Памятник «Родина-мать зовет!» был открыт в 1967 году на Мамаевом кургане в Волгограде. Он посвящен Героям Сталинградской битвы. Монумент стал самым первым в СССР, полностью выполненным из железобетона.
Высота
Изначально планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился сделать женскую фигуру выше, чтобы «перегнать» статую Свободы, высота которой без пьедестала составляла 46 метров.
В итоге, после окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире на момент постройки и в течение последующих 22 лет. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника насчитывала 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без меча. И даже сегодня спустя ни одно десятилетие эта достопримечательность остается в первой десятке самых высоких статуй мира.
Скульптурный триптих
Монумент «Родина-мать зовет!» является частью скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Монумент «Воина-освободителя» выполнил скульптор Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали скульптор Лев Николаевич Головницкий и архитектор Яков Борисович Белопольский.
История создания
В сентябре 1944 года был объявлен конкурс на создание памятника в Сталинграде. В нем приняли участие не только архитекторы, но и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой.
В конкурсе приняли участие даже зарубежные граждане — из Марокко и Шанхая. Но будущий создатель Родины-матери советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич не был среди конкурсантов. Ходили слухи, что он обсуждал свой проект напрямую с самим Иосифом Виссарионовичем Сталиным.
Изначально памятник должен был выглядеть иначе. Рядом с женской фигурой должна была быть статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента не пришлась Евгению Вучетичу по душе. И он внес изменения в проект уже после утверждения. На то у скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, потому что война еще не закончилась.
По мнению искусствоведов Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Но наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры.
Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.
Железобетонный монумент
Железобетон был одним из самых дешевых материалов в советское время, но, как выяснилось позже, достаточно проблематичным. Из-за него возникли сложности: уже по истечению одного года после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.
Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле благодаря своему собственному весу. Внутри статуи натянуты металлические канаты, они делают конструкцию устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены специальные датчики, благодаря которым специалисты следят за состоянием конструкции. Руководил инженерными расчетами советский архитектор и учёный в области строительных конструкций Николай Васильевич Никитин.
Изначально меч статуи был сделан по авиационной технологии из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Но такая конструкция оказалась ненадежной, и меч то и дело постоянно раскачивался и скрипел на ветру. Поэтому в 1972 году его заменили на стальной с проделанными в нем отверстиями, что помогло снизить парусность. А соответственно придать надежность и устойчивость независимо от погодных условий.
Образ
Собирательный образ Родины-матери изначально появился на агитационных плакатах в 1941 году. Их автор – советский живописец Ираклий Тоидзе. Прототипом женщины на плакате стала жена художника. Когда она услышала сообщение о нападении на СССР, тотчас вбежала в мастерскую мужа, громко крича: «Война!». Ираклий Тоидзе был настолько вдохновлен ее выражением лица, что решил запечатлеть момент и сразу сделал первые наброски.
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя