6 июня в Казани состоялся республиканский семинар-совещание «Инсультный практикум: неврологические синдромы при инсульте с позиции Международной классификации функционирования». С докладом о «Состоянии оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения в регионе» выступил главный невролог Министерства здравоохранения Российской Федерации, директор ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России, доктор медицинских наук, профессор Николай Анатольевич ШАМАЛОВ.
Татарстан — в лидерах
— Николай Анатольевич, добрый день! Вы не первый раз в Казани. Какова цель вашего сегодняшнего визита?
— Мы приехали в Казань для того, чтобы провести совещание главных неврологов ПФО. Это — регулярные мероприятия, где мы с коллегами смотрим, каких результатов в каком регионе мы достигли на сегодняшний день, по какому направлению стоит усилить работу. Обмениваемся опытом, намечаем дальнейшие цели.
Сегодняшнее совещание посвящено обсуждению вопросов, связанных с помощью пациентам с инсультом и другими неврологическими заболеваниями.
Оценка происходит по целому ряду параметров, которые характеризуют качество оказания помощи при инсульте. Например, летальность или частота выполнения тех или иных вмешательств: диагностических, хирургических, терапевтических, реабилитационных и т. д. Каждый специалист владеет ситуацией по своему региону, и вместе мы смотрим, где какая динамика и что нужно сделать для того, чтобы улучшить оказание помощи.
— Как обстоят дела в Татарстане?
— Очень хорошо. Республика давно является лидером в части помощи больным с инсультом и другой неврологической патологией. Здесь работают очень грамотные врачи под руководством главного невролога Приволжского Федерального округа, руководителя по направлению «неврология» Межрегионального клинико-диагностического центра Дины Рустемовны Хасановой, одного из лучших российских специалистов.
Деятельность МКДЦ хочется отметить особо. Мы тесно общаемся с коллегами, и их деятельность я оцениваю на самом высоком уровне. МКДЦ — один из лидирующих центров в нашей стране, куда приезжают учиться из многих регионов. Самые великолепные впечатления, самые высокие оценки, которые только могут быть.
Абсолютная революция
— Не так давно профессор Валерий Иванович Данилов в своём интервью отметил: пятьдесят лет назад, когда он начинал свой путь в медицине, нейрохирургические методы были на стадии каменного века. За прошедшие годы произошли серьёзные, можно сказать, — революционные изменения. Вы с этим согласны?
— Да. Конечно, мне сложно оценить, что было 50 лет назад (улыбается), я не был очевидцем, но знаю точно: за 15-20 лет произошёл абсолютно качественный скачок в помощи пациентам с инсультом, рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона, эпилепсией. Появилось много принципиально новых технологий, новых эффективных лекарственных препаратов, хирургических вмешательств, реабилитационных технологий. Да, безусловно, это абсолютная революция.
— О каких конкретно изменениях идёт речь?
— Например, для пациентов с рассеянным склерозом появился целый спектр препаратов (не один и не два), которые вывели качество их жизни на совершенно новый уровень. Появились новые лекарственные препараты и, в том числе, хирургические технологии для лечения пациентов с эпилепсией, с болезнью Паркинсона. Огромный скачок произошёл в помощи пациентам с инсультом — и в терапии, и в хирургии, и в медицинской реабилитации. Есть множество направлений, даже внутри нашей неврологической службы, где совершенно по-другому стала оказываться помощь, и, естественно, это отразилось на показателях!
Без повторов!
— И тем не менее: как не попасть в число ваших пациентов?
— Во-первых, проходить диспансеризацию. Казалось бы, банальная вещь, но она позволяет выявить проблемы со здоровьем: повышенное артериальное давление, повышенный уровень сахара, холестерина, и взять под контроль эти факторы риска. Во-вторых, если случается какая-то острая ситуация, а самая частая и самая социально-значимая проблема в неврологии — это инсульты, то, конечно, — не медлить, не ждать, а сразу же вызывать скорую помощь.
Соответственно, все наши граждане должны знать симптомы инсульта: внезапное появление слабости в руке или ноге с одной стороны, внезапное нарушение речи, внезапный перекос лица.
Если вы увидели эти симптомы у своих близких, не ждите, что пройдёт само. Чем раньше пациент поступит в стационар, тем более эффективную помощь мы сможем ему оказать. Инсульт — это процесс, существующий во времени. У нас даже есть такое понятие — «терапевтическое окно» — это первые несколько часов, когда мы можем оказать самую эффективную помощь. Дальше наши возможности в этом плане снижаются.
— Пациент быстро приехал, что с ним будут делать дальше?
— Сначала его осмотрит специалист-невролог для того, чтобы поставить или подтвердить диагноз «инсульт» или какой-то другой диагноз, который может прятаться под маской инсульта. Ему сделают компьютерную томографию, опять же для того, чтобы подтвердить или исключить инсульт или выявить что-то другое. И дальше, в зависимости от того, какой это инсульт: ишемический или геморрагический, лечение будет разным. Ишемический инсульт вызывается закупоркой сосуда, после чего погибает какая-то часть мозга, которая кровоснабжается этим сосудом. При геморрагическом инсульте суть заключается совершенно в другом: там разрывается сосуд, и формируется кровоизлияние в вещество мозга или под его оболочки. Соответственно, если это закупорка сосуда и случается ишемический инсульт, мы можем либо растворять тромбы, которые вызвали эти закупорки, либо их хирургически удалять. Если же это кровоизлияние, то в ряде ситуаций необходимо нейрохирургическое вмешательство: удаление этой гематомы, клепирование аневризмы (если это случилось вследствие разрыва аневризмы).
Таким образом, для ведения всех пациентов, вне зависимости от того, какой это инсульт, применяется интенсивная реанимационная помощь, а следом — ранняя медицинская реабилитация, технологии которых одинаковые для всех пациентов с любым инсультом.
В больницах, где есть инсультное отделение, работают не только неврологи, но и реаниматологи, врачи физической реабилитационной медицины, инструкторы лечебной физкультуры, врачи по лечебной физкультуре, физиотерапевты, психологи, логопеды. Это — целая команда, которая занимается самыми разнообразными проблемами пациента.
Инсульт может проявляться самыми разными признаками. И наша задача — выявить, какая симптоматика является лидирующей, что наиболее инвалидизирует пациента, и, соответственно, больше привлекать профильного специалиста. Например, если в большей степени у пациента выражены речевые нарушения, то ведущим специалистом будет логопед, который будет заниматься с пациентом по специальным методикам. Если в большей степени превалирует двигательный дефицит, полный или частичный паралич, то ведущим специалистом будет инструктор по лечебной физкультуре или врач по лечебной физкультуре, кинезотерапевт, который будет заниматься его двигательным дефицитом.
— Повторный инсульт может случиться?
— Да, и это существенная проблема. Примерно каждый пятый инсульт — это инсульт повторный. И люди, которые перенесли инсульт, как и любое другое сосудистое событие, как мы это называем (инфаркт миокарда — это тоже сосудистое событие), находятся в группе риска по развитию повторных сосудистых событий: инсульта или инфаркта. Поэтому профилактические мероприятия у людей, которые уже перенесли инсульт, вне зависимости от степени тяжести (он может быть совсем лёгким по своим симптомам), должны быть обязательными. Нужно не прекращая принимать назначенную терапию и соблюдать рекомендованный режим. Плюс мероприятия по медицинской реабилитации, и в некоторых ситуациях хирургическая профилактика — удаление бляшек из артерий, которые кровоснабжают мозг. Если человек не очень за этим следит и нерегулярно принимает таблетки, не показывается доктору, то существенно возрастает риск повторных инсультов, и мы таких больных видим. При этом повторный инсульт всегда тяжелее и чаще заканчивается неблагоприятным исходом.
— Бывает, что пациент чувствует себя нормально и перестаёт соблюдать рекомендации…
— Безусловно. И наша задача — убеждать пациентов в том, что лекарства, которые мы выписываем, направлены не на то, чтобы убрать те или иные имеющиеся симптомы, а на то, чтобы уменьшить риск повторных инсультов, инфарктов миокарда и других сосудистых событий. А вот заниматься инсультной симптоматикой, уменьшать её — это задача реабилитации (логопед, психолог, врач физической реабилитационной медицины и т. д.). Необходимо доносить до людей эти особенности. Потому что человек после инсульта зачастую ожидает, что препараты, которые он принимает, помогут ему справиться с параличом или речевыми нарушениями. Нет, препараты, которые мы назначаем, имеют цель профилактики повторных сосудистых событий. В этом — их основная задача.
— То же самое у пациентов, перенёсших инфаркт?
— Да, вторичная профилактика имеет много схожих черт — как у пациентов, которые перенесли инфаркт миокарда, так и у пациентов с инсультом.
Профилактика и средиземноморская диета
— Помимо диспансеризации, что ещё можно сделать для профилактики этих заболеваний?
— Соблюдать здоровый образ жизни. Следить за артериальным давлением, за уровнем сахара в крови, холестерином. Нужна регулярная физическая нагрузка, исключение чрезмерного употребления алкоголя, курения. Оптимальна средиземноморская диета с высоким содержанием овощей, фруктов, уменьшением потребления животных жиров. Казалось бы, нехитрые правила, о которых все знают, но не все их соблюдают.
— Как будет развиваться направление вашей деятельности в ближайшее время? Каких достижений ждать?
— Мы развиваетсяв разных областях. Это — создание новых препаратов, в первую очередь, лекарственных, которые будут направлены на лечение тяжёлых, казалось бы, сейчас неизлечимых болезней. У нас действительно есть очень много врождённых заболеваний, которые сегодня, к сожалению, никак не лечатся. И сейчас появляется всё больше и больше препаратов, которые помогают от таких болезней. Плюс развитие хирургической помощи, я имею в виду нейрохирургию, которая сейчас очень активно используется для лечения эпилепсии, болезни Паркинсона, хронических болевых синдромов и ряда других заболеваний. То, что 10-15 лет назад мы и представить себе не могли, сейчас стало рутиной. Я думаю, что будущее — в развитии этих методов: хирургических и медикаментозных.
Материал Альбины Абсалямовой.
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя