Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

С ранней молодости и до самого конца жизни Фридрих Хайек оставался последовательным и убежденным сторонником свободного рынка и ценностей открытого общества. Идеолог либертарианства и неолиберализма со всей беспощадностью обрушивался на социалистическое устройство экономики. Он утверждал, что социализм непременно скатывается к тоталитаризму и диктатуре. История XX века подтвердила его правоту.

 

Уроки войны

 

Фридрих Хайек (Friedrich Hayek) родился 8 мая 1899 года в Вене, в дворянской семье с научными традициями. Его отец, Август фон Хайек, был доктором муниципальной службы здравоохранения и профессором ботаники Венского университета. Дед по матери, Франц фон Юрашек – профессором права, а позже президентом Центральной статистической комиссии. Мать Фелицитас была в родстве с философом Людвигом Витгенштейном, дружба с которым оказала впоследствии значительное влияние на мировоззрение Фридриха. В 1919 году, с падением Австро-Венгрии, дворянские титулы, привилегии и даже приставки к фамилиям были запрещены, и фамилия «фон Хайек» превратилась в «Хайек».

 

b_250_302_16777215_0_0_images_life_2015_2015-09-26-2.jpg

Фридрих рос спокойным и любознательным ребенком, хорошо учился. Особенно его интересовали естественные науки. По настоянию отца в старших классах Фридрих изучил работы Людвига Фейербаха и Хуго де Фриза. Большое впечатление произвели на него труды Аристотеля по этике.

 

В 1917 году он был призван на службу в армию Австро-Венгерской империи. Фридрих служил в артиллерийском полку на границе с Италией. За боевые заслуги его наградили медалью за храбрость. Год службы в разгар Первой мировой войны оставил значительный отпечаток на жизни Хайека. Позднее он не раз признавался, что своей деятельностью стремится предотвратить повторение кровопролитного безумия в будущем. «Я осознал важность решения политических проблем», – говорил он.

 

Большая наука

Вернувшись с фронта, Хайек поступил в Венский университет на курс правоведения, дополнительно посещая лекции по политической экономии и психологии. Научной работой Хайека в студенческие годы руководил профессор Фридрих фон Визер, представитель старой австрийской (венской) школы экономики, которая возникла в 1870-е годы как реакция на экономическую теорию Карла Маркса. «Австрийцы» придавали большее значение не объективным факторам развития общества, таким как производительные силы, а субъективно-психологическим, по их мнению, сущность экономических процессов сводилась к субъективным мнениям индивидов.

 

В 1921 году Хайек стал доктором юридических наук. Он познакомился с вышедшими в это время «Логико-философским трактатом» Людвига Витгенштейна и книгой Людвига фон Мизеса «Социализм: экономический и социологический анализ», посвященной критике социалистических воззрений в экономике. Фридрих разделял взгляды фон Мизеса и вместе с группой университетских товарищей – Феликсом Кауфманом, Фрицем Махлупом, Альфредом Шюцем и Готфридом Хаберлером – начал посещать его частные семинары.

 

b_500_306_16777215_0_0_images_life_2015_2015-09-26-3.jpg

Фридрих Хайек с  Людвигом фон Мизесом

Научные интересы Хайека формировались на основе работ фон Мизеса по изучению колебания уровня деловой активности. Под руководством наставника молодой ученый работал в правительственной комиссии по урегулированию послевоенной задолженности, а затем участвовал в работе правительственной комиссии, контролировавшей применение норм, установленных Сен-Жерменским мирным договором 1919 года.

 

В 1923 году Хайек получил степень доктора экономических наук. В этом же году он уехал на стажировку в Нью-Йорк, в Колумбийский университет, где познакомился с концепцией «измерения без теории» Уэсли Митчелла и посещал семинар великого американского экономиста Джона Кларка. Вернувшись в Вену, совместно с Мизесом организовал Институт изучения деловых циклов.

 

В 1920-е годы работы Хайека активно издавались в европейских научных журналах. В 1929 году был издан его труд «Денежная теория и экономический цикл».

b_200_309_16777215_0_0_images_life_2015_2015-09-26-4.jpg

В это время Хайек считается наиболее активным и серьезным оппонентом Джона Кейнса с его теорией вмешательства государства в экономику. Теория Кейнса получила огромную популярность в 1930-е годы в связи с событиями Великой депрессии, когда именно меры, предпринятые правительством, вывели США из глубокого кризиса. Кейнс указывал на значительный социально-экономический ущерб, который наносит обществу свободный нерегулируемый рынок.

 

Хайек, напротив, активно продвигал идею о саморегулируемом рынке. В 1930 году он опубликовал рецензию на работу Кейнса «Трактат о деньгах», в которой критиковал автора за то, что у того нет теории капитала и процента и ясного изложения причин кризисов.

В 1931 году увидел свет труд Хайека «Цены и производство», в котором тот утверждал, что дополнительные вливания денег в экономику со стороны государства искажают межвременную структуру капитала и порождают временный бум, после которого наступает еще большее падение. Кейнс написал рецензию. Завязалась длительная научная дискуссия, в которой приняли участие практически все светила экономической науки того времени.

В Лондоне

В том же году по приглашению Лайонела Роббинса Хайек поехал работать в Лондонскую школу экономики и политических наук. Первоначально предполагалось, что Хайек прочитает четыре лекции по денежно-кредитной политике, но его пребывание обернулось тем, что ученый стал профессором кафедры экономики и статистики. Прочно осев в Соединенном Королевстве, в 1939 году ученый получил британское подданство.

 

b_500_217_16777215_0_0_images_life_2015_2015-09-26-5.jpg

 

В 1941 году вышла в свет книга Хайека «Чистая теория капитала». В ней он рассматривал длительность времени (или число промежуточных стадий или продуктов), требуемого для превращения сырья в готовый продукт. При этом, по его мнению, снижение процентной ставки (или повышение доходности новых инвестиций) будет удлинять период производства: фирмы будут применять более сложные технологические приемы и прибегать к большему разделению труда. Повышение процентной ставки будет приводить к уменьшению промежуточных стадий развития и к выпуску менее сложных продуктов. Революционная для своего времени интерпретация классической теории капитала Хайека с большими трудностями внедрялась в экономический анализ.

 

Согласно этой теории, существует равновесная структура образования капитала. В период экономического подъема (как это было в конце 1920-х годов) происходит принудительное сбережение, обусловленное кредитной экспансией (даже при условии неизменности уровня цен), что ведет к увеличению запасов капитала сверх желаемых размеров. Рано или поздно это перенакопление капитала по сравнению с добровольными сбережениями приводит к кризису. Концепция Xайека предвосхитила монетаристское объяснение Великой депрессии, данное Милтоном Фридманом.

 

b_500_260_16777215_0_0_images_life_2015_2015-09-26-6.jpg

 

В то же время Xайек утверждал, что депрессии было свойственно чрезмерное потребление в сочетании с неверной экономической политикой. Высокий уровень безработицы был вызван не несоответствием потребностей совокупному спросу, как это утверждал Кейнс, а перекосами, как упорно заявлял Xайек, в относительных ценах. Эти перекосы, в свою очередь, образовались из-за непредвиденных изменений в предложении денег, приведших к дисбалансу между спросом и предложением рабочей силы в масштабах всей экономики. Только рыночный механизм, по мнению Хайека, может исправить эту несбалансированность и вернуть систему в состояние равновесия; вмешательство же правительства в экономику не приводит к нужным результатам.

                        

В научном экономическом мире сложилось мнение, что спор завершился в пользу кейнсианцев. Тем не менее теории Хайека стали неожиданно актуальны почти 40 лет спустя. Например, он считал, что экспансионистская фискальная и монетарная политика может привести к расширению совокупного производства в краткосрочном плане. Но из-за ее воздействия на относительные цены в конечном счете произойдет рост и безработицы, и инфляции. Этот вывод предвосхитил теорию Фридмана о «естественной норме» безработицы и явил собой точное описание «стагфляции» 1970-х годов. Утверждение Xайека о том, что теория макроэкономических событий нуждается в микроэкономическом фундаменте, и изучение различия между изменениями в относительных и в абсолютных ценах (вызванных изменениями в предложении денег) предвосхитили революцию «рациональных ожиданий» в макроэкономике. b_250_290_16777215_0_0_images_life_2015_2015-09-26-7.jpg

 

Критика социализма

Хайек настойчиво критиковал экономистов – приверженцев социализма. Одним из его оппонентов был Оскар Ланге, известный польский экономист, разрабатывавший планы экономического развития Индии, Цейлона, Египта и Ирака. Критические статьи Хайека о социализме вошли в опубликованную в 1948 году книгу «Индивидуализм и экономический порядок».

b_250_368_16777215_0_0_images_life_2015_2015-09-26-8.jpg

Книга «Дорога к рабству», название которой было взято из знаменитого доклада для Конгресса США популярного французского либерального мыслителя Алексиса де Токвиля, писалась в начале 1940-х, но увидела свет только в 1943 году. На ее страницах Хайек утверждал, что демократические правительства, следовавшие социалистическим целям, таким как равенство в распределении доходов и установление контроля над ценами, с неизбежной обреченностью превращались в тоталитарные режимы. Любые попытки ввести конкурентные рынки в тоталитарном государстве в конечном счете приводят к политическим потрясениям, так как свобода выбора, лежащая в основе рынка, несовместима с автократией.

Хайек, в отличие от социалистически настроенной интеллигенции, выдвигает тезис о том, что национал-социализм Германии и фашизм в Италии являются не реакционной формой капитализма, а следующей стадией социализма. Целью книги, по утверждению Хайека, было изменение господствующих общественных настроений путем указания на существенные недостатки социализма: интеллигенты был очарованы преимуществами этого строя и потому критиковали и отвергали либерализм. Главным аргументом Хайека было то, что все виды социализма, коллективизма и системы плановой экономики противоречат принципам правового государства и личному праву. Причины варварства и насилия тоталитарных режимов того времени в Германии, Италии и Советском Союзе заключались, по мнению экономиста, не в особой агрессивности населения этих стран, а в реализации плановой экономики, которая неизбежно ведет к угнетению и подавлению, даже если это и не было изначальной целью приверженцев социализма. При этом оппоненты ученого, в частности профессор Майкл Эллман, достаточно часто указывали на то, Хайек «не был специалистом по проблеме и даже не был хорошо осведомлен о функционировании советской экономики».

 

Позже Хайек развил эту теорию и добавил, что любое вмешательство государства, даже когда дело не касается вопросов рыночной экономики, в перспективе ведет к устранению свободы. Таким образом, он отстаивал политическую свободу в виде демократии, «внутреннюю» свободу как отсутствие препятствий для достижения собственных целей и утверждал, что свобода от страха и нужды имеет мало общего с личной свободой и даже находится с ней в конфликте. Свобода от страха и нужды является целью всех освободительных движений и существует в виде отсутствия произвола и насилия, указывал Хайек. Он, однако, полагал, что иногда насилие необходимо для защиты самой свободы.

 

Также Хайек доказывал, что эффективный обмен и использование ресурсов могут действовать только через ценовой механизм на свободных рынках. В эссе «Использование знаний в обществе», написанном в 1945 году, Хайек утверждал, что механизм ценообразования служит для того, чтобы разделить и синхронизировать общее и личное знание, разрешая членам общества достигнуть разнообразных и сложных результатов через принцип непосредственной самоорганизации. Он использовал термин «каталлаксия», чтобы описать «систему самоорганизации добровольного сотрудничества».

 

Хайек рассматривал систему свободного ценообразования не как сознательное изобретение, а как самопроизвольный порядок или результат человеческого действия. Он уподоблял его, например, языку. В связи с этим он задумывался о том, как человеческий мозг мог приспособиться к такому развитому поведению. В книге «Естественный порядок», на написание которой его вдохновило знакомство с трудами выдающегося физиолога Эрнста Маха, Хайек выдвинул гипотезу, которая легла в основу технологии нейронных сетей и большей части современной нейрофизиологии.

 

b_500_330_16777215_0_0_images_life_2015_2015-09-26-9.jpg

 

10 апреля 1947 года в курортном местечке Мон-Пелерин в Швейцарии состоялась конференция, на которую по приглашению Хайека съехались 36 известных ученых-экономистов. По итогам конференции было основано научное общество, названное по имени этого местечка. С 1947-го по 1961 год его возглавлял сам Хайек.

Организация поддерживала экономическую политику свободного рынка и политические ценности открытого общества. Заложенное членами общества направление в экономической науке назвали неолиберализмом. Среди отцов-основателей общества были Морис Алле, Аарон Директор, Вальтер Ойкен, Милтон Фридман, Генри Хэзлитт, Бертран де Жувенель, Людвиг фон Мизес, Майкл Полани, Карл Поппер, Леонард Рид, Лайонел Роббинс, Джордж Стиглер. Восемь участников общества: Фридман, Стиглер, Алле, Хайек, а также Джеймс Бьюкенен, Рональд Коуз, Гэри Беккер и Вернон Смит – впоследствии стали лауреатами Нобелевской премии по экономике.

Нобелевский лауреат

В 1961 году, после успеха книги «Дорога к рабству», Хайека пригласили на должность профессора социальных наук Чикагского университета. Участниками его научного семинара были коллеги по Мон-Пелеринскому обществу Джордж Стиглер и Милтон Фридман.

Спустя два года Хайек вернулся в Европу, получив должность профессора кафедры экономической политики во Фрайбургском университете. В 1968 году ученый вышел на пенсию и вернулся в Австрию, где стал преподавать в Зальцбургском университете. Однако на родине у него не все шло гладко, он столкнулся с непониманием и неприятием своих идей. Поэтому в 1977 году Хайек вернулся во Фрайбург и уже не покидал его до самой смерти.

 

b_500_304_16777215_0_0_images_life_2015_2015-09-26-91.jpg

Вручение Нобелевской премии

В 1974 году Хайек на пару с Гуннаром Мюрдалем получил Нобелевскую премию по экономике «за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений». В своей нобелевской лекции Xайек высказал упрек экономистам по поводу «наукообразности» их теорий и эконометрических моделей и фактически обвинил своих оппонентов в «претензии на знание».

 

Помимо Нобелевской премии, Xайек был удостоен многих наград, включая медаль за достижения в науках и искусстве от австрийского правительства (1976). Он являлся членом Британской академии, Австрийской академии наук, Аргентинской академии экономических наук. Ему было присвоено также большое число почетных ученых степеней и званий.

В книге «Пагубная самонадеянность: ошибки социализма», опубликованной на закате жизни, Хайек подвел итог более чем полувековым размышлениям над природой необычайной и губительной для человечества популярности социалистических идей в XIX и XX веках, а также над причинами, которые делали неизбежным провал всех и всяческих проектов построения социалистического общества. За свои труды в 1991 году он был удостоен высшей награды США – Президентской медали Свободы.

b_500_356_16777215_0_0_images_life_2015_2015-09-26-92.jpg

Фридрих фон Хайек с президентом США Рональдом Рейганом

 

В 1992 году Фридрих фон Хайек скончался во Фрайбурге и был похоронен на родине, в Вене.

События, связанные с развалом СССР и крушением социалистического блока, вызвали новый всплеск интереса к трудам Хайека.

Известные высказывания Фридриха Хайека

Всюду, где рушились барьеры, стоявшие на пути человеческой изобретательности, люди получали возможность удовлетворять свои потребности, диапазон которых все время расширялся.

 

• Сама природа принципов либерализма не позволяет превратить его в догматическую систему.

 

• Если бы в ходе развития нашей промышленности мы полагались на сознательное централизованное планирование, она бы никогда не стала столь дифференцированной, сложной и гибкой, какой мы видим ее сейчас.

 

Источник: «Финансисты, которые изменили мир»

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены