Наверх

МКДЦ

Партнерский проект

«Именно благодаря ежедневной, кажущейся незаметной работе постепенно происходят улучшения. Каждое изменение, даже маленькое – для всех нас большая радость. Недавно полностью обездвиженный пациент, который лежал у нас очень долго, наконец, начал моргать глазами и подмигивать. Когда видишь такой прогресс, чувствуешь свою значимость, понимаешь, насколько важно то, что ты делаешь»

 

 

Специалист по социальной работе Майя Барсукова – незаменимый участник медицинской экосистемы МКДЦ. Работая с пациентами и информируя о помощи, которую можно получить от государства в случае утраты трудоспособности, она дает поддержку многим, столкнувшимся с непредвиденными сложностями. Накануне Международного дня социального работника Майя Барсукова рассказала, как в МКДЦ повышается социальная грамотность пациентов, и развеяла стереотипы, связанные с ее профессией.

Разговор с Майей Алексеевной идет легко; она подробно отвечает на вопросы, показывает развивающие игры, наборы рукоделия и рисунки пациентов. Мы беседуем в зале для эргореабилитации, где она проводит много времени, помогая, и подбадривая тех, кто оказался в непростой ситуации.

 

b_500_334_16777215_0_0_images_icdc_2022_2022_03_25_1.jpg

 

Добрый день, Майя Алексеевна! Как давно Вы работаете в МКДЦ?

– В сентябре этого года будет пять лет. Начинала я в организационно-методическом отделе, постепенно заинтересовалась медицинской реабилитацией и последние два года являюсь специалистом по социальной работе в Мультидисциплинарной реабилитационной команде неврологического отделения для больных ОНМК.

 

Чем занимается мультидисциплинарная команда?

– Мультидисциплинарная реабилитационная команда (сокращённо МДРК) является функциональным объединением различных специалистов в клинических отделениях для максимальной реализации индивидуального реабилитационного потенциала пациента. Чаще всего она включает в себя лечащего врача по профилю заболевания (в МКДЦ – кардиолога или невролога), врача-реабилитолога или врача физической и реабилитационной медицины, специалиста по социальной работе, специалиста по физической реабилитации, медицинского психолога, логопеда (для неврологического пациента), медицинских сестёр. При этом в едином комплексе применяются различные методы диагностики, реабилитации, вторичной профилактики и лечения по профилю каждого специалиста − члена МДРК. В частности, после перенесенного острого мозгового кровообращения.

У нас есть две важные задачи. Первая – максимально восстановить утраченные навыки самообслуживания (а возможно и трудоспособности) с помощью реабилитационных процедур, механотерапии, эрготерапии – в зависимости от степени нарушения функций. Вторая – реализовать мероприятия по психологической и социальной адаптации пациента к изменившимся условиям жизни на фоне заболевания.

Благодаря главному внештатному специалисту по ангионеврологии Министерства здравоохранения Республики Татарстан, доктору медицинских наук, профессору Дине Рустемовне Хасановой, главному специалисту по реабилитации МКДЦ Идилю Искандаровичу Табиеву и при поддержке генерального директора Рустема Наилевича Хайруллина создан зал эргореабилитации. В нем мы занимаемся с пациентами (и их родственниками), готовим их к возвращению домой. Кроме того, именно здесь мы отрабатываем мероприятия по социальной и бытовой адаптации. Попав из палаты отделения в зал эргореабилитации, пациенты часто говорят, что чувствуют себя здесь как дома.

 

Какие упражнения Вы делаете с пациентами?

– Существует много разных способов.  Всё зависит от индивидуальных потребностей и привычек пациентов. Например, обычно для восстановления целенаправленных движений рук или, при необходимости, мелкой моторики пальцев рук отрабатываются движения по восстановлению навыков гигиены при самообслуживании. Также рекомендуются перебирание крупных или мелких предметов, застёгивание и расстёгивание одежды с крупными или мелким пуговицами, вязание спицами или макраме, бисероплетение, вплоть до восстановления навыков приготовления пищи, уборки помещения или забивания гвоздей. По стереотипу, гвозди забивают мужчины, но вот недавно одна пациентка сама попросила молоток и гвозди, сказав, что ей это привычнее, чем вязать или плести.

С бабушками-пациентками пишем письма внукам и рисуем. С некоторыми поем песни – пригодился законченный класс по фортепиано; я играю, они вспоминают песни и поют.  Я также занималась 10 лет балетом и иногда учу их танцевальным па. Одна женщина очень хорошо танцевала, и мы с ней за период реабилитации достигли больших успехов.

Постепенно это все способствует улучшению эмоционального, психологического состояния и помогает быстрее восстанавливаться. Сама атмосфера комнаты и большое количество разных приспособлений  производят колоссальный эффект.

 

b_500_334_16777215_0_0_images_icdc_2022_2022_03_25_2.jpg

 

–  Какие этапы проходит пациент во время реабилитации?

–  В условиях МКДЦ реализуется первый этап медицинской реабилитации больных неврологического и кардиологического профилей, который проводится после развития острого неотложного состояния или проведенной плановой или неотложной хирургической операции. Данный этап включает в себя стадии реанимации (в условиях инсультного отделения – палата интенсивной терапии) и специализированного отделения (неврологического для больных с ОНМК, кардиологического при инфаркте миокарда, нейрохирургического, кардиохирургического или сердечно-сосудистой хирургии).

Весь процесс реабилитации имеет мультимодальный характер: лечащий врач назначает лекарственную терапию, медицинские сестры выполняют назначения лечащего врача, проводят необходимые процедуры по уходу. Врач ФРМ координирует деятельность всех специалистов МДРК и производит свой осмотр: определяет с помощью специальных функциональных проб и тестов выраженность нарушения функций и оценивает реабилитационный потенциал пациента. На совместном собрании специалистов МДРК по каждому пациенту индивидуально осуществляется постановка реабилитационных целей, задач реабилитации, определяется индивидуальный план медицинской реабилитации больного. После чего в электронной истории болезни осуществляется назначение реабилитационных процедур. Например, при нарушении речи логопедические процедуры при нарушении глотания – специальные упражнения, направленные на восстановление глотания и т.д.

При невозможности самостоятельного обслуживания и ухода обязательно необходимо проводить обучение родственников пациента.

 

–  На что обращаете особое внимание в процессе реабилитации?

– Я, как специалист по социальной работе, изучаю социальные аспекты жизни пациентов: условия проживания, уровень образования и профессиональные навыки, хобби, вопросы вероисповедания и т.п., выявляю его основные проблемы социальной дезадаптации на момент заболевания. Данная информация помогает выстроить программу реабилитации. Для документального оформления моей работы на основе зарубежного опыта впервые в Российской Федерации создаю формализованный протокол осмотра специалиста по социальной работе в Электронной истории болезни пациента.

Также с пациентом работают психологи: оценивают его психоэмоциональное состояние, проводят тестирование, разговаривают с родственниками, которые осуществляют уход. К моменту выписки врач ФРМ пишет заключение и рекомендации для пациента и его родных.

При необходимости провожу полноценную работу с родственниками на предмет оказания социальной помощи со стороны государства; иногда с родственниками достаточно просто побеседовать, поговорить на отвлеченные темы, поддержать эмоционально, психологически. Обычно через месяц-полтора после выписки некоторых проблемных пациентов обзваниваю, узнаю, как идут дела. Чаще всего, им удается оформить социальную помощь.

 

b_500_359_16777215_0_0_images_icdc_2022_2022_03_25_3.jpg

 

Бывают случаи, когда родственники отказываются от пациентов?

– Да, к сожалению, иногда такое случается. Причины разные: у родственников нет возможности ухаживать за пациентом (например, они работают полный день), нет специальных условий для ухода за нашими пациентами или полное отсутствие родственников, друзей. В таком случае мы, при взаимодействии с социальными службами, организовываем его пребывание в стационарное учреждение социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов),но при главном условии –  пациент должен устно и письменно подтвердить свое согласие на пребывание в социальном учреждении, в присутствии специалистов органов социальной защиты.

В социальном приюте находятся пожилые, одинокие люди, за которыми невозможен уход дома, у которых отсутствуют родственники. В данном учреждении они находятся на полном государственном обеспечении учреждения с полноценным штатом медицинских и социальных работников.

Бывает и такое, когда в подобные учреждения родственники сами просятся устроить, добровольно. Например, если пациенту не хватает постоянного живого общения, в доме-интернате он может найти людей по интересу и не чувствовать себя одиноким.

В доме-интернате, где я проходила практику, был целый этаж бабушек-хохотушек: они организовали хор и устраивали концерты. Было там и отделение, где плакать хотелось: с одинокими лежачими пациентами. В жизни всегда есть место таким контрастам.

 

Какие еще задачи стоят перед социальным работником?

– Вопросы социальной поддержки от государства: информирование пациентов о социальных гарантиях и выплатах, которые они могут получать от государства в случае утраты трудоспособности, если они одиноки и не могут обеспечить самостоятельный уход. Большинство пациентов не знают, что существуют целые комплексы социального обслуживания, куда они могут обратиться, где им подскажут, окажут необходимую помощь по социальным вопросам.

Считаю, что я на своем месте. Есть возможность развиваться, учиться и, самое главное, помогать людям.

 

Существуют ли какие-то специальные программы по информированию?

– В доковидный период мы проводили школы пациентов для самих пациентов и их родственников.  Каждый день выступали разные специалисты, освещали разные стороны всестороннего ухода за данной категорией пациентов, психотерапию, вопросы, связанные с питанием, кормлением, занятиям ЛФК в домашних условиях, вопросы по мерам социальной поддержки. В моем случае много занятий мы посвящали темам социальной грамотности, обсуждали, что делать в случае инвалидности и на какие пособия и выплаты можно рассчитывать. Отдельно разбирали пенсии и льготы для пожилых людей, отвечали на дополнительные вопросы, касающихся оформления доверенностей, опеки. Надеемся, что в ближайшее время эта практика возобновится.

 

Какие организации помогают пожилым людям?

– В центрах социальной защиты, комплексных центрах социального обслуживания каждый пенсионер может получить необходимую помощь по своим волнующим вопросам. Сейчас на базах комплексных центров социального обслуживания благодаря грантовой поддержке открылись школы по уходу за пациентами, школы компьютерной грамотности, также можно вступить в Институт третьего возраста и найти клуб по интересам – история, литература, пение.

В рамках национального проекта «Здоровье и долголетие» получила развитие масштабная программа по системе долговременного ухода «Сиделка», в рамках которой возможно осуществить дополнительный уход силами профессиональных сиделок. В выписном эпикризе мы прописываем, что пациенту рекомендовано включение в данную программу, далее родственники пациента направляются в социальное учреждение и оформляют все необходимые документы. Перед выпиской я даю поэтапный инструктаж, что необходимо для оформления, чтобы у родственников не возникало вопросов и они не были в полной растерянности от всего происходящего.

Программа «Сиделка» подразумевает ежедневную помощь по уходу за больным (приготовление пищи, стирка, уборка помещения, а также непосредственный уход за пациентом, все гигиенические манипуляции), время нахождения сиделки – 4 часа в день. Лежачие пациенты требуют постоянного внимания, а благодаря этому родные могут немного передохнуть, посвятить время только своим делам. Мы тесно сотрудничаем с центрами соц. обслуживания: уведомляем их о выписке тяжелых дефицитарных пациентов. Вообще, на «Сиделку» может рассчитывать любой, у кого на данный момент нет возможности ухаживать за своими родственниками.

 

– Можно самостоятельно оформить документы для получения инвалидности?

– Да, процесс оформления инвалидности осуществляется самостоятельно родственниками пациента. Сейчас, на период пандемии, процедуру получения инвалидности упростили, пациенту не нужно присутствовать на итоговой комиссии ВТЭК, не нужно доставлять туда тяжелых лежачих пациентов. Это, конечно, огромная поддержка родственников пациентов. Вся комиссия проходит дистанционно, необходимо собрать и отправить комплект требуемых документов согласно перечню, а заключение присылается на почту.

Становится обидно, когда родственники даже не знают, что инвалиды первой группы могут рассчитывать на бесплатные средства по уходу – подгузники, пеленки, простыни, матрасы. Информировать их – это и есть часть моей работы.

Препятствий возникать не должно. Я стараюсь донести, что надо не бояться, а пробовать, и тогда все получится. Как сказал Томас Джефферсон: «Пока у тебя есть попытка – ты не проиграл».

 

Получается,  у Вас, в том числе, просветительская функция…

– Да. Хочу, чтобы каждый, кому нужна помощь, знал, как ее получить.  В идеале, мы стремимся к тому, чтобы все пациенты МКДЦ могли получать нужную информацию.

У нас много больших целей, и мы поступательно, маленькими шажками идем к их воплощению. 

 

–  Не сомневаемся, что все получится. Спасибо большое за интересное интервью!

 

Беседовала Анна Кузнецова

 

 
 
 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ