцель: «Прошение. Представляя при сем план в 2-х экз. на постройку временного деревянного балагана для помещения кинематографа и туманных картин на Николаевской площади г. Казани, имею честь покорнейше просить Строительное Отделение разрешить мне упомянутую постройку. При сем представляю квитанцию Казанской Городской Управы две гербовые марки 75 копеечного достоинства. 4 декабря 1905 г. Иогани Менцель». Разрешение было им получено уже 14 декабря 1905 года. Поскольку в 1906 году  И. Менцель вновь подаёт прошение на постройку для синематографа - можно сделать вывод, что временные постройки строились только на один сезон.

Через год на имя Казанского губернатора прошение подано О. Э. Петцольдом, арендатором одного из загородных садов («Аркадия»). А 27 января 1909 года владелец трактирного заведения на Мало-Проломной улице Казани - Осип Герасимов, просит у Казанского губернатора возможности «иметь в трактирном заведении, для увеселения посещаемой публики, «кинематограф» с изящными художественными картинами»... Весной 1908 года коллежский советник Михаил Аристов просит разрешения на открытие электротеатра «Феникс» на Николаевской площади. Казанский купец Иван Сметанин получил разрешение демонстрации кинематографа в ресторане на Ближнем Устье и в его же ресторане на Дальнем Устье. Казанский мещанин Виктор Распопов получил разрешение устроить в летнее время кинематограф в помещении в Нижней части сада «Чёрное озеро», служившем в зимнее время теплушкой при катке. Вятский мещанин Г. А. Розенберг просит разрешить в арендуемом им помещении в городском Пассаже, в бывшей типографии Харитонова, устроить кинематограф, который будет именоваться «Пассаж». Провизор Юлий Гренинг получил разрешение на открытие кинематографа «Аполло» в доме Красниковой на Большой Проломной улице. Впоследствии, в 1916 году, владельцем этого кинотеатра стал О. Э. Петцольд, и он стал называться «Электра». После революции «Электра» был самым крупным кинотеатром Казани, которые теперь знают под названием

«Татарстан».

2023-02-14-3.png

Загородный сад "Аркадия"

 

2023-02-14-4.png

Александровский Пассаж

Интереснейшее свидетельство для нас оставил некто Ив. Лодкин, напечатавший свою статью «Кинематограф и деревня» в «Казанской газете» за 1914 год: «Когда мне было 7-8 лет, я учился в городском училище; была в нашем городе еще прогимназия. И вот в последней устраивались чтения с волшебным фонарем. Этот фонарь играл такую сильную роль, что места публикой брались с бою. «На фонарь» шли не только малые, но и большие; всем, одинаково, хотелось посмотреть, в похожих на действительность образах, то, что так интересно описано в книге. Лично я готов был «реветь», когда не удавалось попасть на такое чтение. Однако не о волшебных фонарях я проведу речь, а об изобретении чудодея Эдисона, 0 его кинематографе. Припоминая виденные мною картины, невольно вспоминаю то чарующее впечатление, которое производили картины научного содержания. При чтении географии, например, была раз показана огнедышащая гора в период извержения...»  Благодаря этой заметке можно сделать вывод, что в Казани уже в 1904 году в прогимназии устраивали регулярные показы научных фильмов кинематографа Эдисона, которые он называет «чтения с волшебным фонарём».

 

Какой же был репертуар первых казанских «кинотеатров»? В октябре 1907 года в здании цирка братьев Никитиных гастролирует цирк В. Собольского. Открытие третьего отделения — театр-иллюзион и объявление: «Новые картины Парижа и Лондона! Громадный репертуар». В городском театре — «Поющие и говорящие картины посредством оперомегафона в соединении с поющим аппаратом оксетофон. По желанию публики будут показаны лучшие сцены из опер Кармен, Миньон, Мирель. При полном совпадении звуков голоса с движением поющих и говорящих фигур на полотне в исполнении лучших артистов парижской оперы...»— так привлекали публику газетные объявления. Художественный электро-театр «Фурор» на ул. Московской показывал «Легенда о фантоме» и «Талисман Пьеретты и оповещал зрителей, что «картины получаются непосредственно из-за границы — ввиду чего самые выдающиеся новости можно видеть ранее всех театров только в театре «Фурор». Театр «Пате» знакомит зрителей с первой русской исторической картиной «Стенька Разин», музыку для которой специально написал директор Московской консерватории М. М. Ипполитов-Иванов.

2023-02-14-5.png

Цирк Никитиных

Конкуренция среди частных театров-кинематографов была жесточайшей. Их владельцы ежедневно предлагали своим зрителям то, чего не было в других театрах. Электротеатр «Пассаж» «по изяществу обстановки смело может назваться жемчужиной Казани. Последнее слово техники — гипсовый экран. Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы. Роскошные гроты. Во время сеанса играет собственный симфонический оркестр. Галерея Пассажа открыта до 11 часов вечера». Кроме того, в театре «Пассаж» начинают регулярно устраивать «Детское утро, состоящее из строго подобранных картин, специальнодля детского и юношеского возраста», а с 1913 года он давал свои анонсы в газете с фотографиями кинозвёзд.

30 июля 1914 года в летнем кинотеатре «Гигант», расположенном в саду «Русская Швейцария», была проведена демонстрация «грандиозной патриотической картины «Воцарение Дома Романовых» — исторической хроники в 4-х частях, 3-х отделениях и 52 картинах» в пользу семей запасных воинов, призванных с началом войны на фронт.

Кино было единственным видом из всех зрелищных искусств, которое часто отдавало предпочтенье историческим сюжетам или политическим событиям. Например, в кинотеатре «Пассаж» незадолго до начала войны показывали киноверсию «Ночь перед Рождеством» по мотивам повести Н. В. Гоголя в постановке В. Старевича. Афиши рекламировали этот фильм как один из «шедевров» русской кинематографии. Другим экранизированным крупным классическим произведением, демонстрировавшимся в кинотеатрах Казани в 1914 году, был роман И. А. Гончарова «Обрыв». На Большой Проломной улице, в доме Меркулова, меняются арендаторы здания. Вместо театра «Пате» здесь отныне и до революции — «Большой театр», дирекции А. Г. Розенберга (теперь это Театр имени Качалова), призванный выполнять двоякую функцию — традиционного театра и кинотеатра. Одновременно посетить его могли до 1040 человек. Репертуар кинотеатров был самый разнообразный - русская литература («Война и мир», «Руслан и Людмила», «Снегурочка)», комические ленты, и американские драмы и многое другое.

В кинематографе появился целый ряд революционных фильмов. Газеты уделяли им особое внимание. Сначала появился фильм о Григории Распутине. Он произвёл эффект взорвавшейся бомбы. В «Камско-Волжской речи» от 15 марта появилось такое объявление: «Большой театр. Сенсация! Злоба дня! Со среды 15 марта будет демонстрироваться выдающаяся картина сезона в 4-х частях. Картина приобретена монопольно за 10.000 рублей! Часть 1 – «Гришка-конокрад». Часть 2 « Карьера Гришки» ,часть 3 — «Гришка всесилен», часть 4 — «По делам вору и мука». Не заставила себя ждать и вторая серия этого фильма, называвшаяся «Царские холопы». Впервые она демонстрировалась 5 апреля в электро-театре «Пассаж» в паре с фильмом «Похороны жертв революции в Петрограде 23 марта 1917 года» по повышенным ценам.

Вскоре появился целый ряд фильмов с красноречивыми названиями: «Раб земли» — «Да здравствует свободная Русь!» или «Долой цепи!», «Вражья сила», «Великие дни революции» в Петрограде и в Москве 28 февраля и 4 марта 1917 года». Несмотря на сложную политическую обстановку в стране, не было ни одного дня, чтобы афиши кинотеатров не зазывали зрителей на очередной показ чего-нибудь «захватывающего».

Октябрьская революция, хотя и медленно, всё же внесла кардинальные изменения в культурную жизнь города. Постоянно уменьшалось число афиш и объявлений в газетах. Но сведения о деятельности некоторых центральных театров и кинотеатров всё же встречаются. Значит, они продолжали работать. Однако о судьбе большинства частных театров узнать не удаётся. По-видимому, многие из них постепенно закрывались новыми властями или сами прекращали деятельность.

 К концу 1917 года ажиотаж к кино снизился, общее обнищание населения сократило посещаемость кинематографов. Кроме того, из-за топливного кризиса и недостатка электроэнергии ряд кинематографов закрылся, некоторые были ликвидированы. Бегство владельцев кинотеатров довершило картину разрушения. Эпоха великого киноискусства лишь маячила на туманном горизонте…

Составлено по материалам статьи Елены Алексеевой в журнале «Казань» (№1/2023) «Живые картины»

 

 

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены