Наверх

МКДЦ

Партнерский проект

Заведующий патологоанатомическим отделением ГАУЗ МКДЦ, главный внештатный патологоанатом Министерства здравоохранения РТ Насима Гизатуллина стала слушателем IX Пленума Российского общества патологоанатомов «Клинические, патологоанатомические и юридические аспекты ятрогений, врачебных ошибок и расхождений диагнозов». В Самаре ведущие специалисты России обсудили актуальные вопросы патологической анатомии и судебной экспертизы.

b_500_254_16777215_0_0_images_icdc_2019_2019-06-17-02.jpg

Главная задача патологоанатома – сопоставить данные, выявленные при жизни больного и результаты, полученные после вскрытия. Лечащий врач собирает данные инструментальных и лабораторных исследований, протоколы консультаций и формулирует диагноз. На основании диагноза составляется план лечения. Патологоанатом изучает все эти данные, чтобы оценить, было лечение ошибочным или врач все сделал правильно. Это тонкая работа, которая требует особой внимательности. Ведь если какое-то расхождение все же имеется, необходимо установить, зависела ли ошибка от врача.

– Выставление категории расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов – один из самых спорных вопросов в нашей работе. Всего существует три категории расхождений. Первая  и самая распространенная – ошибка в диагнозе, совершенная по независящим от врача обстоятельствам. Причины расхождения диагнозов в данном случае всегда объективные. Вторая категория выставляется, если возникла диагностическая ошибка, но она существенно не повлияла на исход заболевания. Третья же категория  ошибок – когда сбой при диагностике повлек за собой ошибочную врачебную тактику, что сыграло решающую роль в смертельном исходе заболевания. Таких случаев у нас в центре уже несколько лет нет, но я как главный внештатный специалист Минздрава РТ консультирую коллег из других больниц, чтобы помочь им минимизировать ошибки второй и третьей категории.

b_500_374_16777215_0_0_images_icdc_2019_2019-06-17-03.png

Законодательство постоянно меняется. В советские годы работа патологоанатома регулировалась внутренними приказами медицинских учреждений. Кто-то категорию выставлял, кто-то нет, и оба варианты были допустимы. Главный вопрос, который меня волновал и с которым я приехала на пленум – имеем ли мы право на такое действие. В условиях страховой медицины мы не можем позволить себе отступления от правил. Каждая ошибка патологоанатома может повлечь серьезные проблемы для медицинского учреждения. После пленума я однозначно решила для себя, что выставление категории должно быть коллегиальной работой.  Мы можем только констатировать факт расхождения диагнозов. Все остальное – дело врачебной комиссии. Патологоанатом не выполняет экспертную функцию. В МКДЦ мы давно работаем именно по такой схеме.

В основном на пленуме обсуждались юридические и этические вопросы – какая терминология корректнее, как правильно составлять протокол, можно ли считать врачебную ошибку преступлением. Нас всех очень интересовало, почему в последнее время так много «врачебных дел», и мы коллегиально пришли к выводу, что на самом деле их количество не увеличилось. Они просто стали более резонансными. По факту лишь 10% дел действительно доходит до суда. Наша задача – свести такие случаи к минимуму, сделав работу медицинского персонала еще эффективнее.

b_500_263_16777215_0_0_images_icdc_2019_2019-06-17-04.jpg

В работе патологоанатома тоже случаются ошибки. Самое распространенное – неверное заполнение документов. К примеру, материал был взят на гистологическое обследование, а его описания в протоколе нет. Или же родственники очень просят не вскрывать, скажем, голову, и патологоанатом идет им навстречу, а во время эксгумации обнаруживается, что вскрытие не проведено в полном объеме. Такие оплошности недопустимы. Мы обязаны четко следовать приказам и полноценно заполнять документы. Тогда и нам, и нашим коллегам будет проще работать.

В МКДЦ работа организована очень четко, поэтому ошибок практически не возникает. Заслушав доклады на пленуме, я поняла, что мы идем в ногу с ведущими клиниками страны. Мне было интересно, появилось ли в работе коллег нечто новое, что мы сами еще не интерпретировали. Пока таких вопросов нет, мы качественно организовываем диагностику, - рассказала Насима Гизатуллина.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ