Наверх

МКДЦ

Партнерский проект

Высшая республиканская награда – орден «За заслуги перед Республикой Татарстан» - вручена кардиологу МКДЦ Альберту Галявичу.

- Альберт Сарварович, поздравляем с высокой наградой. У Вас много достижений в профессии, Вы заслуженный врач России и Татарстана. Скажите, пожалуйста, чем запомнится Вам этот орден.

b_500_395_16777215_0_0_images_icdc_2019_2019-03-27-02.jpg

- Когда таким образом оценивается труд, это и приятно, и почетно, и ответственно. Это обязывает ставить перед собой новые задачи. Тем более, что в нашей профессии по-другому нельзя.  Иначе медицина как наука стояла бы на месте.

- Говоря о постоянном развитии 10 лет назад Медицинскому порталу, Вы сказали, что основная  причина смертности кроется в низкой осведомленности населения. Что-то изменилось за это время?

- Существенно – нет. И причина, как мне кажется, чисто в психологическом аспекте. Во-первых, люди не хотят думать о плохом, а во-вторых, думают, что с ними никогда это плохое не случится. Вот есть такое заболевание, как инфаркт миокарда. Болевой синдром, боль в грудной клетке, слабость, холодный пот –  его главные признаки. Как было 10 лет назад, так и сегодня, в первый час, когда стопроцентно можно спасти жизнь больного, обращаются за помощью лишь в 10 процентах случаев. Ничего не поменялось, к сожалению. Мы проводим массовые мероприятия, баннеры развешиваем, по телевидению социальные рекламные ролики крутим, в печати много пишем, но положения дел это не изменило. Те, кто болеет, перешагнули 50-летний рубеж. Большинство надеется на авось. На то, что ничего не случится. А ведь у многих есть признаки риска: высокое давление, малоподвижный образ жизни, курение, алкоголь...

- Чем же  объясняется  такая беспечность?

- Думаю, что все началось с так называемой перестройки, с той ситуации, когда на телевидении, в кино хлынула информация о красивом образе жизни.  Все замкнулось на добывании денег. Красивые машины, красивые особняки и другие красивости – все это приобрело значимость в сознании людей. И, на мой взгляд, отрицательный момент вносят все эти инстаграмы, где главное – внешний лоск. Какое-то кривое зеркало жизни. Приветствую тех немногих, кто пытается рассказывать о том, как правильно вести здоровый образ жизни. По количеству спортивных центров республика - один из лидеров в России. Но, к сожалению, не у всех есть возможности в них заниматься. Нужно сделать  как в скандинавских странах. В игровых залах, тренажерках постоянно должны быть люди: днем - пенсионеры, а вечером - те, кто работает и молодежь.

В Китае, например, есть несколько видов гимнастики, которыми народ массово занимается где только можно. Нужно все это внедрить и у нас. Парки и общественные пространства должны использоваться для поддержания и укрепления здоровья. Внутренняя красота, физическое и духовное здоровье, гармоничность развития – вот, что  необходимо культивировать повсеместно. У нас же пока  погоня  за ложными ценностями.

 - Альберт Сарварович, перед МКДЦ руководством республики поставлена довольно сложная задача по сокращению смертности от БСК (болезней систем кровообращения). Как Вы видите решение проблемы?

 - Нужно громко и часто говорить об этом. Образно выражаясь, трубить во все трубы. Факторы риска имеют первостепенное значение. Курящие девушки – распространенное явление. Чего им не хватает в жизни – непонятно. Алкоголь тоже в числе основных молодежных пристрастий. Гаджеты, за которыми люди не видят реальной жизни, - проводники в малоподвижность и в другие нетипичные для нормального человека состояния. Есть еще один момент, вредящий здоровью, – недосыпание. Затем -загазованность воздуха. Сладкие газированные напитки, которыми пичкают детей с самого раннего возраста, тоже очень опасны: ведь это прямой путь к атеросклерозу, который опаснее сахарного диабета. Это уже доказано. У нас сейчас почти у трети населения избыточный вес и ожирение. Нужно больше двигаться. Двигаться к снижению холестерина, к снижению рисков возникновения атеросклероза, уровня сахара в организме. Нужно больше гулять, чаще выезжать на природу.

- Как  же  доходчиво объяснить людям, что популярные рестораны быстрого питания – логово беды?

- Согласен с Вами. Действительно, сложно объяснить. Это мода пошла с 90-х годов. Массовая обработка сознания. Реклама дешевой и вредной пищи. В ней много соли. Много сахара. Она переработана и рафинирована. В ней нет даже намека на какие-то витамины. Все это приводит к атеросклерозу. В противовес нужно говорить о том, чем питались наши деды и прадеды. Это картофель, капуста, свекла.

- Щи?

- Конечно же! Отварное мясо. Не шашлыки! Рыба. У нас нехватка рыбы в рационе. Нужно есть местные овощи и фрукты. Важно осознать полезность каш! Цельнозерновые каши должны быть ежедневно  основным блюдом завтрака. И это не овсянка, и не манка. А гречка, горох, бобовые, перловка, ячневая – отличные каши. В моем  наборе их 10 - 12. Я  меняю их каждый день. Каши медленно всасываются. Они имеют много плюсов. Ведь там витамины. Клетчатка.

- Какая самая полезная каша, на Ваш взгляд?

- Они все полезные, за исключением трех, две из которых я назвал. В овсяной, манной  и рисовой кашах очень много углеводов. И они не должны быть быстрого приготовления. Там, где перетерто и перемолото, пользы никакой нет. Считаю проблемой государственного уровня   наличие и доступность низкокалорийных продуктов с низким содержанием соли. К таковым отношу и крупы.

b_500_333_16777215_0_0_images_icdc_2019_2019-03-27-03.jpg

- Ваш сын тоже кардиолог. Что Вы пытались привить ему в начале большого профессионального пути? А другим молодым врачам?

- Добросовестность, честность, стремление не останавливаться и постоянно получать знания. Врач должен учиться каждый день. Мы с сыном общаемся, разбираем сложные случаи. Раньше, до революции, у каждого специалиста были один – два ученика. Наставничество было почетным и обязательным. Слова «потомственный врач» или «потомственный юрист» звучали гордо. Сейчас все это приобрело какие-то негативные оттенки. Кумовство, родство и так далее. Сыну нельзя работать в той организации, где его отец. Вышли какие-то там положения. И мы решили: пусть лучше в другом месте трудится, так безопаснее.  Это вокруг только говорят о семейных традициях. На деле же поощряются, допустим, семейные традиции у сталеваров, шахтеров. А у врачей  почему-то не очень. И это странно.

Второй совет – отношение к пациенту. Всегда нужно быть внимательным и уважительным. У больных очень часто изменяется психическое здоровье. Они живут в своей болезни. В негативных мыслях. Поэтому врачу важно адекватно и объективно оценивать ситуацию. Суметь убедить пациента в том, что  медицина сегодня сильна. У меня опыт работы больше 40 лет. Вспоминаю, как было тогда, и сравниваю, как сейчас. В настоящее время для хорошего лечения появилось гораздо больше возможностей и диагностических, и лечебных. Эти возможности нужно правильно и максимально использовать, чтобы помочь пациенту. Еще раз подчеркиваю: нужно быть как квалифицированным врачом, так и профессиональным психологом.

- Как Вы обычно отдыхаете?

- Ежедневно 2-3 часа после рабочей смены у меня уходит на чтение специальной медицинской литературы. За ее чтением и отдыхаю, не выходя из профессии. Книги читаю только в командировках. В перелетах, поездках. Одним словом, в дороге. Музыку удается редко слушать. Должно быть эмоциональное восприятие, а поскольку общение с людьми, а у меня его очень много, отнимает много энергии, я  как-то не готов к постоянному и серьезному прослушиванию. Но если вдруг удается послушать что-то из классики, то  Моцарт – номер один. Не часто, конечно, удается, но с удовольствием слушаю Венскую оперу. Крайне редко смотрю телевизор и слушаю радио. В интернете по диагонали смотрю новости, и мне этого хватает, чтобы быть в курсе происходящего. Подводя черту под вашим вопросом, скажу так: профессия – мое хобби, а хобби – профессия.

- Озарение. Есть такое понятие в медицине?

- Нет. В медицине есть только систематический труд. Я учусь каждый день, несмотря на то, что профессор. Очень много информации, которую необходимо постичь и применить. За неделю просматриваю 20-30 журналов  как иностранных, так и российских. В нашей работе все должно быть построено на логике и разложено по полочкам. Иначе ничего не получится. Работа врача очень сложная и, считаю, недооцененная. Каждый день провожу обход в реанимации. Рабочий день начинается с этого. Вижу, какие тяжелые больные. Знаю, как работают медсестры и врачи. И часто задаю себе вопрос, какой мерой оценить этот труд? Особенно в реанимации. Тяжелейшие физиологические и психологические нагрузки.

- В этом году, осенью, МКДЦ будет отмечать двадцатилетний юбилей. Что для Вас значит этот Центр?

- Лично для меня он связан с качественным скачком в моей профессиональной подготовке. Здесь сконцентрировано лучшее оборудование. Лучший персонал. Я часто езжу по стране и имею право сказать следующее: организация работы в МКДЦ не имеет аналогов в России. Удивительно, почему так не делается в других учреждениях. Наш опыт работы в реанимации, в ведении электронной истории болезни, многие другие моменты, которые могли бы усилить работу клиник страны, почему-то не перенимается теми, кто нуждается в этом.

Когда в 2005 году я начал работать в одной команде с Рустемом Наилевичем Хайруллиным, начались многие созидательные процессы, которые позволили МKДЦ стать уникальным центром, где комфортно и интересно всем. Врачам – помогать людям и при желании заниматься наукой. Пациентам – повышать качество своей жизни, и ощущать себя как дома. Свой огромный вклад в развитие центра и медицины вносят все отделения. Я рад, что полезен для клиники и Республики Татарстан, где  высоко оценили мой труд.

Автор Сергей Кулев

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ