«Для меня на первом месте медицина, но я увлекаюсь фотографией, спортом, музыкой, и движет мною – синергия всех этих областей»
С начала марта этого года в одном из холлов МКДЦ (Блок Г) появилась фотовыставка, большинство работ которой принадлежит авторству кардиохирурга Евгения Таняшина. Евгений увлекается фотографией на протяжении уже десяти лет, но два года назад у него возникла идея проекта, который стал точкой соприкосновения медицины и искусства фотографии. Среди его фоторабот можно увидеть портреты врачей центра и – самую захватывающую серию – снимки прямо из операционных. Мы побеседовали с Евгением и узнали, о чем думает кардиохирург, который смог посмотреть на процесс операции глазами художника.
Фото: Роман Тетюев
Участвуя в операции, я однажды поймал себя на мысли, что могу смотреть на процесс с художественной точки зрения. Я почувствовал себя оператором или даже режиссёром. Фотография стала самым естественным способом движения к этой мысли.
У меня есть преимущества перед профессиональными фотографами. Потому что я сам хирург, и фотографировал своих коллег, которых хорошо знаю, а они знают меня. Благодаря этому, они не испытывали стресс или стеснение – мои «объекты съемки» (не «модели», это важно) были полностью заняты операцией.
Я стараюсь создать атмосферу. Выключаю внутреннее освещение на потолке, и тогда остаются только операционные лампы. Такая художественная задумка: яркие фигуры «проваливаются» в чёрный фон. Остается лишь ждать нужные моменты и ловить их объективом. Спустя несколько таких съемок, я почувствовал, что коллеги полностью приняли мою идею и не настораживаются, когда я собираюсь снимать их операцию. Может быть, многие из них увидели, что получается, и подумали: «Такие фотографии, пожалуй, я тоже хотел бы себе! Ладно, пусть фотографирует».
Когда я проходил мимо других операционных, я подумал: эти люди заслуживают того, чтобы их видели. Ведь огромное количество людей не имеет возможности наблюдать, что происходит в операционных, как работают хирурги и их ассистенты. Идея проекта заключалась в том, чтобы показать это кинематографично - естественно, с цензурой.
Документальный жанр - самый честный вид фотографии. Я, например, люблю снимать стрит-фото. В каком-то смысле это вульяризм: ты подглядываешь за прохожими и выжидаешь моменты, на которые потом будет интересно смотреть в стоп-кадре.
Жизнь - она создаёт гораздо больше интересного, чем ты способен создать в лучшей студии с лучшим светом. Ты понимаешь это, когда тебе никто не позирует.
У меня нет кумиров-фотографов, у меня есть кумиры-художники. Работы фотографов помогают в плане анализа фотографии с точки зрения процесса её создания. Мне нравятся снимки Анри Картье-Брессон, Эллиотта Эрвитта, Грега Уильямса, Энни Лейбовиц, Питера Линдберга. Но кумирами для меня сейчас являются художники-импрессионисты, такие как Моне и Ренуар. Не просто понимать, как и откуда падает свет, но ещё и воспроизвести это с помощью кисти – вот это шикарно.
Фотографам есть чему поучиться у врачей. Чем лучше подготовка и тщательнее планирование, тем выше будет результат. И это касается не только фотографов-любителей. Нельзя надеяться на то, что тебе просто повезёт со светом и цветом, и получатся хорошие снимки. Нужно думать об этом заранее.
Мне интересно искать пределы – существуют ли они. Чем вообще может заниматься человек? В скольких сферах может преуспеть? Для меня на первом месте медицина, но я увлекаюсь фотографией, спортом, музыкой, и основная движущая сила для меня – это синергия всех этих областей. Достигая локальный успех в одной из них, ты получаешь стимул развиваться в других.
Текст: Маргарита Салимгареева
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя