Вивьен Майер – американский фотограф, творчество которой стало известно лишь после ее смерти. Архив из сотни тысяч фотографий был обнаружен совершенно случайно и стал настоящим кладом в мире искусства.
О биографии Вивьен известно до обидного мало. Она родилась в феврале 1926 года и большую часть детства провела в Нью-Йорке, в семье австрийца Шарля Майера и француженки Мари Жоссо. У Вивиан был брат Карл Майер, старше ее на 6 лет, судьба его сложилась неблагополучно. Родители Майер развелись спустя год после ее рождения. И в возрасте 4 лет со своей матерью и подругой семьи Жанной Бертранд она уехала во Францию, в небольшую провинцию Сен-Жюльен-ан-Шансор. Данных о Бертранд сохранилось немного, но она оказала большое влияние на развитие способностей Майер. Эта женщина работала профессиональным фотографом в Коннектикуте и снимала, в основном, портреты. Вивиан тоже начинала свое увлечение с портретов и пейзажей, поэтому многие считают Жанну ее наставницей в фотографии. Несколько раз она возвращалась в Америку и старалась там заработать свои первые деньги, например возрасте 11-12 лет продавала сладостей в нью-йоркском кондитерском магазине. Только в 25 лет она окончательно покинула Францию и переехала в Нью-Йорк с Жанной Бертранд.
Майер решила попробовать себя в качестве няни и устроилась в семью в Саутгемптоне, затем в Чикаго. О степени ее профессионализма можно судить по семьям, с которыми она работала на протяжении долгих лет: среди них состоятельные Гинзбурги и Рэймонды. Джон Малуф, анализируя её фотографии говорил: «Если бы Вивиан Майер работала у вас няней, она была бы самым классным знакомым вам взрослым. Все дети хотели быть с Вивиан. Она была настоящей чудачкой, которая брала детей на дикие приключения. Чтобы исследовать город, водила их на шоу, спектакли и клубничные поля. Если она находила змею на обочине, то тут же несла ее в дом и показывала детям. И у нее всегда была с собой камера, чтобы запечатлеть это».
У нее всегда была жажда к расширению культурного кругозора, она посетила Канаду, Южную Америку, объездила Европу, Ближний Восток и Азию. Путешествовала по юго-востоку Америки и Карибским островам.
Ценители ее творчества отмечают, что работы Майер отличаются особенной живостью. Она оставила нам черно-белые, а затем и цветные снимки — легкие, смелые, нередко о чем-то заявляющие или раскрывающие целую историю. Вивиан много снимала людей. Помимо обеспеченных семей фотографировала и тех, которым не сильно повезло в жизни. Исследуя городские улицы, она находила бедняков и записывала с ними видео- и аудиосюжеты, причем делала это не менее профессионально.
Удивительный факт Вивиан в том, что она тщательно скрывала свою деятельность. Снимки проявлялись в ванной, а негативы складывались в коробки. У неё даже была отдельная комната, преобразованная в целую фотолабораторию, входить в которую было запрещено.
Помимо социальных фотографий, Майер делала много автопортретов. Эти работы поражают своей разнообразием. По ним можно понять, как Вивиан нравились отражения: она никогда не могла спокойно пройти мимо зеркала, витрины магазина, окна в поезде или небольшого кусочка металла. На ее автопортретах никогда нельзя увидеть только Вивиан, всегда есть что-то еще: силуэты, текстура, геометрия, свет. Она предстает перед нами всегда такая разная, но не изменяющая своему стилю: берет или широкополая шляпа, короткая стрижка, строгий пиджак и простая юбка.
Привычные вещи Вивиан была способна превращать в нечто новое и удивительное, увлекающее. В её снимках жажда до жизни, до окружения. Среди ее фотографий много изображений рук, обуви, подолов платьев или других неприметных мелочей. Примечателно то, что Вивиан Майер не просто питала интерес к деталям, но и сумела заинтересовать всех остальных: ее снимки, даже самые простые, хочется рассматривать с особым вниманием.
С 80-х годов в жизни Вивиан наступили тяжелые времена. В какой-то момент Майер практически стала бездомной, но затем сумела перебраться в маленькую однокомнатную квартиру. С оплатой ей помогла семья, у которой Вивиан раньше работала гувернанткой.
В 2008 году Вивиан Майер, поскользнувшись на люду , упала и получила сильный ушиб головы. Несмотря на помощь врачей, здоровье её стало ухудшаться. Поскольку за ней не было кому ухаживать, её ждал дом престарелых. Именно там она и умерла в возрасте 83 лет.
Так как же о фотографе Виван Дороти Майер стало известно всему миру?
Когда Вивиан переживала финансовые трудности и у неё не было возможности регулярно оплачивать аренду, хозяин квартиры решил выставить коробки с работами.
В это время 26-летний житель Чикаго Джон Малуф решил написать книгу про родной город. Профессиональный агент по недвижимости, он случайно попал на распродажу склада хранения, где решил купить несколько никому не принадлежащих коробок, от которых избавлялись из-за неуплаты за место. Заплатив 400 долларов, он получил более ста тысяч отснятых пленок и негативов и решил отсканировать их и проявить фотографии. Взглянув на готовые снимки, он сразу понял - перед ним сокровище.
В архиве находились великолепные фотографии, сделанные в жанре уличного репортажа, 3000 фотоотпечатков, любительские документальные фильмы на восьми- и шестнадцатидюймовой пленке и записанные на магнитофон интервью с чикагцами. Кроме основной части, выкупленной Джоном, в архиве были и другие снимки - их продали Рону Слаттери и Ренди Проу. Они выложили несколько фото в своих блогах, но общественного резонанса не вызвали.
Все изменилось, когда Малуф разместил фотографии на хостинге Flickr. Выложив несколько снимков на авторитетном фотоблоге, он сразу же получил около двух сотен предложений - его просили организовать выставки, снять документальный фильм об авторе и рассказать о ее истории. Джон выкупил оставшиеся части архива у совладельцев и стал собственником более 90% снимков и прав на их публикацию.
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя